?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как знают читатели, в нашем проекте 20 век в цвете с прошлого года появилась дополнительная серия, посвященная городской жизни. Хотя в определённой мере это самостоятельный проект.

Итак, какими были улицы мира четверть века назад? Насколько сильно они отличаются от современных?
К 1992 году автомобилизация развитых капиталистических и новых индустриальных стран "Третьего мира" была давно завершена, она просто достигла пределов вместимости городского пространства. И кое-где передовые умы урбанистики уже начали осознавать ненормальность такого положения, хотя начала пешеходно-велосипедной "реконкисты" было ещё довольно далеко.
С другой стороны, в мире имелись огромные пространства, ещё слабо завоёванные автомобилем: страны бывшего соцлагеря, Китай, Индия и наиболее бедные государства "Третьего мира". Именно в этих регионах за четверть века произойдут самые разительные изменения.
Наконец, в 1992-м на планете оставались отдельные "островки" с минимальным уровнем автомобилизации, такие как КНДР и Вьетнам.

Начнём с бывшего СССР. В первый год после его краха в большинстве бывших союзных республик из-за обнищания населения и перебоев с нефтепродуктами число автомобилей на улицах заметно сократилось по сравнению с позднесоветскими временами. Автопарк на 99% оставался советским, хотя на дорогах всё чаще мелькали "перегонные" подержанные иномарки.

Типичный московский траффик летом 1992-го у стен парламента:


Структура городского транспорта также оставалась ещё советской. Нашествие маршруток было ещё впереди, а эра бомбил только начиналась. В Москве ещё работало старое жёлтое такси, которое через несколько лет исчезнет как класс и превратится в полузабытое понятие из прошлого для целого поколения!

Стоянка такси у Курского вокзала в Москве. Федосеев, РИА Новости, 1992 год:


Невероятно, на даже в Калининграде в 1992 году было почти незаметно иномарок:


Почти на всём постсоветском пространстве важнейшим видом городского транспорта оставался трамвай, который начнёт своё массовое вымирание только спустя 5-10 лет после конца СССР.

Трамвай в Ростове-на-Дону, 1992 год:


Днепропетровск, 1992 год:


За пределами бывшего СССР самыми экзотическими в плане городского транспорта выглядели Куба, КНДР, Вьетнам и Албания.

Этот вид автобуса в Тиране 1992 года даёт очень наглядное представление о ситуации:


Таково было наследие 33 лет полного изоляционизма. Зато всего через несколько лет Тирана станет "столицей подержанных мерседесов".

Во Вьетнаме к 1992-му уже несколько лет продолжались рыночные реформы, однако их пока ещё скромные результаты в большей степени были заметны в "экономической столице" страны — Сайгоне. В основном в виде рекламных баннеров на центральных улицах:

Частных автомобилей в городе тогда ещё практически не было, а многочисленный старый (франко-американский) автопарк куда-то таинственно исчез в 1975 году.

В политической столице Ханое жизнь внешне выглядела почти также как во времена "военного коммунизма" 1960-х:


Уже через несколько лет велосипедистов окончательно вытеснят скутеры и только через два десятилетия на улицах Ханоя появится ощутимое количество автомобилей (даже придётся начать строительство автоэстакады).

Единственные в соцлагере велорикши сохранились во Вьетнаме как дань традиции и туристический аттракцион.
Хотя в 1992-м это был, пожалуй, всё ещё "полноценный" общественный транспорт:


Обратите внимание на количество людей на улицах! На тротуарах там просто не протолкнуться!
Старый штамп "два мира — два образа жизни" с полным успехом можно заменить на "один мир — два образа жизни".
Кажется, что между образом городской жизни двух восточно-азиатских коммунистических государств 1992 года лежала целая пропасть — настолько разительным выглядит сравнение Ханоя и Пхеньяна тех времён!

Просто шедевральное фото Пхеньяна 1992 года:


В одном кадре вместился практически весь тогдашний чучхейский урбанизм с абсурдом подземных переходов через пустые улицы.
Теперь, правда, они уже совсем не пустые. В последние годы количество автотранспорта в КНДР растёт в геометрической прогрессии. Не удивлюсь, если через десяток лет половина России будет ездить на чучхейских иномарках.

А вот Китай в 1992 году уже вышел на уровень производства в 1 миллион автомобилей (с 5 тыс. в 1985-м!). Теперь они производят 25 миллионов штук в год и разница налицо: не хватает уже 3-4-5-ярусных развязок. А четверть века назад машины только начинали заполнять главные магистрали китайских мегаполисов.

Реконструкция набережной Бунд в Шанхае, 1992 год:


У городских властей уже тогда хватило ума создать комфортную среду для пешеходов в наиболее привлекательном месте "экономической столицы" КНР:


Но это была лишь первая ласточка и на тот момент, скорее, исключение. В целом власти китайских городов тогда занимались жестким разделением пешеходных и автомобильных потоков, загоняя людей за железные заборы и на воздушные переходы.
В том же Шанхае в 92-м отчаянно пытались расчистить главную торговую улицу Nanjing Road (местный "Арбат") для автотранспорта с помощью высоких заборов:


Но в итоге улицу зачистили от машин.


В Пекине главный проспект в 1992-м выглядел всё ещё пустовато:


И на нём хватало всякий экзотики!


В бывших соцстранах Восточной Европы с 1992 года почти везде произошёл переход от умеренной автомобилизации к предельной. При этом транспортная инфраструктура старых, исторически сложившихся городов оставалась довольно консервативной.
Внешне сильнее всего изменился, пожалуй, Восточный Берлин.

Вокзал на Фридрихштрассе в 1992 году:


Это же место в наше время:


Ну и конечно, старый ГДРовский автопарк 1992 года остался только в воспоминаниях:


Автопарк Будапешта в 1992 году:


Варбурги, Трабанты и Баркасы:


Весь цвет социалистического автопрома:


Посмотрим теперь, какими были в 1992 году улицы мегаполисов "Третьего мира". Они вроде бы так все похожи друг на друга, но если приглядеться, то можно увидеть какую-то местную специфику и даже экзотику.

Огромный мегаполис Джакарта к 1992-му окончательно превратился в "город для автомобилей":


Через пару десятилетий этот город ждал полный транспортный коллапс и судорожные попытки перестроить городские магистрали под общественный транспорт.

Удивительно, но один из крупнейших городов мира Каир сохранил свою трамвайную систему, созданную ещё в 19 веке.
Эти вагончики остались неотделимой частью его ближневосточного колорита:


Очень мудрое решение! Кстати, в 2013 году было объявлено, что будет проложена современная трамвайная линия от Центрального железнодорожного вокзала Насер-Сити в Новый Каир, способная выдерживать пассажиропоток до 30 тысяч пассажиров в день.

Крайне обычно выглядели четверть века назад улицы индийских городов. Не только из-за многолюдья пёстрой толпы и вездесущих "тук-туков", но не меньше по причине сверхархаичного автотранспорта. Его символом стал «Амбассадор» — индийский автомобиль, производимый автозаводом Hindustan Motors. Его производство было начато в 1957 году, и с незначительными изменениями и улучшениями продолжалось до 2014 года!
Из-за превратностей индийского капитализма иномарки в страну практически не ввозились, а своё производство до 2000-х было мизерным.
Поэтому автостоянка в аэропорту Калькутты 1992 года выглядела так:


Спустя четверть века Индия стала одним из ведущих автопроизводителей мира (5-е место), но "Амбассадоры" всё ещё встречаются на каждом углу.

Ещё индийские улицы отличает хаос городской архитектуры с невероятным нагромождением цветастых рекламных конструкций:

Та же Калькутта 1992-го:


Ещё один город с архаичным транспортом в 1992 году - бирманская столица Рангун. Там с 1962 г. строили нечто вроде социализма и иномарок почти не ввозили. С 1988 года в стране пошли крутые перемены, но 25 лет назад они ещё не очень затронули колорит местных улиц:


Теперь там обычный мегаполис "Третьего мира" с гигантскими пробками и бездумным строительством автоэстакад.


Пожалуй, самыми необычными и "экзотическими" в 1992 году были улицы не в КНДР и Вьетнаме, а в тех странах "Третьего мира", где шла война. Там городская жизнь полностью деградировали и вся инфраструктура опустилась до средневекового уровня.

Достаточно взглянуть на одну из главных улиц Кандагара в 92-м:


А это Герат эпохи афганского пост-апокалипсиса, 1992:


Половина мировых мегаполисов к 1992 году, причём не всегда самых богатых, уже успели столкнутся с проблемой хронических автомобильных пробок, т.е., с кризисом сверхавтомобилизации.

Тегеран-92:


Обратите внимание, что почти весь иранский автопарк местного производства, но модельный ряд крайне бедный. Почти все легковушки - это "Пейкан", выпускавшийся в Иране автомобилестроительной компанией Iran Khodro с 1967 по 2005 год.
"Пейканы" выпускали так долго, что правительство Ирана даже официально обратилось к владельцам Iran Khodro с просьбой снять с производства устаревшую и неэкологичную модель, но после того, как IKCO в 2005-м перестало изготавливать "Пейканы", выпуск автомобиля продолжился в Судане.

В отличие от Ирана, у Южной Кореи не было проблем с быстрым обновлением и разнообразием автомобильного ряда.
Сеул 1992-го уже вполне пришёл к успеху в виде небоскрёбов и уличных пробок:


И Бангкок 1992-го тоже пришёл к успеху:

Здесь одними из первых в "Третьем мире" встали на тупиковый путь строительства городских автоэстакад.

Конечно, улицы развитых стран за 25 лет изменились не так сильно. Главные перемены коснулись появления велоинфраструктуры и расширения пешеходных пространств.
Знатоки, конечно, отметят и изменения в дизайне автомобилей.

Лондон - символ консерватизма, его классический образ кажется почти неизменным:


Но и здесь время неумолимо. "Вечный" Routemaster, ходивший по городским улицам с 1956 по 2005 год, теперь уже история! Зря они их все списали, могли бы оставить на маршрутах хотя бы десяток на правах "heritage tram", на радость местным и туристам.

В "вечном городе" Риме шаг перемен тоже весьма неспешный. Тем более, в его исторической зоне.
Знаменитое детище фашистского урбанизма Via dei Fori сегодня не очень отличается от того, как она выглядела в 1992 году:


Вроде бы велодорожку добавили и ограничили движение частных автомобилей. А вот добиться полного запрета движения автотранспорта по ней пока не удаётся. Только по воскресениям Via dei Fori становится пешеходной.

Ещё один консервативный европейский город, Вена, бережно сохранял свой трамвайный транспорт:


Чикаго 25 лет назад:


В угловатых очертаниях и габаритах машин всё ещё читаются отголоски моды 1970-х, которая дела американский автопром непохожим на любой другой.

Авенида 9 июля в Буэнос-айресе, 1992:


Обратите внимание, что аргентинцы  находились в зоне влияния европейской, а не американской автомобильной моды!

Но при всей своей европейскости Аргентина всё-таки чуточку страна "Третьего мира" и помпезность парадных авенид её столицы в 1992 году оживляла весёлое разноцветье автобусов:



Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Recent Posts from This Journal

  • Фотонаследие городов России 1990-2009 гг.

    В продолжение темы Потерянная фотоистория 2000-х. Поскольку снимки российских городов периода 2000-х годов с каждым днём представляют собой всё…

  • 20 век в цвете: какой была наша страна 40 лет назад

    Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете СССР 1978 года, наша страна ровно 40 лет назад. Наверное, современному поколению трудно будет понять, что…

  • Сегодня в Москве

    Пару дней назад в Париже прошла манифестация против изменения климата. Протестующие несли плакат: "27 градусов 13 октября — вы считаете,…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
creaze
Oct. 19th, 2017 03:15 pm (UTC)
Венские трамваи в начале нулевых никуда не делись.

По ветке метро У6 (проходящей по кирпичной (!) эстакаде, построенной на рубеже 20 (!!) века) ходили, вперемешку с новыми, составы из переставленных на более мощное шасси трамвайных вагонов.
calendulae
Oct. 19th, 2017 04:24 pm (UTC)
Аргентина, действительно очень не американская. В ней испанцы "чище", чем в самой Испании, где очень замешались маврами. Потомки конкистадоров гораздо меньше смешивались с местными индейцами, чем соседи-португальцы в Бразилии. Так что не зря немцы в конце войны массово бежали именно в Аргентину, самую "арийскую", естественно после "великого Рейха", страну.
visualhistory
Oct. 19th, 2017 04:26 pm (UTC)
Что самое интересно, что среди аргентинцев потомков испанцев гораздо меньше, чем потомков итальянцев.
typingm0nkey
Oct. 19th, 2017 04:49 pm (UTC)
> "Вечный" Routemaster, ходивший по городским улицам с 1956 по 2005 год, теперь уже история! Зря они их все списали, могли бы оставить на маршрутах хотя бы десяток на правах "heritage tram", на радость местным и туристам.

Пять Routemaster'ов обслуживают heritage-маршрут 15. Статья в английской википедии: "London Buses route 15 (Heritage)".

Вот он на гуглопанораме, сделанной в марте 2017:
goo.gl/maps/rJqmBrcyzVJ2
visualhistory
Oct. 19th, 2017 04:58 pm (UTC)
Спасибо, не знал!
von_hoffmann
Oct. 19th, 2017 09:11 pm (UTC)
Не удивлюсь, если через десяток лет половина России будет ездить на чучхейских иномарках.
Для этого корейцам сначала придётся свергнуть династию Кимов и установить нормальный капитализм, как в соседних Китае и Южной Корее.
kneiphof
Oct. 20th, 2017 02:49 pm (UTC)
"хотя начала пешеходно-велосипедной "реконкисты" было ещё довольно далеко."

Не-а :) "Реконкиста пешехода" началась еще в поздних шестидесятых-ранних семидесятых. Хоть и не массово, но вполне отчетливо. Поверьте, я эту тему глубоко копал. В основном на примере Бельгии (хотя Бельгия, кстати, далеко не самая прогрессивная страна в том, что касается городской транспортной политики). Перелом транспортной парадигмы "в головах" - это семидесятые. А вот на практике он растянулся до сих пор, и до некоторых стран еще практически не докатился.

"Невероятно, на даже в Калининграде в 1992 году было почти незаметно иномарок"

В этой фотографии прекрасно все! (без малейшего сарказма). В моем детстве (как раз та эпоха) иномарками в Калининграде были польские "Жуки" (фургоны и легкие грузовики) (наверное единственные восточноевропейские машины, организованно подставлявшиеся в СССР). Изредка попадались западноевропейские машины, нередко привезенные моряками (вернее, в основном речниками Западного Речного пароходства) из Европы еще в (поздне)советские времена (и где они только запчасти доставали?). Но именно - изредка. Западноевропейский автохлам начали массово ввозить, как мне кажется, буквально через год-два после даты фото. Когда мои родители покупали первую машину (год, вроде, 1993) мы еще на полном серьезе в качестве варианта рассматривали Жигули и даже Москвич (ездили, смотрели)! Но в итоге купили Опель-Кадет. Году к 1995 такой выбор уже не стоял - все покупали старые иномарки. Авторынок Борисово - как много в этом слове!!!

"Ещё индийские улицы отличает хаос городской архитектуры с невероятным нагромождением цветастых рекламных конструкций"

Похоже на Японию ^_^ Только беднее и _намного_ грязнее. Впрочем, вот это все (хаотичная застройка, визуальное засорение проводами и рекламой, автомобильноориентированное городское пространство) типично, наверное, для всею южной, юго-восточной и дальневосточной Азии практически вне зависимости от уровня экономического развития.
czerjoszyn
Oct. 21st, 2017 10:32 pm (UTC)
Я был в США в 1998 году; «сплющенных» автомобилей тогда уже практически не встречалось, а если они и встречались, то крайне редко.
Michael Antonov
Nov. 3rd, 2017 06:20 am (UTC)
= с абсурдом подземных переходов через пустые улицы. =

С прицелом строили.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner