visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Барщевские сталинской эпохи

Все любители русской старины хорошо знают творчество фотографа И.Ф.Барщевского (1851-1948), архив которого не опубликован пока даже на половину. Его работы стали эталонным образцом методичной съёмки архитектурных памятников.
После 1917 года для храмов в нашей стране настали чёрные времена и, казалось, плоть до 1960-х не могло быть и речи о каком-либо систематическом их фотографировании. Лишь редкие разрозненные кадры, сделанные по тому или иному случаю.
Но совсем недавно, после открытия сайта Госкаталог, вдруг выяснилось, что и в сталинское время были свои "Барщевские"! Настоящие подвижники, которые объезжали один исторический город за другим, чтобы запечатлеть то, что ещё уцелело.
Их работа началась сразу после окончания войны, в 1946-м, на волне патриотического подъёма и изменения государственной политики в отношении архитектурного наследия.
Одного из этих фотографов звали Алексей Григорьевич Чиняков, другого — Дмитрий Александрович Егоров.
На днях узнал имя третьего энтузиаста, выложили более 1000 его снимков.
Михаил Геротиевич Каверзнев родился в Москве в 1899 г. и умер в 1961 или  1962-м.
Будучи инвалидом-пенсионером, во второй половине 1940-х пошёл работать внештатным фотографом при Научно-методическом совете по охране памятников Министерства культуры СССР (всесоюзном центре документации). Представьте, что в этой организации тогда было всего четыре ставки и ни одной — фотографа!
Среди опубликованных снимков Каверзнева есть памятники Московской, Новгородской, Смоленской, Тверской, Ярославской областей.
Надеюсь, эти бесценные фотодументы будут загружены и на сайт Паствю.

Смоленск. Церковь Петра и Павла с палатами архиепископа Льва Кревзы. Южный фасад. Каверзнев М.Г. 1952 год:


Tags: Архитектурное наследие, Смоленщина, Фотографы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments