visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России. Часть 3

В продолжение этого поста.

Как я уже писал, первую обширную коллекцию фотографических видов архитектурно-исторического наследия России создал М.Настюков, однако его работы до сих пор не систематизированы и их приходится собирать из разных источников. Одним из которых являются журнальные иллюстрации. Для некоторых из них уже удалось найти собственно фотографический оригинал.

Суздаль. Колокольня и памятник князя Пожарского. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1875 год:


А вот как это выглядело на оригинальном снимке 1873 года:

1873 Суздаль. Колокольня и памятник князя Пожарского. Настюков1.jpg
КРУПНО

Обратите внимание, обычно художники при создании гравюры по снимками дорисовывали людей, а здесь наоборот, "зачистили" почти всех. Осталось две настоящих фигуры (нашли их?), плюс одна дорисованная.

Владимир на Клязьме (с восточной стороны). Художник И. Панов (по фотографии Настюкова):


Оригинал снимка в хорошем качестве я так и не смог найти за несколько лет, только такой вариант:


Успенский собор во Владимире на гравюре:


История Владимирского кафедрального Успенского Собора. С изображением наружного вида Собора. Издана иждивением старосты куп. Е.В. Васильевым. Владимир, 1877 год:


И на оригинальном снимке Настюкова 1873 года:


А вот второй (левый) ракурс собор в виде фото пока не найден.

Следующая репродукция не относится к Настюкову, но она помогла мне определить верхнюю границу датировки для целой серии очень ранних снимков Тобольска.

Тобольск. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1873 год:


В подписи нет даже намёка, что гравюра сделана по фотографии, но оригинал нашёлся:


Случай интересен тем, что есть множество различий в деталях, но как я уже писал. факт гравировки по снимку всегда можно определить безошибочно, как бы не изощрялся в своих фантазиях художник. Здесь следует особо отметить, что гравёр-рисовальщик использовал не альбомный (кадрированный), а полноразмерный вариант фотографии. Поэтому на левом и правом краях гравюры мы видим больше, чем на снимке.

Tags: 1870-е, Настюков, Репродукции снимков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment