?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот уже второй год в нашем проекте 20 век в цвете выходит дополнительная серия История улиц мира. Сегодня посмотрим, как выглядела городская жизнь ровно полвека назад.

Как вы заметили, я люблю начинать эти обзоры с улиц Пекина, потому что их прошлый и нынешний вид наиболее наглядно передаёт масштабы произошедших при нашей жизни перемен.

В 1967 году в Китае бушевала т.н. "Культурная революция" и обычно фотографии Пекина того времени показывают центральные улицы и площади, заполненные огромными толпами с красными знамёнами и такими же красными цитатниками Мао. Но между этими бесконечными митингами и процессиями была и повседневная жизнь мегаполиса.
Транспортная система города переживала тяжелые времена: только что, в 1966-м, "приказал долго жить" пекинский трамвай, а до пуска первой линии особо секретного военного объекта под кодовым названием "метрополитен" оставалось ещё два года. Основным средством передвижения был (и ещё долго будет оставаться) велосипед.
На главном столичном проспекте Чанъаньцзе никуда не деться от примет времени:



Давайте сравним с современным пекинским траффиком:


Разумеется, это лишь одна сторона современного Пекина, у него есть и тихие уютные улицы исторического центра. Давайте их тоже сравним.

Главная туристическая улица Цяньмэнь берет свое начало от ворот Цяньмэнь. Ее длина — 850 метров, ширина — 25 метров.

К 1967-го здесь уже спели убрать трамвайные пути и положить асфальт:


Через полвека всё те же красные знамёна, плюс самоходный муляж трамвая (на аккумуляторах) для туристов:


Почти всё пространство улицы отдано пешеходам — как и положено на небольших исторических улицах.

Перейдём к другим соцстранам.

Ленинградская улица в Дрездене 1967 года:


Восточный Берлин к 1967-му ещё не вполне оправился от войны:


Но в городе уже началась грандиозная реконструкция:


Для сравнения Западный Берлин того же года:


Улицы Варшавы полвека назад также ещё находились в процессе восстановления:


Если бы не новостройка, то вполне бы могло сойти и за начало 1950-х!

Автопарк Варшавы 67-го:


Они будут выпускать наши "Победы" под маркой "Варшава" аж до 1972 года!

Величественные проспекты Бухареста полвека назад не страдали от пробок:


В 1970е Чаушеску наберёт западных кредит и договорится о производстве по лицензии французских автомобилей, в 1967 году с автомобилизацией там всё было довольно скромно:


Да и с общественным транспортом в Бухаресте была напряжёнка:


Полвека назад улицы Праги, как и других исторических городов Европы, ещё не блистали яркими красками фасадов:


Теперь посмотрим, как изменились за полвека города "Третьего мира".

Столица Эфиопии Аддис-Абеба во времена империи, за 8 лет до победы марксистской революции. Черчилль-роуд в 67-м:


По-моему, там наш "Волгарик"!

Ну и во что превратили за полвека столицу одной из беднейших стран мира?
Понастроили хайвеев и эстакад скоростного трамвая:


Тегеран 1967-го уже стоит на пороге сверхавтомобилизации, которая наступи в тучные 70е:


Особый шарм городу придавали лондонские даблдеккеры и роскошные американские тачки:


Тайваньский Тайбэй в начале "экономического чуда", 1967:


Уже вполне читаются будущего "города для автомобилей":


Бангкок в 1967 году накануне ликвидации трамвая (1894-1968):


Дакка в 1967 году была ещё не столицей Бангладеш, а административным центром Восточного Пакистана:


Обратите внимание, как заметно отличается уличная культура стран Южной Азии (Индостана) от соседней Юго-Восточной Азии!

Собор сайгонского Богматери в "Париже Юго-Восточной Азии", 1967:


Город переживал процветание посреди жесточайшей гражданской войны.
В нём уживались богатство и крайняя бедность. Стихия сайгонской улицы 67-го:


Французское наследие в Сайгоне 67-го всё ещё затмевало быстро растущее американское влияние. Действительно, почти Париж)):


Весь этот богатый автопарк куда-то испарится в считанные месяцы после апреля 1975 года.

И всё-таки дыхание войны уже тогда опаляло сайгонские улицы:


Наверное, слишком много по Сайгону для одного обзора, но я испытываюсь какой-то особый интерес к этому городу.

Для сравнения улицы другой вьетнамской столицы, Ханоя, в 1967 году. Трудные будни военного коммунизма:


От французских колониалистов ханойцам достался трамвай, который они окончательно угробили к 1990 году.
В 1967-м он ещё ходил, под американскими бомбёжками:


Сейчас в Ханое всё круто и строят огромные хайвеи на эстакадах!

Ещё один осколок французской колониальной империи, Мадагаскар, в 1967 году встречал уже довольно экзотичным для тех времён беговым транспортом:


Дореволюционный Кабул 1967 года с причудливой смесью средневековой и современной уличной инфраструктуры, а также советским автопарком:


Мало какой город в мире за последующие 50 лет переживёт такие крутые перемены!

Засилье советских "Волг" в Кабуле 67-го:


Траффик в Каире 67-го, в то время столице "арабского социализма":


Хотя Египет никогда не был, строго говоря, английской колонией, британское наследие всё-таки оставило в этом городе свой след!

Каирский трамвай 67-го:


Британский Аден накануне перехода в советскую зону влияния, 1967:


Пригород мальтийской столицы Валетты, винтажный колорит на границе Западной Европы и "Третьего мира", 1967:


Теперь посмотрим страны развитого капитализма.

Весь автопарк Франции на парижских улицах 1967-го:


При всём богатстве выбора обязательно присутствует легендарная классика: "Богиня", "Две лошади" и Рено 4L.
Фото отражает картину высокой автомобилизации: в потоке почти нет коллективного общественного транспорта и относительно мало такси. И никаких грузовиков в армейской окраске!

Ах, какие милые были в Париже полвека назад автобусы с открытой задней площадкой!


Винтаж так винтаж!

Итальянский автопарк 1967 года на фоне Рынка Траяна в Риме:


Присутствуют "французы", но в основном отечественный производитель, включая "хит сезона", Жигули Фиат-124!

Хельсинки полвека назад уже вкусил всех "радостей" сверхавтомобилизации! Пробка на трассе в час пик из района Кулосаари(Kulosaari):


А вот в Лондоне какую фотографию не возьми, сразу бросается в глаза совсем иной характер траффика - преобладают автобусы и такси, как в советских городах того времени:


К нам это придёт лишь спустя десятилетия, а для них это было повседневностью уже полвека назад - паркомат на лондонской Carnaby Street, 24 мая 1967 года:


То же Лондон 67-го, только на 10.000 вёрст южнее:


Лиссабон полвека назад, с интернациональным автопарком и очарованием зелёных даблдеккеров:


Копенгагенскому трамваю в 67-м оставалось ещё 5 лет жизни:


Город из последних сил удерживал статус "велосипедной столицы Европы" под натиском массовой автомобилизации:


В том время такая велостоянка посреди мегаполиса была настоящей экзотикой!

Нью-Йорк около 1957 г., Бродвей на пересечении с 48-й стрит:


Эти жадные янки-капиталисты явно экономили деньги на подземных переходах!

Сан-Франциско всегда считался в США "особым городом" и к местному транспорту это относится в полной мере. Здесь рано научились бережно относится к своему техническому наследию. Чего только стоит сохранение сверхархаичного канатного трамвая!
А какие замечательный троллейбусы ходили по Haight Street в 67-м!:


Чикаго 67-го с древней системой эстакадного метро:


Торонто 67-го, одна из трамвайных столиц мира:


Наверное, снимали утром в воскресение?

Вообще Торонто полвека назад местами выглядел довольно винтажно, можно было снимать начало 20 века без декораций:


В СССР такие столбы убрали с городских улиц ещё в 1940-е.

В Токио трамвайная эпоха к 1967-му уже катилась к закату, но в некоторых районах они ещё "делали погоду" на улицах:


Даже на знаменитой Гинзе трамваи ещё ходили (их уберут оттуда в следующем, 1968 году):


Но в целом город уже почти целиком принадлежал автомобилистам, как результат японского "экономического чуда":


Через какое-то время, в 1970-е, на улицах Токио появятся автоматы по продаже свежего воздуха, а регулировщики будут работать в противогазах.

В австралийском Сиднее всё чинно, наверное, за полвека здесь изменились только марки автомобилей:



В этот раз мы не будем делать отдельную серию по СССР, но кое что покажем здесь.

До пуска конвейера в Тольятти в 1970 году автомобилизация страны всё ещё находилась на зачаточном уровне, если говорить о частных автомобилях. Даже в Москве они редко встречаются в уличном потоке. Он почти сплошь состоит из общественного транспорта — трамвай, автобус, троллейбус, такси:



Попадание в кадр мотоциклиста — не такая уж случайность. В те годы этот вид транспорта довольно часто встречался на советских улицах, возможно, чаще, чем в любой другой стране мира (за рубежом, от Дублина до Сайгона, предпочитали скутеры или мопеды).

В 1967 году советский автопарк уже смотрелся устаревшим и весьма однообразным. Яркую нотку в тогдашний московский траффик вносили красные троллейбусы-"пылесосы":


На широком Невском проспекте северной столицы в 67-м было довольно пустынно:


Конечно, снятие там трамвайных путей в 1950 году было большой ошибкой, которая рано или поздно должна быть исправлена.

Троллейбусы образца 1947 года (довоенного американского дизайна) в Минске 1967 года:


Заодно в кадр попали сразу несколько легковушек моделей первых послевоенных лет. Ну, с другой стороны, в богатенькой ФРГ почти до конца 20 века массово ездили на "Жуках" модели 1939 года.

Почти пустые улицы Новосибирска 67-го, снова мотоцикл в кадре:


И в Ташкенте-67 среди стандартного набора советского транспорта обязательно увидим мотоциклиста:


Кстати, на последнем снимке ещё заметна одна из главных фирменных черт советского городского траффика 1950-х: очень высокий удельный вес в потоке грузовиков в военной окраске. Чтобы при мобилизации сразу можно было отправлять на фронт, не тратя время на перекраску.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.


Recent Posts from This Journal

  • Фотонаследие городов России 1990-2009 гг.

    В продолжение темы Потерянная фотоистория 2000-х. Поскольку снимки российских городов периода 2000-х годов с каждым днём представляют собой всё…

  • 20 век в цвете: какой была наша страна 40 лет назад

    Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете СССР 1978 года, наша страна ровно 40 лет назад. Наверное, современному поколению трудно будет понять, что…

  • Сегодня в Москве

    Пару дней назад в Париже прошла манифестация против изменения климата. Протестующие несли плакат: "27 градусов 13 октября — вы считаете,…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
archi_dotby
Nov. 21st, 2017 11:22 pm (UTC)
42 мая порадовало )
grizli_999
Nov. 22nd, 2017 03:54 am (UTC)
"Чтобы при мобилизации сразу можно было отправлять на фронт, не тратя время на перекраску."
Собственно думаю потому долго номера гражданского транспорта все равно были аля армейские, черный фон, белые цифры. Опять же что бы не менять при мобилизации, а то белые не годятся в целях маскировки.
kneiphof
Nov. 22nd, 2017 05:08 pm (UTC)
Лучший выпуск серии за последнее время!!!

"К 1967-го здесь уже спели убрать трамвайные пути и положить асфальт"

Двухпроводная контактная сеть? Под троллейбус или осталась висеть от трамвая? Если второй вариант, то это получается один из очень редких примеров трамвайных сетей с двухпроводной КС.

"Через полвека всё те же красные знамёна, плюс самоходный муляж трамвая (на аккумуляторах) для туристов"

У меня вообще возникает сомнение, что это транспортное средство относится к категории рельсового транспорта. "Рельсы" выглядят как декоративные полоски на уличном покрытии, тележки прикрыты фальшбортами (скорее всего, они скрывают далеко не трамвайную ходовую часть) и, самая вишенка, на "трамвае" висит номерной знак. Подозреваю, что даже в Китае на настоящие трамваи автомобильные номера не вешают ;) Трамвай-муляж, да и "историчная улица" тоже, по сути, муляж. Муляжи вместо исторических достопримечательностей - это вообще очень по-китайски. Там есть целые "исторические городки", построенные с нуля. Нередко - на месте снесенной подлинной исторической застройки.

"Понастроили хайвеев и эстакад скоростного трамвая"

Трамвай, н.я.з., строили китайцы. Еще один пример ползучей экономической колонизации Африки Китаем.

"Особый шарм городу придавали лондонские даблдеккеры"

Интересно: экспортный вариант под правосторонне движение, или переделки б/ушных британских автобусов?

"Бангкок в 1967 году накануне ликвидации трамвая (1894-1968)"

Офигеть какая архаика, трамваи такого типа устарели уже где-то к 1900 году. Похоже на то, что трамвайный парк не обновлялся с момента открытия системы.

"Копенгагенскому трамваю в 67-м оставалось ещё 5 лет жизни"

Но зато датчане первыми в Европе (и, наверное, в мире) еще в 1962 году создали большую пешеходную зону, закрыв улицу Строгет для автомобильного движения.

"Чикаго 67-го с древней системой эстакадного метро"

Такое чувство, что расстояние между станциями меньше длины поезда.
visualhistory
Nov. 22nd, 2017 06:17 pm (UTC)
И Вам спасибо за похвалу и комментарии! Рад, что хоть кому-то эти длинные посты по-настоящему интересны. Потому что делаю больше для себя. Жаль, что осмыслить как следует визуальный материал не хватает времени, но может, кому-то эти подборки дадут пищу для размышления.
visualhistory
Nov. 22nd, 2017 06:20 pm (UTC)
Кстати, про муляж трамвая:
" В первый день 2009 года китайская столица привлекла многочисленных туристов еще одним новым туристическим объектом. На проспекте Цяньмэнь /Передние ворота/ в центре города возобновили движение два трамвая. Напомним, что данный вид транспорта исчез с улиц города более 40 лет назад.
Первый трамвай пустили в Пекине по маршруту Цяньмэнь — Сичжимэнь 17 декабря 1924 г. Общая протяженность линии составляла 9 километров. Во время движения водитель трамвая был обязан звонить в колокольчики, предупреждая пешеходов, поэтому трамвай прозвали в народе «цзинь-цзинь-повозкой». В 1966 г. такие трамваи с улиц города исчезли.
Сегодня «цзинь-цзинь-повозка», переделанная с применением высоких технологий, сохраняет свой прежний облик. Трамвай работает на аккумуляторе, который позволяет ему без подзарядки пройти 16 км. В вагонах уставлены мониторы, оборудованы аппарели и парковочные места для инвалидов-колясочников.
Длина трамвайного вагона составляет 12 м, его ширина и высота — 2,3 и 3,7 м соответственно. В нем помещается 84 пассажира. За 10 минут туристы смогут доехать на трамвае до конца этой улицы протяженностью 840 м. Билет на трамвай стоит 20 юаней."
Отсюда: http://www.megabat.ru/company/press-room/global-news/251.html
mongwu
Nov. 22nd, 2017 10:45 pm (UTC)
интересно, спасибо
Michael Antonov
Dec. 4th, 2017 05:41 am (UTC)
= Эти жадные янки-капиталисты явно экономили деньги на подземных переходах! =

А что такого?
За сколько %% прибыли капитал "пойдет на любое преступление даже под страхом виселицы"?
Ради прибыли может и сэкоомить на подземных переходах ради беговых дорожек по поверхности.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner