?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В нашем проекте сравнительная историческая урбанистика было уже 14 постов:
1934-36-улицы, 1941-улицы, 1946-улицы, 1947-улицы, 1955-улицы, 1956-улицы, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1986-улицы, 1992-улицы1996-улицы, 2006-улицы

Сегодня посмотрим, как выглядели улицы мира в 40 лет назад, т.е. в 1977 году.
Это было время, когда автомобилизация в наиболее развитых странах Запада приближалась к своему пику. Трудно поверить, но тогда на планете оставались государства, почти не затронутые этим процессом. И среди них был миллиардный Китай.
Даже в мегаполисах основным средством передвижения оставался велосипед.

Самый центр многомиллионного Пекина 40 лет назад выглядел так:


Если бы не синие френчи, то эту картинку вполне можно было бы назвать мечтой современных копенгагенских урбанистов))
Думаю, что сейчас немало пекинцев, задыхающихся в объятиях бесконечных хайвеев, с ностальгией вспоминают те времена.
Что интересно: по суровости своего климата Пекин практически не уступает Москве, но зимой там в любые снегопады точно также ездили на работу на велосипедах. Ну, или ходили пешком.

Здесь, конечно, не зима, а межсезонье (главный проспект Пекина в 1977 году):


Другая столица восточно-азиатской соцстраны, город Вьентьян. Уровень развития Лаоса был на порядок ниже китайского, но соцстрой установлен всего два года назад, поэтому от прежнего феодально-монархического режима достался относительно большой автопарк (вскоре он куда-то исчезнет, как и в Сайгоне):


Обилие велорикш делало Вьентьян похожим на города Индостана. Столица Лаоса в 1977 году:


Яркий колорит Вьентьяна:


В европейских соцстранах (кроме Албании) с автомобилизацией в 1977 г. было лучше, хотя по этому показателю они в разы отставали от капстран. Теперь хочется сказать "к счастью".

Большая автопаркова у Дворца Республики в Восточном Берлине, 1977:

Представлена почти вся линейка ГДРовского легкового автопрома.

По количеству автомобилей (и трамваев!) социалистический Будапешт 1977 года едва ли отличишь от соседней капиталистической Вены:


КРУПНО

Обратите внимание, что номенклатура автопарка при "гуляш-социализме" значительно шире, чем ГДРовская. Одновременно много советских и западных машин. У них тогда всё было.

Типичный московский траффик 1977-го на кадре из фильма "Служебный роман":


Глядя на этот кадр понимаешь, как мог в СССР 1970-х появиться хит "Автомобили автомобили буквально все заполонили". Уже тогда людям стало казаться, что машин в больших городах стало слишком много, а сейчас их количество по сравнению с 1977-м у нас увеличилось в 10-15 раз!!!

Невский проспект 1977-го:


Там же, но летом. "Генетическая память" и здравый смысл пешеходов не позволяют им пересекать узкую улицу через подземный переход:


На Киевском Крещатике в 1977-м автомобилей было заметно меньше, чем в наше время:


При этом обратите внимание, что уличная инфраструктура уже соответствует второму уровню автомбилизации: подземные переходы и заборы для пешеходов, т.е. жесткое физическое разделение автотранспортного и пешеходного потоков. Дальше - только строительство хайвеев в городе (это уже третий, высший уровень автомобилизации).


Теперь посмотрим, на чём и как ездили в городах "Третьего мира" 40 лет назад.

Весь колорит индийского траффика на одном снимке Калькутты 1977 года:


А теперь сравните капиталистическую Калькутту с социалистическим Будапештом того же 77-го и подумаем, какие факторы больше определяют нашу жизнь: культурно-цивилизационные или социально-идеологические?

Провал во времени в Калькутте 77-го:


Это улица не в деревне, в а центре 10-миллионного мегаполиса. Наглядный итог 30-летнего строительства "капитализма с индийской спецификой".

Типичнейший индийский траффик в Агре 1977-го:


Это настоящий феномен. К концу 1970-х только полуостров Индостан оставался ареалом распространения велорикш в мире (ну, ещё страны Индокитая). При этом в более бедной и отсталой центральной Африке улицы крупных городов уже были забиты автомобилями.

У здания Парламента в Дели, 1977 год:


Как бы прогресс по сравнению с тем же местом в 1947 году:


Обычная улица в Дели 1977 года:


Индия на столько большая и многообразная страна, что даже в характере городского таффика имеются некоторые региональные различия. Дели и Бомбей несколько цивильней Калькутты и Мадраса. На Севере было больше скутеров (почти предмет роскоши для большинства населения).

По своему специфичен городской траффик в Гонконге. На улице Des Voeux Road в деловом центре из транспорта видны только двухэтажные автобусы и такие же двухэтажные трамваи:


Такого сочетания к тому времени не встречалось, кажется, больше ни в одном городе мира.

По традиции, самые экзотические улицы Азии - в афганском Герате. Причудливое сочетание Средневековья и некоторых атрибутов относительно современной городской культуры в 1977 году:


А вот дореволюционный Кабул был очень прогрессивен. Там многому научились у советских урбанистов и помимо наших "Волг" и кварталов "хрущевок" в городе была создана система троллейбусного транспорта:


Правда, в 1977-м она ещё только готовилась к открытию и проходила тестирование (что видно на кадре), а регулярные рейсы пошли с 790го. В 1992 году после свержения народно-демократического режима прозападными душманами почти все атрибуты западной цивилизации в городе были похерены. Только в последние годы власти Кабула вновь заговорили о восстановлении троллейбуса.


Хайфа 77-го:


В общем-то чисто социалистический вид, вполне можно принять за какой-нибудь Сумгаит или новостройки Навои.

Более старые кварталы Хайфы — ничего, кроме автомобилей и потерявшийся среди них чужак-пешеход:


Скутер с коляской — это пять! Иерусалим-77:


Чисто социалистическая архитектура в древнейшем городе трёх религий:


Каир 1977 года, центральная автостанция на площади Тахрир перед зданием Национального музея:


"Третий мир" — он и есть "Третий мир". Представляете себе центральную автостанцию на Красной площади в Москве или на Дворцовой в Питере? Да вообще на любой главной площади столицы?

Но нем всё так плохо в Каире — там сохранили трамвай, даже в центре:


Стамбул, город на границе двух миров, в 1977-м:

С трамваем давно покончено, автотранспорт пытаются (пока тщетно) оградить железными заборами от вездесущих пешеходов. Традиционную восточную улицы не легко превратить в образцовую автомагистраль.

Переизбыток автомобилей в предреволюционном Тегеране, поднявшемся на нефтяных доходах, поставил город на грань транспортного коллапса:


Тегеранская Hafez Avenue 77-го как предупреждение Москве 21 века:


Впрочем, местами Тегеран-77 выглядел очень даже мило, как и любой город с даблдеккерами)):


Тем временем столица Венесуэлы, также разжиревшей на нефтедоллдарах, уже начала задыхаться от избытка импортированных из США автомобилей и перешла к третьему этапу автомобилизации — строительству городских хайвеев (автоэстакад).
Хайвей Autopista del Este в Каракасе, 1977 год:


В Москве массовое строительство такого непотребства начнётся только через 30-35 лет.

Немного Африки.

Луанда 77-го спустя 2 года после получения Анголой независимости выглядит так, будто это сама Португалия и есть!:


Обычный южно-европейский город, практически никаких видимых признаков "Третьего мира". Одним словом, тяжёлое наследие колониализьма...

Вы только сравните с "Парижем Африки" (Дакаром) 77-го:


Там, правда, уже 17 лет успели пожить при независимости.

Южно-африканский Йоханесбург в 1977-м выглядит также как обычный мегаполис Запада:


В Москве такие двухэтажные троллейбусы (точнее, клоны таких троллейбусов) ходили до 1949 года.

Теперь посмотрим на улицы тех стран, которые в СССР называли "развитыми капиталистическими".

В эту категорию с некоторой натяжкой входила Греция, которая одной ногой стояла в "Третьем мире". Как раз в 77-м Афинах закрылась последняя трамвайная линия Перама-Пирей. Гигантский мегаполис, который всосал в себя половину населения страны, был отдан автотранспорту.
Центральная площадь Синтагма перед дворцом Греческого парламента разрезана широченной автомагистралью:


Сейчас такие площади в Европе стараются делать пешеходными по-максиму.

Исторический центр Афин забит автотранспортом и застроен малопривлекательными железобетонными конторскими зданиями:


А на Западе ещё говорили, что "коммунисты любят в бетон". Наверное, дело всё же не в идеологиях, а в уровне культуры (в т.ч. урбанистической) того или иного народа.

Лиссабон, столица беднейшей из стран Запада того времени:

Прекраснейший город в прекрасную эпоху, о которой теперь вспоминают с ностальгией. Эти жёлтые трамвайчики стали символом португальской столицы и это спасло их от исчезновения, а вот зелёные английские даблдеккеры остались в прошлом. Как и миленькие машинки Рено-4.

Ганновер 1977 года, будто ФРГ не входила в тройку мировых лидеров автопрома и не обладала крупнейшим автопарком Европы:


Если на фото центральной улицы высокоразвитого мегаполиса в кадр попали только трамваи — это высшее свидетельство настоящей цивилизованности и городской культуры.

И Милан 77-го со своими трамваями тоже крут:


Старый трамвайчик в Риме 77-го:


Как это мило, не правда ли?

А это вообще такой римский Рим, что дальше некуда:


И в Вене 77-го также рулит трамвай:


Тут вам не какой-нибудь Тегеран:


Не всё-таки в социалистическом Будапеште 77-го на улицах было машин побольше, чем в развитой капиталистической Вене))

Лондон, район Hampstead, 1977:


Это то, за что многие так любят Лондон — он уютен.

Лондон многие десятилетия был мировой транспортной столицей, он первым в истории узнал, что такое транспортный апокалипсис и первым сделал правильные выводы. Центр города - не место для частных повозок! Абсолютный приоритет — автобусу и такси.

Красные автобусы повсюду:


Оксфорд-стрит, одна из главных центральных улиц в 1977-м:


Вы только представьте себе такой сюр: столица одной из самых автомобильных стран мира, улица с роскошными бутиками, в которые солидные дамы и господа ни за что не поедут на общественном транспорте и вдруг... никакой парковки на тротуарах!!!!!

А всё потому, что англичане любят порядок и уважают закон. Там не Москва и дешёвые жлобские трюки с бумажкой на номере дорого корыта поперёк тротуара не проходят.

Леди-автоинспектор выписывает штраф за неправильную парковку скутера, 1977 год:


Нью-Йорк 77-го, традиционная местная забава с гидрантом в одном из старых кварталов:


Многие любят город именно за этот мрачный колорит.

Нью-Йорк, пересечение 5-ой авеню и 59-ой улицы, 1977:


Даже не верится, что Америка осталась той же самой Америкой, когда с её улиц исчезли эти танки))

А вот если исчезнет cable car из Сан-Франциско, то он точно перестанет быть тем самым Сиско:


Поэтому он уже никогда не исчезнет!

В Торонто 77-го трамвай также выглядел почти как Heritage tram:


Надеюсь, эта прогулка во времени и пространстве вам понравилась.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.


Recent Posts from This Journal

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
dentistrudik
Oct. 27th, 2017 01:05 pm (UTC)

Эх! Сорок лет назад китайцы ещё в ватниках ходили, а сейчас уже нас во многом перегнали!

vladimir_ray
Oct. 28th, 2017 08:29 am (UTC)
от правителей зависит успех
(no subject) - pharao - Oct. 30th, 2017 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Евгений Glock 17 - Oct. 28th, 2017 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - zara_man - Oct. 30th, 2017 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ahax - Oct. 30th, 2017 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zara_man - Oct. 30th, 2017 05:33 pm (UTC) - Expand
gordeich74
Oct. 27th, 2017 02:04 pm (UTC)
Большая автопаркова у Дворца Республики в Восточном Берлине, 1977
Интересно, с какой целью им понадобилось ретушировать фотографию - взгляните на серое авто справа с передом от Запорожца и задом от Вартбурга.
black_semargl
Oct. 27th, 2017 08:26 pm (UTC)
Потому что там на площади перед ним какое-то непотребство.
Вот и заполнили копиями других авто со стоянке.
И даже похоже отражение в стёклах сдублировали.
algotua
Oct. 27th, 2017 02:46 pm (UTC)
>>Глядя на этот кадр понимаешь, как мог в СССР 1970-х появиться хит "Автомобили автомобили буквально все заполонили".
Песня 87-го года
visualhistory
Oct. 27th, 2017 03:02 pm (UTC)
Понятно, спасибо.
(no subject) - juristgotab - Oct. 27th, 2017 10:22 pm (UTC) - Expand
erinacea
Oct. 27th, 2017 02:58 pm (UTC)
Какие разные города!

А в Пекине за всю зиму снег бывает всего пару раз (если вообще бывает), это сухой сезон.
visualhistory
Oct. 27th, 2017 03:01 pm (UTC)
Средняя температура января в Пекине – 6 градусов ниже ноля.
(no subject) - geraldineandme - Oct. 27th, 2017 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 27th, 2017 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - erinacea - Oct. 27th, 2017 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 27th, 2017 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - erinacea - Oct. 28th, 2017 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - erinacea - Oct. 27th, 2017 04:10 pm (UTC) - Expand
algotua
Oct. 27th, 2017 03:02 pm (UTC)
В Риме до сих пор такие старые трамваи остались
http://transphoto.ru/vehicle/148533/#n144912
http://transphoto.ru/list.php?serv=0&mid=4541&cid=231
extrimbiz
Oct. 27th, 2017 04:03 pm (UTC)
>Чисто социалистическая архитектура в древнейшем городе трёх религий:

Увы. Даже этот образец на порядок выше по своему уровню, чем социалистическая ( те же комми-блоки)
visualhistory
Oct. 27th, 2017 04:13 pm (UTC)
Так ведь комми-блоки - это копирование западных проектов дешевого типового жилья. Такими застраивались целые кварталы в Риме, Мадриде, Барселоне, Париже и Хельсинки. Так что правильнее их называть "каппи-блоки"))
(no subject) - extrimbiz - Oct. 27th, 2017 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 27th, 2017 05:31 pm (UTC) - Expand
egor_zvonaryov
Oct. 27th, 2017 04:28 pm (UTC)
Спасибо. Интересная подборка
jvc54
Oct. 27th, 2017 04:56 pm (UTC)
прогулка очень понравилась!
Зимфира Ахметова
Oct. 27th, 2017 05:16 pm (UTC)
С какой стати мотоциклы стали актёрами
Зимфира Ахметова
Oct. 27th, 2017 05:16 pm (UTC)
Скутерами
mongwu
Oct. 27th, 2017 05:48 pm (UTC)
к сожалению, в Сан-Франциско cable car уже не является обычным средством транспорта. После того как власти подняли плату за проезд до 7 долларов, на этих трамваях катаются только туристы (за остальные виды транспорта плата от 1.25 до 2.50 в зависимости от возраста).
tralivalit
Oct. 27th, 2017 06:07 pm (UTC)
>Что интересно: по суровости своего климата Пекин практически не уступает Москве, но зимой там в любые снегопады точно также ездили на работу на велосипедах.

Ты совсем долбанутый, а, колун?

+3,7 +2 +5,6 среднедневные температуры декабря, января и февраля в Пекине.

я уж не говорю о том, что снег в Пекине бывает очень редко, как и другие осадки - в муссоном климате зима сухой сезон.

Edited at 2017-10-27 06:10 pm (UTC)
garten_besitzer
Oct. 28th, 2017 06:39 pm (UTC)
В тексте много лажи и политоты голимой. А фотки интересные.
salashmat
Oct. 27th, 2017 11:35 pm (UTC)
Барнаул 70-е года
Igor Izha
Oct. 30th, 2017 06:21 am (UTC)
Да-да! Интересно бы увидеть подборку фото городов СССР тех лет!
(no subject) - salashmat - Oct. 31st, 2017 11:57 am (UTC) - Expand
alek_morse
Oct. 27th, 2017 11:55 pm (UTC)
Отличная подборка.

По Свердловску в 1977 ходили похожие на торонтовские модели трамваев Татра. Тогда они не воспринимались винтажными, а просто устаревающими.

Edited at 2017-10-27 11:59 pm (UTC)
lexp
Oct. 28th, 2017 01:23 am (UTC)
Многие места сильно деградировали за 40 лет...
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner