?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решил составить ещё один справочник. О первых автобусах в городах бывшего СССР.
Города будут идти в алфавитном порядке, но начнём мы с самого первого по хронологии.
Удивительно, что первый настоящий автобус Российской империи появился не мегаполисах-миллионниках Москве и Санкт-Петербурге, и не в полумиллионной Одессе, а в крошечном курортном посёлке, который получит права города только в 1917 году.

Газета «Черноморское побережье» №503 от 1 октября 1904 г. сообщала: «Один из местных обывателей г. Ж. предполагает устроить автомобильное сообщение между Сочи и Адлером. Им уже приобретен за границей автомобиль».
«Господином Ж.» был отставной подполковник Павел Николаевич Жано, который приобрел за границей автомобиль немецкой марки Stoewer, оборудовал его на 16 мест и начал возить всех желающих из Сочи в Адлер.

Достоверно установлено, что первый рейс первого сочинского автобуса марки «Стевер» состоялся 2 декабря 1904 года.
Вот эта легендарная машина на мосту через реку Мацеста:


Как и все пионеры автобусного дела в царской России, энтузиаст Жано намного опередил своё время.
Регулярные пассажирские перевозки по городу Сочи начались только 3 апреля 1934 года.

Автобус в Сочи на Старом Базаре, 1905-1910 гг.:


В 1913 г. в Сочи стал работать автобус марки "Ллойд":


Как сообщала пресса, 11 сентября 1913 г. "прибылъ изъ Новороссійска по шоссе въ имѣніе «Михайловское» 6-ти мѣстный автомобиль, построенный на заводе пароходнаго общества въ Бременѣ Сѣверо-Германскій Ллойдъ".

Про удивительные сочинские автобусы у нас ещё будет отдельный большой пост, а сейчас перейдём к другим городам.
Как обычно, прошу читателей дополнять информацию.


АЛМА-АТА
Первые автобусные маршруты связали в 1927 году Большую Алматинскую станицу с урочищем Медеу, Алма-Ату с Жаркентом.
Торговая улица, конец 1920-х:



АРХАНГЕЛЬСК
В этом городе считают, что "Архангельск был первым городом в России, где начал ходить автобус", потому что его история началась в 1907 году. Формально это правда, потому что Сочи тогда ещё не был городом))

Как и в Сочи, автобус был немецкий, марки НАГ (NAG). Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с.
Вот этот красавец:



АСТРАХАНЬ
Автобусное движение открыто в 1933 г.


БАРНАУЛ
Первый пассажирский маршрут в Барнауле был открыт 4 июня 1929 года. Он соединял площадь Свободы, Социалистический проспект и железнодорожный вокзал.


БЕЛГОРОД
Первый автобус в Белгороде появился в начале 1962 (!!!) г. Курсировал от старого автовокзала до железнодорожного вокзала.


БИШКЕК
Когда точно был пущен первый автобус в Бишкеке (тогда Фрунзе), мне точно неизвестно. Вероятно, в начале 1930-х. Одна из первых машин попала на снимок С.Фридлянда 1934 года:



БОРОВСК
Боровск. Первый автобус:


Боровск. Первый автобус:


Боровск. Автоколонна, 1930е:




БУХАРА
Автобусные перевозки начались в 1926 году, с созданием акционерного общества «Узавтопромторг». Акционерное общество открыло свои отделения в пяти городах Узбекистана. В Бухарском отделении насчитывалось 7 машин.

Автобусы, построенные мастерскими Узавтопромторга на шасси Fiat, в Бухаре, фото около 1926 года:




ВОЛОГДА
Один из первых автобусов в Вологде, 1936 год:


1938 год:




ВОРОНЕЖ
В 1923 г. в Воронеже пустили первые рейсовые автобусы. По другим сведениям история автобусных перевозок в городе начинается с 1925 года. На улицы города вышли автобусы зарубежных марок: «Рено», «Фиат», «Лей Ланд», «Ман». Подробнее: http://vadim-galkin.ru/voronezh-2/gorodskie-avtobusy-voronezha-stranicy-istorii/


ВЫБОРГ
Одна из первых пассажирских автобусных линий Выборг — Койвисто (Приморск) была открыта 3 августа 1928 года. В 1932 году был открыт Выборгский автовокзал, ставший первым в Финляндии.
После войны автобусное движение было возобновлено в 1946 году. В том же году в Выборге было открыто 5 автобусных маршрутов.


ВЯТКА
Вятка, улица Ленина. Первый автобус, 1934-1936 гг.:



ГРОДНО
Первый советский автобус в Гродно, 1946-50:


Но и при поляках тоже были.
Польские автобусы в Гродно, 1930е:




ЕВПАТОРИЯ
Отправка автобуса из Евпатории (ул. Лазаревская). Предположительно, это автобус до Симферополя марки Пежо. 1915-1917 гг.:




ЕКАТЕРИНБУРГ
Автобусная история Екатеринбурга началась с первого пассажирского автобуса, который в мае 1913 г. проследовал по маршруту: Кафедральный собор (сегодня площадь 1905 года) — озеро Шарташ. Автобусное движение той весной носило экспериментальный характер и продолжалось всего 4 дня. Подробнее: https://www.e1.ru/articles/galerka/011/842/article_11842.html

Первый регулярный автобусный маршрут открыт в 1923 году.
Первый маршрутный автобус в Екатеринбурге:


Автобус "Форд" в Екатеринбурге, 1925 г.:


Автобус в Екатеринбурге, вторая половина 1920-х:




ИВАНОВО

В Иваново автобусное движение открыто в 1926 г.
Автобусы на пл. Революции, 1931-33:



ИРКУТСК
15.01.1926 создана Городская транспортная контора, обслуживающая старый город небольшими автобусами марки ЗИС, грузовыми и легковыми такси.


КАЗАНЬ
Автобусное движение в Казани открыто в 1926 году. Первыми автобусами были ФИАТ-БЛ-18.
Один из первых казанских автобусов, 1930 г.:



КАЛИНИНГРАД
Первый кёнигсбергский автобусный маршрут A открылся 15 ноября 1925 г.
Автобус стал первым видом общественного транспорта, восстановленным после войны. В соответствии с приказом № 77 Управления по гражданским делам, 10 сентября 1946 года начало действовать два маршрута.


КАРГОПОЛЬ
Первые автобусы в г. Каргополе, 1920е:



КАУНАС
Автобусное движение началось в 1926 г.

КИЕВ
Первый автобусный маршрут открыт в 1925 году.

Киев, ул. Коминтерна, начало 1930-х:



КИШИНЁВ
Ещё до революции, в 1909 году была предпринята попытка организовать в Кишинёве пригородное автобусное сообщение.
Официально история кишинёвского автобуса началась в марте 1946 года.


КРАСНОЯРСК
Первый автобусный маршрут открыт 1 июля 1934 г.



КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ
Комсомольск-на-Амуре. Первый автобус на стройке, 1933 г.:



КУРСК
В 1934 г. город получил первые 4 автобуса и открылся первый автобусный маршрут «Красная площадь — Ямской вокзал»


ЛИПЕЦК
Первые три автобуса появились в Липецке в 1933 г.
Первый автобус г.Липецка, 1933 г.:



МАХАЧКАЛА
Автобус ЗИС-16 в Махачкале, начало 1950-х (когда в городе началось автобусное движение):



МИНСК
Автобусное движение в Минске было открыто 23 октября 1924 года, тогда рейсы выполняли автобусы зарубежного производства марок Ford, Leyland, FIAT, M.A.N, Renault, Steyr.
Автобус Я-6 в Минске, 1930 г.:



МОСКВА
Первая автобусная линия в Москве была открыта 17 июля 1907 года и была по сути пригородной «маршруткой» — от Марьиной Рощи до Останкино, поскольку городские власти не хотели, чтобы создавалась конкуренция трамваю, принадлежащему городу. На ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А. Д. Шереметеву 8-местный «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. Проезд от Москвы до Останкино стоил 15 копеек.

Автобус «Даймлер» в Останкино, 1907 г.:


Автобус «Даймлер» в Марьиной Роще, 1907 г.:


Через год, летом 1908 г., предприниматель А. И. Бузинков повторил опыт Шереметева, организовав перевозку пассажиров по пригородному маршруту Семёновская застава – Измайловский зверинец – Петровский парк – Покровское-Глебово. Вероятно, Бузников купил у Шереметева и использовал те же машины «Лаурин и Клемент», они недолго поездили по разбитым пригородным дорогам и вскоре вышли из строя.
В конце июля 1908 года Управление городских железных дорог приобрело «самодвижущийся омнибус», который ездил в течение трех недель от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, быстро вышел из строя, возможно из-за плохих мостовых. Это была первая попытка пустить автобус именно в самом городе, в его центре. Движение впервые было открыто 13 августа 1908 года.
В конце июля 1908 г. на период работ по замене коночных путей на трамвайные на улице Полянка Московская городская управа приобрела у представителя немецкой фирмы Büssing О. Г. Ростовского один большой моторный омнибус, который начал ежедневные рейсы по маршруту Театральная площадь – Болотная площадь – Серпуховские ворота, давая ежедневную выручку от 75 до 130 руб. при затратах на эксплуатацию 20 руб. за три недели он перевез 22,6 тыс. пассажиров. В сентябре появилось еще два «Бюссинга»: http://www.gruzovikpress.ru/article/3194-stoletie-stolichnogo-avtobusa-k-yubileyu-nachala-regulyarnogo-avtobusnogo-soobshcheniya-v-moskve/

Автобус «Бюссинг», 1908 г.:


Автобус «Бюссинг» на Театральной площади в Москве, 1908 г.:



18 апреля 1924 г. был пущен первый автобусный маршрут по дачной линии Пресненская застава – Серебряный Бор, который обслуживали нескольких импортных (английских) и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков.

Автобус «Лейланд» на Театральной площади, 1924 г.:



НИЖНИЙ НОВГОРОД
Первые попытки организовать автобусное движение в Нижнем Новгороде были предприняты в 1927 году в годы НЭПа. Открылось сразу несколько маршрутов: Советская площадь — Сормово, Советская площадь — Молитовка, Советская площадь — аэродром. По ним курсировало небольшое количество машин марки «Рено», вмещавших 27 пассажиров. Однако уже через четыре года все они вышли из строя, и нижегородцам долгое время приходилось пользоваться лишь одним трамваем, а там, где его не было, ходить пешком.


НОВГОРОД

Первый автобус в освобожденном Новгороде, май 1944:



НОВОСИБИРСК
Первый автобус появился в городе Новосибирск в 1923 г. Отдел коммунального хозяйства городского совета переоборудовал два грузовика марки "Уайт", установив на них посадочные места (12 единиц в каждом), и выпустил их по первому в городе маршруту. Первые автобусы ходили между вокзалом, центральной частью города и районом Закаменка (в районе нынешней ГПНТБ). В 1925 г. в городе было уже 13 автобусов (3 государственных и 10 частных).


НОРИЛЬСК
Один из первых автобусов Норильска (ЗИС-16), около 1940 г.:




ОМСК
По имеющимся данным, рейсовые автобусы появились в Омске в 1923 году и было их всего две штуки, причём разной вместимости: https://omchanin.livejournal.com/1544973.html
Автобус на улице Омска, 1920е:


Омск. Посадка в автобус у железнодорожного вокзала, 1920е:



ОРЕНБУРГ
Пассажирские автобусные перевозки в Оренбурге начались в октябре 1925 года: http://berdskasloboda.ru/avtobusnoe-dvizhenie/
Начало автобусного движения в Оренбурге, 1926 г.:

КРУПНО


ОРЁЛ
В сентябре 1934 г. в Орле была создана автотранспортная контора, в которой было 2 автобуса «ГАЗ» по 16 мест каждый. 18 ноября 1934 г. автобусное движение было открыто по двум маршрутам:
№1 Вокзал Орёл — ул. Железнодорожная — ул. Грузовая — пл. Маркса — ул. Ленина — ул. М. Горького
№2 Вокзал Орёл — ул. Сакко и Ванцетти (ныне Карачевская).


ПЕНЗА
Один из первых автобусов Пензы, 1930е:



ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ
Первый автобус в городе:



ПЕРМЬ
В 1926 г. в Перми появились первые автобусы (перевезено за год 100 тыс. чел.).
Первый автобусный маршрут в городе был запущен 9 мая 1926 года. Он соединил станцию «Пермь-2» и микрорайон Разгуляй. Изначально по маршруту ходили всего лишь две машины: американский грузовичок «Паккард» и легковой автомобиль «Бразье»: http://www.gorodperm.ru/news/2016/05/10/34828-id/



Первый автобус на ул. Ленина. 9 июля 1926 г.:



ПЕТРОЗАВОДСК
История автобусного сообщения в Петрозаводске начинается с открытия 9 мая 1915 года первого загородного маршрута, когда мещанка А. В. Тимофеева организовала «автомобильное движение» на 6-местном «Wolsley-Siddeley». Первый маршрут проходил от Александровской улицы до деревни Сулажгора, имел остановку у кинематографа «Триумф».
В начале 1922 г. Карельское управление местного транспорта организовало рейсы переоборудованного из грузовика автобуса «Mannesman-Mulag» от вокзала до Гостиного двора. Но к августу 1922 г. эти рейсы были прекращены.
1 декабря 1927 г. было открыто движение автобусов маршруту: Гостиный двор — вокзал.

Петрозаводск, 1933 г.:



ПОДОЛЬСК
Первый автобус в г. Подольске, 1929:

КРУПНО


ПСКОВ
Первые автобусы появились во Пскове в марте 1935 г., когда по городу начали курсировать два 18-местных автобуса ГАЗ-03-30, созданных на базе грузовика ГАЗ-АА.
Решение о создании городского автобусного парка было принято горисполкомом в августе 1945 г.


РИГА
Первый автобус в Риге появился в 1913 г. Это был Руссо-Балтовский "самоход":


Однако регулярные автобусные рейсы по расписанию начались 26 апреля 1922 г.
Первый автовокзал на Ратушной площади. Конец 1920-х:



РЫБИНСК
В Рыбинске автомобильный транспорт общего пользования появился в 1946 г.


РЯЗАНЬ
Первые автобусы начали ходить по улицам Рязани в 1925 г. в количестве трёх машин, общей вместимостью 60 человек. Массовые пассажирские перевозки в Рязани начались 10 февраля 1935 г.

Маршрутный автобус (база автомобиля ЗИС-5) у остановки на Новобазарной (Ленина) площади. 1947 г.:


Более ранних снимков пока не нашёл.


РОСТОВ-НА-ДОНУ
Первый автобусный маршрут в 1925 году.


САМАРА
30 марта 1926 г. В Самару пришли первые три автобуса фирмы «Фиат» на 14-16 мест. Два из них поставлены на обслуживание рейсов Самара-Пугачев-Балаково и Самара-Сергиевск, третий работал на маршруте Самара-Барбашина Поляна.
В 1934 г. в Самаре было впервые открыто автобусное движение с твердым маршрутом.
Подробнее на: http://samaratoday.ru/history/30-march


САМАРКАНД
Посадка на автобус Komnick E2N на Регистане, 1931 г.:



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В Петербурге 11 ноября 1907 появился первый автобусный маршрут, он соединил Александровский сад и два вокзала: Балтийский и Варшавский.
В 1907-м году в «Петербургском листке» появилась заметка следующего содержания: «Вчера, 4 октября, члены Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения совершили под руководством инженера-технолога Иванова пробный рейс на пока единственном в Петербурге омнибус-моторе. Рейс начался с пробега по Невскому проспекту. Весь Невский от Николаевского вокзала до Александровского сада омнибус прошел в 9 минут...Омнибус хорошо маневрировал, обгоняя конки и извозчиков, сворачивая для ломовиков...»: http://www.cityspb.ru/blog-750358/0/

Автобус на Сенатской площади. Фото. Между 1910 и 1912:


Открытый автобус в Санкт-Петербурге, 1907-1910е:


С началом Первой мировой войны пассажирское автобусное движение было прекращено, а транспорт был мобилизован в действующую армию.
В 1926 г. в Ленинграде после 12-летнего перерыва открыт первый автобусный маршрут, он пролегал от Детскосельского (Витебского) вокзала к саду Трудящихся (Александровскому саду). Для открытия автобусного парка первые машины на 24 сидячих места были переоборудованы из немецких грузовиков с добавлением кузова, созданного уже на отечественном заводе.

Первые 24-местные автобусы состояли из шасси немецких грузовых автомобилей Vomag и кузова, произведенного Ленинградским авторемонтным заводом. Три подобных автобуса и вышли 1 сентября 1926 года на первый регулярный маршрут, который пролегал от Детскосельского (Витебского) вокзала через Загородный проспект и Комиссаровскую улицу к саду Трудящихся (нынешний Александровский). https://lenta.co/marshrut-postroenavtobusy-severnoj-stolicy-216008

Восстановление Петрограда. Автобус у вокзала. Фото А.Ф.Поповского, 1922 (???) год:


Первые 24-местные автобусы состояли из шасси немецких грузовых автомобилей Vomag и кузова, произведенного Ленинградским авторемонтным заводом, 1926 г.:




СЕРПУХОВ
Автобус в Серпухове конца 1920-х:




СИМФЕРОПОЛЬ
Симферополь Пассаж превращенный в автостанцию. Начало 1930-х:



СЛУЦК
Автобусы фирмы НАГ в Слуцке, 1910 Г.:



СОЛИКАМСК
Первый автобус в Соликамске:



ТАЛЛИН
Первые рейсы таллинских автобусов состоялись ещё 1910е гг., однако регулярное движение началось с 1922 г.
Автобус на улице Таллина, 1927 г.:



ТАШКЕНТ
Первый автобус в Ташкенте появился ещё в декабре 1909 г., но фото пока нет.
В 1926 г. образован трест «Узбекпатопромторг», в ведении которого была 21 машина, из них 7 автобусов.

Автобусы Комник в Ташкенте, 1928 г.:


Ташкент около 1930 г.:



ТВЕРЬ
Первый рейс первого автобуса в Твери - 9 июня 1923 года. Площадь Правды:




ТОМСК
Автобусное движение началось в 1928 г.
Базарная площадь, 1928-30:




ТУЛА
Первые автобусы на улицы Тулы вышли 5 мая 1924 года.
Сначала для перевозки пассажиров использовали переоборудованные грузовики. Однако вскоре город приобрел и первый серийный автобус - 14-местный АМО на шасси американского грузовика «Уайт».
Самый первый автобусный маршрут «Улица Каминского - Курский (ныне Московский) вокзал» проходил по центральным городским улицам Коммунаров, Советской, Красноармейской.
Новый вид транспорта так понравился тулякам, что уже к осени автобус был пущен в Заречье.


ТЮМЕНЬ
2 июня 1929 года по маршруту «Затюменка — Пристань» начал курсировать автобус «Организатор», оборудованный тюменскими пожарными из старого грузовика. В кузов забирались по лестнице, приваренной в задней части кузова. Крыши не было, только поверх бортов были сделаны высокие перила. Пассажиры сидели на деревянных скамьях, установленных по бокам.
В 1934 г. было закуплено три настоящих автобуса, и в городе заработало три полноценных маршрута.
Подробнее на park72.ru/city/36699/



УГЛИЧ
Первый автобус в г. Угличе, 1930е:


Первый автобус в г. Угличе, 1930е:



УФА
В июне 1924 г. в Уфе впервые открылось автобусное сообщение по маршруту «Центр — Железнодорожный вокзал — Сафроновская пристань». На линии ходил лишь один автобус. С 1926 года движение по этому маршруту становится регулярным. Первые пассажирские машины были оборудованы из грузовиков.

Посадка в автобус на Базарной площади в Уфе, 1930-33 гг.:



ХАРЬКОВ
Официально первое регулярный автобусный маршрут в Харькове был открыт 6 июня 1910 года. Автобусное сообщение было организовано гласным городской думы, по совместительству — известным харьковским автомобильным энтузиастом и промышленником К.Г. Шиманским. Однако просуществовало это первое автобусное предприятие лишь до 1911 г.
Подробнее: https://moniacs.kh.ua/istoriya/ob-istorii-harkovskogo-avtobusnogo/

Первый автобус в Харькове:


Регулярное автобусное движение в Харькове началось лишь в советское время, с середины 1925 г.

Автобус, купленный для Харькова в США, 1927 г.:




ХЕРСОН
29 сентября 1927 года из Москвы в Херсон прибыли первые три автобуса марки «Я-3», собранные на заводах «Автопромторга». До этого времени основным видом транспорта были лакированные экипажи, фаэтоны с керосиновыми лампами-фонарями, запряженные лошадьми. Пользоваться таким транспортом могли только состоятельные люди. Большинство ходило пешком, особенно когда идти надо было на короткое расстояние. Конный транспорт для перевозки грузов и людей преобладал и в первые годы после революции. И вдруг – целых три автобуса. В каждом было 22 сидячих места, кроме того, разрешалось стоять ещё не более, чем шести пассажирам.

Автобус «Я-3» в Херсоне, 1927 г.:




ЧЕЛЯБИНСК
Автобусное движение в Челябинске открыто 13 сентября 1925 года. Первый маршрут соединял центр города и вокзал. Автопарк располагался на углу улиц Елькина и Труда.

Челябинск, маршрутка №1, 1925 г.:


Автобусный парк г. Челябинска, 1926-27:



ЧЕРЕПОВЕЦ
Череповец, улица Заводская, 1934 г.:


Непонятно, что за автобус, если учесть, что первые автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16 поступили в Череповец только в 1951 г. В 1952 г. появился первый автобусный маршрут: Вокзал — Соборная Горка по улицам Максима Горького, Ленина и Советскому проспекту.


ЭЛИСТА
Контора Калмавтотранспорта, 1934 Г.:



ЮЖНО-САХАЛИНСК
Регулярное автобусное движение началось 20 марта 1946 г. В 1947 г. в городе имелось пять автобусов и одно такси.


ЯЛТА
Тюменский купец Жернаков за рулём омнибуса в Ялте, 1909 г.:



ЯРОСЛАВЛЬ
Первый автобусный маршрут появился в 1931 г., автобус курсировал от Красной площади до шиноремонтного завода по проспекту Октября.

Уф...
ДОПОЛНЯЙТЕ!



Recent Posts from This Journal

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
sir62
Apr. 17th, 2018 03:25 am (UTC)
Гродненские автобусы при поляках http://busphoto.ru/photo/66443/
visualhistory
Apr. 17th, 2018 04:22 am (UTC)
Спасибо за информацию!
sir62
Apr. 17th, 2018 03:29 am (UTC)
Новогрудок https://pastvu.com/p/592856
oko
Apr. 17th, 2018 03:38 am (UTC)
visualhistory
Apr. 17th, 2018 04:18 am (UTC)
Спасибо, добавлю.
makeev_dv
Apr. 17th, 2018 03:46 am (UTC)
Первая попытка запустить автобус в Екатеринбурге - 1913 год.
visualhistory
Apr. 17th, 2018 04:17 am (UTC)
Спасибо, а есть ли подробности?
makeev_dv
Apr. 17th, 2018 04:24 am (UTC)
Тут кое-что есть.
visualhistory
Apr. 17th, 2018 04:56 am (UTC)
Спасибо, посмотрю.
amyatishkin
Apr. 17th, 2018 04:41 am (UTC)
>Челябинск, маршрутка №1, 1925 г.:
Подозреваю, что фоту у меня взяли, там полноценный автобус, просто я так над челябинскими порядками прикалывался
visualhistory
Apr. 17th, 2018 04:56 am (UTC)
Возможно, у Вас. Увы, точно не помню.
calendulae
Apr. 17th, 2018 05:56 am (UTC)
Основательный труд!
Про Ригу у вас упомянуто. Могу добавить, что регулярные автобусные рейсы по расписанию начались 26 апреля 1922 года.
Первые же авто(омни)бусы появились примерно в 1910-х годах. Пара снимков Руссо-Балтовских самоходов (1912-914) с указанием маршрутов.


visualhistory
Apr. 17th, 2018 07:19 am (UTC)
Спасибо!
wazawai_n2
Apr. 17th, 2018 07:36 am (UTC)
Короче, первыми были «маршрутки». Даже проезд был 15-копеечным.
Josef Kats
Apr. 17th, 2018 08:02 am (UTC)
Каунас - 1926.
Таллинн (первые рейсы - 1910ые), регулярное движение - с 1922
visualhistory
Apr. 17th, 2018 01:56 pm (UTC)
Спасибо за информацию, внесу в пост.
olga_di
Apr. 17th, 2018 11:22 am (UTC)
Воронеж
Начало автобусных перевозок в городе Воронеже начинается чуть ранее — с 1925 года. На улицы города вышли автобусы зарубежных марок: «Рено», «Фиат», «Лей Ланд», «Ман».
http://vadim-galkin.ru/voronezh-2/gorodskie-avtobusy-voronezha-stranicy-istorii/

первый автобус. рисунок 1933
http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=23128590&postcount=213

на фото у Обкома и Облисполкома (после 1937 года)
http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=711697&d=1268093786

Edited at 2018-04-17 11:38 am (UTC)
visualhistory
Apr. 17th, 2018 01:55 pm (UTC)
Re: Воронеж
Спасибо за сведения и снимки! Чуть позже добавлю всё в пост.
poltora_bobra
Apr. 17th, 2018 01:17 pm (UTC)
Поселок Никита (пригород Ялты)
visualhistory
Apr. 17th, 2018 01:53 pm (UTC)
Спасибо за фото!
irao
Aug. 10th, 2018 10:52 am (UTC)
В Боровске "Мерседесы" с кузовами АМО.
В Евпатории - не "Пежо", а "Бенц-Гаггенау".
Автобус в Екатеринбурге, вторая половина 1920-х: это "Скания-Вабис" на маршруте в Швеции (средняя фотография). К Е-бургу отношения не имеет.
В Иваново "Ланчия".
В Казани - "Рено".
В Каргополе "Скания-Вабис" (такие же были в Якутске)
В Киеве - "Даймлер".
В Омске "Штейр" и "Заурер".
В "Оренбурге "Форд"
В Перми "Фомаг".
В Риге "Бенц-Гаггенау" ("Руссо-Балт" в комментах)
В Самарканде и Ташкенте - скорей всего "Штейр". Ещё в Ташкенте "Рено".
В СПб открытый - "Тидагольм". Двухэтажные "Гаггенау". В Грузовик-Пресс я писал про автобусы СПб.
В Слуцке "Дюркопп" и НАГ.
В Харькове "Деннис" (первый)
В Челябинске "Гарфорд".
В Ялте "Гаггенау".

Дополнять можно бесконечно ...
visualhistory
Aug. 31st, 2018 07:52 pm (UTC)
Спасибо Вам за информацию!
irao
Oct. 13th, 2018 09:05 pm (UTC)
В Харькове я неверно написал- до революции там было 5 двухэтажных "Гаггенау". Через пару-тройку месяцев я опубликую в "Грузовик Пресс" большую статью про автомобильно-омнибусное сообщение на Кавказе до 1917 г.
Юрий Новиков
Sep. 25th, 2018 06:36 am (UTC)
Автобус в Комсомольске-на-Амуре
Автобус марки ЗиС-8. Первый автобус ЗИС-8 был выпущен на Московском автомобильном заводе им. Сталина в декабре 1933 года. Так что думаю фотография сделана не ранее 1934 г.
irao
Oct. 13th, 2018 09:53 pm (UTC)
В Ревеле до революции было 5 автобусов "Бюссинг", возили рабочих на Русско-Балтийский судостроительный завод.
В Томске "Фомаг". В Перми было 2 "Фомага" и 3 "Фиата". "Фомаги" поступили из Свердловска, там их около 10 было.
visualhistory
Oct. 16th, 2018 06:46 am (UTC)
Спасибо за информацию!
peshkov163
Oct. 14th, 2018 06:08 am (UTC)
Самара
В Самаре вообще долгое время открытие автобусного движения считалось в 1934 г.
Но вот с недавнего времени более подробно покопали и выявили, что и в 1926 году было. Открыты маршруты были Самарским отделением Автопромторга, работали автобусы Фиат. Городским его можно назвать условно, т.к. в тот период Барбошина Поляна была пригородом.
Так же есть информация, что в 1925 году Авто-гуже-транспорт ОМХ'а имел в своём распоряжении автобусы, которые ходили по регулярным маршрутам в Пугачёв, Мелекесс и Серноводск, а так же заказные перевозки по городу. Изображений автобусов ОМХа или упоминая их марок пока не обнаружено.
visualhistory
Oct. 16th, 2018 06:34 am (UTC)
Re: Самара
Большое спасибо за информацию!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner