visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Самые старые снимки Троице-Сергиевой лавры (попытка датировки)

Найденным за последние дни изоматериал позволяет приступить к первым попыткам систематизации самого раннего периода истории Сергиева Посада. В данном случае нас интересует только один, самый знаменитый вид Троице-Сергиевой лавры с юго-востока, мимо которого не прошёл ни один художник или фотограф. Первое реалистическое изображение создал в 1825 г. знаменитый французский ведутист Кадоль.

Самый ранний снимок, как мне удалось установить, был сделан в период между 1860 и 1862 гг. неизвестным фотографом:


К сожалению, это самый смотрибельный вариант из всех, что удалось найти в Интернете. Качественная репродукция хранится в Государственном историческом музее (Москва). Уверен, что дело чести для всех радонежских краевдов добиться, чтобы это уникальное фото стало доступно для всех в оригинальном разрешении.

А пока что мы имеем в высоком разрешении лишь  художественную репродукцию этого снимка, опубликованную типографией Лавры в ноябре 1862 года.

Нижней датой я полагаю 1860 год, когда была перестроена часовня Пятницкого колодца (самый нижний храм на снимке). Внешне он при этом практически не изменился, зато именно с этой перестройкой (я уверен) было свяно появление тропы вокруг здания, а также сходов с шоссе и мостика-лавы.  На гравюре 1856 года видно, что трава доходила до самых стен храма.

Второй старейший снимок был сделан, вероятно, вскоре после первого:


Как я уже писал, по своим деталям он соответствует литографии, которая датирована в Интернете 1862 годом:



Самое главное отличие второго снимка от первого состоит в том, что дом в шесть окон с мезонином (в правом нижнем углу) уже уступил место дому в три окна с пристройкой в три окошка, но ещё стоит сарайчик с односкатной крышей, оставштйся от прежнего домохозяйства.

Также ещё цел "помост" сходов с  загадочным "камнем" за часовней Пятницкого колодца. Вот он крупным планом на художественной репродукции с первого снимка:




Увы, в полной уверенности в правильности датировки литографии 1862 годом нет, надо как-то её перепроверять. Но пока предположим, что она верная. Тогда второй снимок был сделан, скорее всего, в том же 1862 году. Правда, есть некоторое расхождение: на литографии, как и на самом первом снимке, Пятницкая башня не имеет контрастной окраски, она выглядит однотонной. А вот на втором фото она уже двухцветная (оставалась такой до 1963 или 1964 г.). Вообще, башни впервые были покрашены в красный ещё в 1780 г., но в 19 веке краска, по всей видимости, постепенно сошла, а где-то в 1862 г. её подновили.

Теперь смотрим третий снимок, который известен по одной публикации 1876 года, но сделан был явно раньше:
1870 Троице-Сергиева лавра1.jpg
КРУПНО

Этот снимок известен краеведам уже давно и ещё три дня назад считался старейшим для города.
Что изменилось?
Вместо "помоста" сходов с шоссе появилась лестница, плюс исчез старый сарайчик с односкатной крышей.

Примерно в одно время с предыдущим был сделан ещё один снимок:


Здесь также уже появилась лестница, вместо "помоста" сходов.
Это вполне могло случится уже к 1863 году, а вот какова верхняя дата для обоих снимков?

В Интернете нашлись две литографии, обе датированные 1871 годом. Первая, например, здесь.
1871 Тоновая литография.jpg

Вот вторая:


На обеих в правом нижнем углу вместо избы появился двухэтажный дом.
При этом почему-то вновь появился "помост" сходов вместо простой лестницы. Моя версия такова: художники использовали старые гравюры, на которых для свежего издания актуализировали застройку, но на "помост" просто не обратили внимание. Заодно гравёры дотошно воспроизвели три фигуры перед мостиком со старейшего снимка. Издержки жанра)).

На гравюре И.И.Старченкова 1874 года "помост" за часовней всё ещё существует:
1874 Старченков Иван Иванович2.jpg

Удивительно, но в своём первоначальном виде двухэтажный дом пока не найден на фотографиях.
На снимке 1880-х он уже перестроен и имеет тот вид, в котором дотянул до конца 20 века:


Таковы первые итоги нашего исторического расследования.
Надеюсь, местные краеведы и другие знатоки окажут помощь в его продолжении.

Tags: 1860-е, 1870-е, Датировка снимков, Подмосковье, Сергиев Посад, Старейшие снимки городов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Парадное

    На параде 9 мая. Василий Малышев, РИА Новости, 1965 год: Парад на Красной площади 9 мая 1965 г. прошёл в День Победы, в 20-ю годовщину со дня…

  • Фотолетопись Москвы от Главархива

    Главархив Москвы поделился фотографиями из своих фондов. Конечно, эти несколько альбомов - сущие крохи, но что-то интересное там найти можно.…

  • "Шведская модель"

    Тема пандемии стремительно уходит из повестки: вслед за Китаем в большинстве стран Европы удалось взять ситуацию под контроль и в разы снизить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment