?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня в нашем проекте сравнительная историческая урбанистика улицы СССР 1987 года.

По официальной статистике, в 1987 году по СССР в целом на каждую тысячу городских жителей приходилось по 49 личных автомобилей (в РФ сейчас — 288). При этом в Литовской ССР — 108; в Эстонской ССР — 107; в Латвийской ССР — 84; в Грузинской ССР — 84; в Армянской ССР — 59 автомобилей на 1000 городских жителей. По этим показателям Советский Союз в разы отставал от развитых капиталистических стран. Но теперь кажется, что это было только к лучшему. Улицы и дворы наших городов не выглядели как одна сплошная автостоянка, дышалось гораздо легче.
На улицах Москвы к концу 1980-х машин и так было довольно много, на отдельных снимках может показаться, что траффик тогда был не менее интенсивный, хотя размеры столичного автопарка с тех пор увеличились в разы!

Москва, угол Сретенки и Колхозной площади, 1987 год:


Конечно, здесь в глаза бросается, прежде всего, моральная устарелость большинства марок. Дизайн "Волги" ГАЗ-24 был основан на американской автомобильной моде 1962 года, а прообраз всех "Жигулей" Fiat 124 был презентован публике в 1964 году. Про 401-й "Москвич" и говорить не приходится, это ещё довоенная немецкая разработка. А их в 1980е ездило по Москве ещё немало.

Согласно официальной статистике, общее количество личных легковых автомобилей в СССР 1987 года было около 14 миллионов, из которых примерно половину приходилось на РСФСР. На сегодня автопарк одной только России составляет 50 миллионов машин.

К 1987 году в Москве была только одна пешеходная улица - Арбат, открывшаяся после реконструкции в 1985 году:


Так сказать, первая ласточка будущей "пешеходной реконкисты".

За пределами Москвы автомобилей на улицах было ощутимо меньше, на них господствовал общественный транспорт.

На конец 1980-х пришёлся пик расцвета трамвайного хозяйства в СССР. Если в центре где-то закрывались участки, то общая длина путей росла. Например, в Ленинграде она превысила 1000 км. (для сравнения, в 1917 г. – 146 км.).

Ульяновск, ул. Минаева, 1987:


В Смоленске трамвай тогда ещё ходил по центральной улице Советской (пути сняли в 2001 г.):


Улица Беляева в Смоленске, 1987:

Здесь вездесущий трамвай дополняет довольно представительную картину номенклатуры советского городского транспорта конца 1980-х. Лимонно-жёлтое таки (разумеется, ГАЗ-24), яично-жёлтый "Икарус"-гармошка, пара непременных армейских уазиков, рафик-скорая и прочее.

Тула. Улица Демидовская плотина, 1987:


Тула. Улица Советская, 1987:


Ростов-на-Дону, 1987:


Киев. Проспект Юрия Гагарина, 1987:


Минск. Трамваи РВЗ-6, автобусы Икарус-260 и ЛИАЗ-677. Hans Oerlemans, 1987:


На общем плане с площадью Якуба Коласа особенно хорошо видно соотношение между общественным и легковым автомобильным транспортом в Минске (как и в других городах СССР) 1987 года:


Таллин, 1987:


Рига, 1987:


Рига, выбор между "Жигулями" и "Москвичом", 1987:


Рига 1987-го в сравнении с 2009-м:


Машин как будто не прибавилось!

Помимо богатого трамвайного хозяйства, СССР был абсолютным лидером в мире по развитию троллейбусных систем.

Харьков, здание областного и городского комитетов Компартии Украины, 1987:


Хотя часть троллейбусного парка сильно устарела. Во многих городах ходили машины выпуска 1960-х годов (некоторые из них дотянут до 21 века и даже до наших дней!).

Старые чешские троллейбусы в Риге 1987 года:


Различия в марках троллейбусов и трамваев были одной из немногочисленных примет, позволявших различать довольно единообразный траффик в различных городах СССР. Разве что в южных республиках можно было найти некоторый национальный колорит.

Баку. 80-летнего фаэтонщика Гулама-киши, как уважительно называют сторожила, знает каждый автоинспектор. РИА Новости:


Построенные при СССР улицы представляли собой образец довольно высокой урбанистической культуры своего времени. Прямые просторные магистрали, широкие тротуары с озеленением, минимум визуального мусора, правильное соотношение пропорций, а нередко и единый архитектурный стиль.

Строгий и величественный киевский Крещатик, 1987:


Проспект им Ленина в Магадане, 1987 год:


При этом советская урбанистическая культура пренебрегала велосипедным транспортом даже в небольших южных городах, где для его процветания имелись все предпосылки. Редким исключением являлся город Дубна, в то время настоящая "велосипедная столица" РСФСР.

Одинокий велосипедист на проспекте Кирова в Пятигорске, 1987:


Из-за относительно спокойного траффика в большинстве советских городов до самого конца СССР не возникло потребности в жестком физическом разделении транспортных и пешеходных потоков. Да, строительством подземных переходов злоупотребляли, а вот отгораживать тротуары железными заборами от проезжей части особо не стремились. Даже в крупных городах правила перехода улиц были довольно условными, несмотря на регулярную агитационную работу. До сих пор помню плакат из детства:
"Буратино, Буратино,
чтож ты лезешь под машины?
Ведь у нас для пешеходов
много всяких переходов!"


Куйбышев (Самара), 1987:


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
areksi
Nov. 13th, 2017 05:19 pm (UTC)
Я даже лично знаю человека, который ездил на этом кофейного цвета Москвиче-401 в 1987 году. Сам Москвич стоил в то время 1000 рублей. И по Москве их в то время ездило вряд ли больше десятка...

Edited at 2017-11-13 05:22 pm (UTC)
visualhistory
Nov. 13th, 2017 05:28 pm (UTC)
Я думаю, что в Москве 1987 года их оставалось от нескольких сотен до нескольких тысяч.
areksi
Nov. 13th, 2017 06:50 pm (UTC)
А я уверен, что нет, поскольку участвовал в поиске этого раритета и его покупке. Их было очень мало и они практически ничего не стоили, стояли по загородным гаражам...
calendulae
Nov. 13th, 2017 07:56 pm (UTC)
При этом в Литовской ССР — 108
Это все Деточкин привез ))
slav1k
Nov. 13th, 2017 08:13 pm (UTC)
АГА
Бакинские менты выпендрились.)
partisan_p
Nov. 13th, 2017 08:26 pm (UTC)
велосипеды в СССР считались чисто спортивной приблудой и игрушкой малышни, как транспорт их в страшном сне никто не мог помыслить развивать, это считалось пержитком тёмной нищеты. Наоборот. повышение автомобилизации прописывалось во всех программных документах сьездов партии как показатель роста уровня жизни советского народа.
partisan_p
Nov. 13th, 2017 08:27 pm (UTC)
кстати к олимпиаде когда строили Северное Чертаново в виде образцово-показательного района там самым самым предметом гордости была полная изоляция пешеходного и машинного потоков, круче чем двухэтажные квартиры и пневмомусоропровод.
Кстати здорово получилось, прямо идеально безопасно
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner