В последние годы отечественные легковушки в Москве можно увидеть всё реже: вокруг всё сплошь иномарки, завозные или местной сборки. Всё это уже мы проходили 100 лет назад, когда русский автопром был в зачаточном состоянии и "моторы" везли в Российскую империю откуда только можно. Крайне любопытно рассматривать дореволюционную рекламу иномарок: одни бренды до боли знакомы, других давно и след простыл.
Царская России импортировала машины из пяти стран: Франции, Англии, Германии, Италии и США.
Французы и итальянцы пошли дальше всех и стали налаживать сборку своих машин прямо в России.
Как оказалось, итальянская компания "Фиат" будет потом играть особую роль в развитии советского автопрома, когда для других западных фирм наш рынок будет потерян на многие десятилетия.
Правда, история советского автопрома началась с итальянских грузовиков, а не легковушек. В 1916 г. предпринимателями Рябушинскими был заключён договор с царским правительством на строительство автомобильного завода в Москве и производство грузовиков для нужд армии. В качестве базовой модели автомобиля был выбран FIAT 15 Ter разработки 1912 г., а завод получил название «Автомобильное Московское Общество (АМО)». Всего на предприятии было собрано 1319 грузовиков FIAT 15 Ter. После длительного перерыва, вызванного гражданской войной и разрухой, на базе FIAT 15 Ter был разработан и запущен в 1924 г. в производство первый советский грузовик АМО-Ф-15. Но это уже другая история, а мы вернёмся к нашей теме.
Помимо "Фиата", в России начала собирать свои машины французская фирма "Рено":
Несмотря на национализацию в 1918-м, усилия этой компании всё же не пропали даром: во времена НЭПа СССР закупал у неё машины для создания московского такси. 21 июня 1925 г. на улицы столицы впервые выехали 15 автомобилей «Рено».
Продавались в РИ и "Пежо":
У англичан закупали, как я понял, машины более высокого класса. Среди них был знаменитый Роллс-Ройс:
Очень забавное объявление "Открыта запись для очередной доставки после войны автомобилей "Ролльс-Роис"".
После войны на Роллс-Ройсе ездил уже Ленин.
Германия была представлена в царской России несколькими ныне известными марками.
"Мерседес":
"Опель":
А название этой марки - Хорьх - вызывает у нас теперь только исторические ассоциации:
Хотя уже в 1910 г. Хорьх перевёл своё имя на латинский язык и выпустил первый автомбобиль под названием "Ауди-А".
Это очень занимательная история:
"В 1899 году талантливый изобретатель и бизнесмен Август Хорьх основал в Мангейме фирму «Хорьх и Компания», которая через 4 года перебралась в Цвиккау. В 1909 году он построил новый, но увы, весьма неудачный 6-цилиндровый мотор, который чуть было не привел фирму на грань банкротства. Это, естественно, совсем не понравилось его компаньонам и они решили расправиться с ретивым изобретателем, изгнав его из собственной же фирмы.
«Zum Teufel!» – сказал Август и тут же неподалеку основал другую компанию, которая, естественно, тоже носила название «Хорьх». Его бывшие компаньоны подали на Хорьха в суд с требованием изменить название фирмы. Противники победили: согласно решению суда новое предприятие по выпуску автомобилей не могло носить название Horch.
«Zum Teufel!» – повторил Август Хорьх и снова нашел выход из положения. Перевел собственную фамилию, которая означает «слушай», на латынь. Получилось AUDI. Так в 1909 родилась знаменитая торговая марка и не менее знаменитая компания «Ауди».
Первый автомобиль под названием Audi-A был выпущен в 1910 году." (отсюда)
Везли машины в РИ и из-за океана.
Уже тогда "Форд" начинал пользоваться у нас популярностью:
Всего "каких-то" 2275 рублей!
Гремело также имя "Паккард":
Среди рекламных объявлений встречается много названий марок, который уже давным давно позабыты.
"Адлер":
"Роше-Шнейдер":
"Шаррон":
"Напиер":
"Престо":
"Валь":
"Пэйдж":
"Минерва":
"Лорелей" и "Люк":
"Воксхол":
132 версты в час! Реально круто было по тем временам, если бы в Российской империи было хоть одно автошоссе для таких скоростей.
Короче, у богатых "старых русских" был богатый выбор крутых тачек. Остаётся только удивляться, что из 2600 снимков Прокудина-Горского, сделанных в России, только на одном присутствует автомобиль!
И ещё одно. Среди дореволюционных объявлений не найти названий азиатских автобрендов, потому что первый из них появится только в 1935 г. ("Тоёта"). Интересно, чтобы сказали наши дореволюционные соотечественники, если бы узнали, что спустя сто лет их страну будут наводнять машины из некогда "безнадёжно отсталых" стран?
Источник картинок