visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Русский плакат Первой мировой войны

19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России. Как и во всех европейский странах, начало военных действий было ознаменовано взрывом патриотических настроений. Пропагандистская машина государства заработала с небывалой прежде мощностью. Одной из форм массовой пропаганды стал военный плакат, содержание которого менялось по ходу развития событий.
Первоначально плакаты носили весьма бравурный характер, провозглашая войну справедливой, священной, отечественной.
На этом плакате как раз отражено официальное название "Вторая Отечественная война", которое, как известно, было забыто впоследствии:

Эту войну современники также называли "Великой", а иногда даже "Великой Отечественной", хотя в обиходе гораздо чаще - просто "германской".



Популярными были лубочные образы казака, пронзающего пикой немцев, и былинного русского богатыря:


Однако довольно скоро оказалось, что Россия очень плохо приготовлена к войне, в армии начался "снарядный голод" и на вооружение у правительства не хватает денег. Так основным лейтмотивом официальных плакатов становится призыв к населению помочь своему воинству деньгами.

В огромном количестве и многообразии распространяются плакаты военных займов:


"Обилие снарядов - залог победы":



"Цель займа - ускорить победу над врагом":


"Посильное участие в займе - патриотический долг каждого":


"Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам":


Популярный образ казаков с пиками, наводящих ужас на немцев и австрияков:


Былинный русский воин:


Вообще, на этих плакатах можно найти немало интересных деталей, отражающих реалии того времени.
Например, начало массового вовлечения женщин в военное производство.
Женщина за станком:


Оформление вагонов с боеприпасами:

Снарядов в 1915 г. не хватало катастрофически, как и многих других видов вооружений. Винтовки закупали в Японии и в США. Однако доставить всё это фронту было не просто из-за низкой пропускной способности железных дорог.

После свержения царя в марте 1917 г. военный заём стал красиво называться "Заём Свободы", а главным лозунгом Временного правительства стала "Война до победного конца":


Настроение военных плакатов на какое-то время стало опять радужным.
"Родина и свобода в опасности!":


Красная атрибутика революции ещё как-то уживалась с прежними патриотическими символами:



Первая мировая принесла бесчисленные бедствия России, уже вскоре после её начала страна столкнулась с проблемами беженцев, огромного количества раненных, искалеченных, сирот. Правительство решить эти проблемы было не в состоянии, поэтому заботу о жертвах войны всё больше брало на себя русское гражданское общество.
Наряду с официозным военным плакатом в этот период появляется большое количество социальной рекламы военно-патриотического содержания.
Общественные институты организую бесконечные благотворительные вечера, детские праздники, лотереи, пасхальные базары, чтобы собрать деньги на помощь нуждающимся.



"Жертвуйте семействам павших воинов-артистов":


Сбор увечным воинам:


"Жертвуйте для устройства дома для увечных воинов":


День сирот воинов:


День сирот воинов:


Русское общество старается оказать посильную помощь фронту.
"Жертвуйте на книгу солдату":


Завязшая в позиционных боях русская армия вшивела в окопах. Эта проблема нашла также своё отражение в плакате.

"Жертвуйте солдату на переносные бани":


"Жертвуйте на переносные бани в окопы":


Так завершалась короткая, но яркая эпоха русского досоветского плаката.






Tags: Дореволюционная Россия, Первая Мировая, Плакаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments