?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня в нашем проекте сравнительная историческая урбанистика 1987 год.

30 лет — это совсем немного по историческим меркам и многие из читателей прекрасно помнят то время. Но как изменился мир! Во многих странах сменился политический режим, общественный строй, образ жизни. Тысячи городов преобразились до неузнаваемости.
Итак, оправляемся в прогулку на нашей "машине времени".

Среди европейских столиц за эти 30 лет сильнее всего изменилась Тирана. Сейчас это типичный мегаполис "Третьего мира", задыхающийся в автомобильных пробках. В 1987 году там не было частных автомобилей ВООБЩЕ. Да и общественного транспорта почти не было. Город принадлежал пешеходам и велосипедистам.
Грузоперевозки обеспечивал гужевой транспорт:


На центральной площади Тираны царили тишина и покой:


Пхеньян 1987 года отличался от братской Тираны только шириной пустых проспектов:


В КНДР тоже не было частных автомобилей. Из-за ничтожного трафика в Пхеньяне до недавнего времени практически отсутствовали светофоры. Их заменяли женщины-регулировщицы, ставшие одной из "туристических достопримечательностей".
Разительные перемены на улицах северо-корейских городов начались лишь в самые последние годы.

Хотя в КНР 1987 года уже шло к концу первое десятилетие рыночных реформ и процветала частная торговля, даже в столице на улицах было очень мало автотранспорта, почти как во времена Мао. Основная масса людей передвигалась пешком и на велосипедах.

Одна из торговых улиц в Пекине, 1987 год:


Через пять лет, в 1992 году, КНР одним рывком выйдет на производство в миллион автомобилей в год, но пока автомобильный рынок страны находился в зачаточном состоянии.

На одной из главных артерий Шанхая в 87-м траффик состоит почти полностью из автобусов и грузовиков:


Типичный траффик 87-го в китайском Сиане:


Центральный проспект в Сиане 1987 г.:


Но теперь они пришли к успеху:


В странах Восточной Европы (кроме Албании) автомобилизация к 1987-году была уже на довольно приличному уровне, хотя автопарк заметно отличался от западного в сторону однообразия.

Берлин-1987 поделили "Трабанты" и "Варбурги":


Лейпциг-1987 аналогично:


Бухарест 87-го поделили автопромы советский и французский (местного разлива!):



В Бирме тоже строили социализм с опорой на собственный силы, с 1962 по 1988 год. Но к моменту введения самоизоляции туда успели завести довольно много автомобилей, которые к 1987 году выглядели уже весьма архаично:


Настоящим символом старого Рангуна были автобусы, переделанные из канадских военных грузовиков времён Второй мировой:


Увы, после начала либерализации в 1988 году вся эта экзотика довольно быстро стала уходить в прошлое, а Рангун (или как там его теперь?) стали превращаться в заурядный мегаполис "Третьего мира" с хайвеями и многоуровневыми развязками.

Экзотический вид улиц прошлого далеко не всегда определялся общественным строем, в не меньшей степени он был обусловлен культурно-цивилизационными различиями.

В капиталистической Индии к концу 1980-х автопарк был гораздо более архаичный и однообразный, чем в странах советского блока.

Бомбей 1987 года:


Но колорит индийских улиц всегда отличался, конечно, не только обликом автопарка.
Grant Road в Бомбее 1987 года:


В индийской провинции 87-го ездили вообще на таком (Bikaner, Rajasthan):


Пакистан тоже никогда не строил социализм, но его улицы были также мало похожи на западные, как албанские или северо-корейские.
Пешавар в 1987 году:


Этому есть только одно название: хаос))

Город Пенанг в Малайзии развивался очень динамично, но восточно-азиатский культурный код делал своё дело:


Если кому-то кажется, что на улицах наших городов слишком много рекламы и прочего визуального мусора, то можно утешиться: бывает гораздо хуже!))

Бангкок 1987 года уже столкнулся с транспортным коллапсом:


Вместо успокоения трафика и развития общественного транспорта в последующие годы там будут безудержно строить автоэстакады.

Немного Африки.
Милая экзотика старого Антананариву, 1987:


Своего рода символом мальгашской столицы стали Ситроены 2CV и Рено 4L, которые в самой Франции к 1987 году стали уходить на покой (при том, что Ситроен 2CV довоенной разработки клепали аж до 1988 года!)

Траффик в угандийской столице Кампале, 1987 (сравните с пекинским того же года!):




На другом полюсе мира находятся города, улицы которых (на первый взгляд) не особо изменились за 30 лет.

Лондон кажется вообще образцом неизменности:


Там первыми в мире столкнулись с транспортным коллапсом и первыми нашли из него выход, отдав центральные улицы общественному транспорту.

Гонконг в 1987 году был ещё под властью Британии, от которой воспринял весьма консервативное отношение к городскому транспорту:


Токио к 1987-му уже давно достиг физического предела автомобилизации, дальше просто было некуда:


Да, угловатые седаны с тех пор сменили формы на более обтекаемые.

Седаны вообще, кажется, вышли из моды, уступив место хэтчбэкам.
В 1987 году этот процесс уже начинался, что можно наблюдать на примере парижского траффика:


Кстати, на заднем плане, кстати, commi-blocks detected!

Парижские улицы 1987-го, превращённые в одну сплошную автостоянку — для нас это было "воспоминание о будущем":


Но хоть поперёк тротуара не парковались, и на том спасибо.

Даже на самом пике автомобилизации Париж сохранял элементы цивилизованной городской культуры.
На главной городской артерии, Елисейских полях, в угоду автотраффику не убрали брусчатку, не накопали подземных переходов и не прибавили пару полос за счёт деревьев:


Ещё заметнее изменение автомобильной моды в США.
Вид на Капитолий со стороны Индепенденс-авеню. Ю.Абрамочкин, 1987 год:


Сейчас большинство американских машин потеряли свою яркую индивидуальности и не особо отличаются от европейских или азиатских. А в 1987 году всё ещё было по-другому.

Если до Москвы чумное поветрие городских автоэстакад доползло лишь в последние годы, до для Нью-Йорка 1987-го это была повседневность с 50-летней историей:


К тому времени лишь старики помнили, что когда-то их город вполне обходился без этих монструозных конструкций.

Справедливости ради, не менее типичный Нью-Йорк 87-го:


Нормальная, живая улица, где половина машин приходится на жёлтое такси.

Бостон 1987 года в объятиях автоэстакад:


Вроде бы теперь это уже история: в последние годы крупные эстакады в центре Бостона были демонтированы. Началось выздоровление города после долгой болезни.

Из собранного материала по 1987 году я здесь использовал лишь 20%, чтобы не перегружать мозг читателей менее значительными примерами.

Про улицы городов СССР 1987 года дадим отдельный пост.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
shurikk77
Nov. 11th, 2017 09:49 pm (UTC)
В ГДР третьей по популярности легковой машиной после Траби и Вартбургов была Шкода.
jeteraconte
Nov. 11th, 2017 09:55 pm (UTC)
Частные авто необходимо запретить и развивать общественный транспорт.
candidg
Nov. 11th, 2017 11:45 pm (UTC)
Вроде бы теперь это уже история: в последние годы крупные эстакады в центре Бостона были демонтированы. Началось выздоровление города после долгой болезни.

Ох, это выздоровление дорого обошлось Бостону. Я как раз прожил год в Бостоне в конце 90х - эта стройка века (несчастные 2.4 км тоннеля) полу-парализовало весь траффик в центре. На 15 лет! А сколько денег там было украдено. Сколько скандалов было. Вот короткая выдержка из английской вики:

"Big Dig был самым дорогим автомобильным проектом в США и страдал от перерасхода средств, задержек, утечек, недостатков дизайна, сборов за плохое исполнение и использование некачественных материалов, криминальных арестов [2] [3] и одной смерти. [4] Первоначально проект планировалось завершить в 1998 году [5] с ориентировочной стоимостью 2,8 млрд. Долл. США (в долларах 1982 года, 6,0 млрд. Долл. США с поправкой на инфляцию по состоянию на 2006 год) [6]. Однако проект был завершен только в декабре 2007 года по цене более 14,6 млрд. Долл. США (8,08 млрд. Долл. США в 1982 году, что означает превышение стоимости примерно на 190%) [6] по состоянию на 2006 год. [7] По оценкам Boston Globe, проект в конечном итоге обойдется в 22 миллиарда долларов, включая проценты, и что он не будет выплачен до 2038 года. [8] В результате смерти, утечек и других недостатков дизайна, Bechtel и Parsons Brinckerhoff - консорциум, который курировал проект, согласились выплатить 407 млн. Долл. США в виде реституции, а несколько небольших компаний согласились выплатить общую сумму в размере около 51 млн. Долл. США [ 9]"
new_forester
Nov. 12th, 2017 05:48 am (UTC)
Получилось, тем не менее, довольно красиво. Сверху теперь парк, фонтаны, зелень. Приятно гулять.
kneiphof
Nov. 12th, 2017 11:55 am (UTC)
"Седаны вообще, кажется, вышли из моды, уступив место хэтчбэкам."

Вот, кстати, да. Мне и сейчас кажется, что настоящая машина - это именно седан и только седан. Хотя у самого хэтчбек. Седан, конечно, красивее, но хэтчбек практичнее. Кстати, насколько я могу судить (ну, например по машинам в современных американских фильмах/сериалах), в Америке седаны до сих пор сохраняют определенную популярность. По крайней мере в больше степени, чем в Европе.

"Кстати, на заднем плане, кстати, commi-blocks detected!"

Еще интереснее, что там ретропоезд под паровозом detected. Во Франции использование паровозов в пассажирском движении прекратилось в 1972 году. А тут, судя по вагону Compagnie Internationale des Wagons-Lits не просто поезд, а Simplon Orient Express, т.е. последняя инкарнация Восточного экспресса.
potapov_tlt
Nov. 13th, 2017 06:28 am (UTC)
Бухарест 87-го поделили автопромы советский и французский (местного разлива!) - кто бы знал, что французская платформа В0 станет главной на ВАЗе
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner