?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть 1 можно посмотреть здесь.

Оригинал взят у oldcolor в Памятники Средней Азии на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя. Часть 2
"Визитной карточкой" архитектурного наследия Узбекистана является площадь Регистан в Самарканде, благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, состоящему из медресе Улугбека (1417—1420), медресе Шердор (1619—1636) и медресе Тилля-Кари (1646—1660). Ансамбль из трёх медресе представляет собой уникальный пример искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 г. этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако Прокудин-Горский увидел этот замечательный ансамбль в 1911 г. совсем не таким, каким его могут видеть современные туристы. Обвалившиеся купола, осыпающиеся мозаики, падающие минареты. Чтобы спасти последние, в 1930-е гг. советские реставраторы обязали их стальными канатами.

Медресе Улугбека в 1911 и 1958 гг.:

На снимке фотографа американского журнала "Лайф" Говарда Сохурека мы медресе Улугбека скорее законсервированным, чем отреставрированным. В последующие десятилетия этот памятник был полностью восстановлен.

Вот так он выглядит в наше время:



Крупнее

Стоящее напротив медресе Шердор (Шир-Дор) сохранилось к началу 20 века значительно лучше, так как оно было на три века моложе. Но и здесь потребовалась значительная работа реставраторов.
Шир-Дор в 1911 г. и 100 лет спустя:

Крупнее

Ещё одним архитектурным символом Самарканда является мавзолей знаменитого завоевателя Тамерлана, известный под названием Гур-Эмир.
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.
Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

Купол мавзолея в 1911 и 2004 гг.:

Более полно объемы проделанной реставраторами работы показывает входная арка ансамбля мавзолея Гур-Эмир.
Состояние арки в 1911 г. и в наши дни:

Крупнее

Не менее удивительное впечатление производит преображение ещё одной самаркандской жемчужины - ансамбля мавзолеев самаркандской знати Шахи-Зинда.
Этому древнему некрополю Прокудин-Горский посвятил десятки снимков, наведываясь туда при каждом своём посещении Самарканда. Плачевное состояние памятников поразило его до глубины души. В своём докладе на съезде художников в 1912 г. Сергей Михайлович выплеснул всё своё негодование и горечь: "Мечеть Шах-Зинде. Снята к вечеру. От неё что-нибудь останется, потому что там сидят муллы, которые клянчат деньги за показ. В общем надзор до крайности мерзкий за этими замечательными девятивековыми памятниками. Не организовано ничего. Ремонта нет, никто не заботится, никого не интересует."

В советское время была проведена большая работа по научному изучению и консервации некрополя, но ещё в 1990-е гг. большинство его мавзолеев выглядели почти как во времена Прокудина-Горского. Разительная перемена случилась с ними буквально в последние годы - теперь некоторые части ансамбля едва узнаваемы.
Так, например, выглядел Безымянный мавзолей в 1911 г. и пару лет назад:

Мавзолей Усто Али Насафи в 1907 г. и в наши дни:

Крупнее

Вход в мавзолей Ширин-Бика-Ака в 1911 г. и в наши дни:

Крупнее

Главный вход в некрополь Шахи-Зинда:


Аналогичные перемены произошли и с древними памятниками Бухары. Возможно, мы сделаем позднее по ним отдельный обзор.
Здесь мы покажем лишь одно сравнение, а именно с городской цитаделью Арк, где размещался дворец эмира.
Главный въезд в крепость в 1907 и в наши дни:

Разумеется, в 1907 г. состояние дворца эмира было относительно неплохим, его всё-таки ремонтировали. Советским реставраторам пришлось, однако, серьёзно потрудиться позднее, так как в 1920 г. красные войска Михаила Фрунзе при штурме города активно использовали артиллерию.

Масштабные работы по восстановлению древних памятников предприняты также в соседнем Туркменистане. Наиболее известные средневековые достопримечательности на территории этой страны расположены на городище древнего Мерва.
Тысячу лет назад это был центр процветающей ирригационной цивилизации, от которой к началу 20 века оставались лишь занесённые песком руины. Хотя они выглядели, в целом гораздо скромнее красочных мечетей и мавзолеев Самарканда и Бухары, Прокудин-Горский уделил им значительное внимание.
Находящиеся в стороне от основных туристических маршрутов руины Мерва до конца советской эпохи почти не изменились и лишь с обретением независимости Туркменистана их решили восстановить как символ древней культуры туркменской нации.

Одним из наиболее узнаваемых памятников там является мавзолей Санджара.
Сельджукский султан Ахмад Санджар сам распорядился построить мавзолей и нарёк его «Дар ал-ахира» («Дом загробной жизни»). В 1157 году его похоронили. Мавзолей был разрушен монголами при вторжении в Хорезм в 1221 году]. Прах султана был перезахоронен в неизвестном месте. Под надгробной плитой мавзолея до сих пор пусто.

Так выглядел мавзолей в 1911 и 1970 гг.:

Именно таким все советские зрители видели его в фильме "Белое солнце пустыни".

В 2004 году памятник был отреставрирован при содействии Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА).
Теперь сравнение выглядит так:


Не менее интересна судьба мавзолея-мечети Юсуфа Хамаданского, которая подверглась коренной реконструкции в 1990-х гг.
Вид в примерно одинаковом ракурсе в 1911 г. и в наши дни:

Крупнее
Рядом с мечетью построен массивный минарет и ещё какое-то здание необычных архитектурных форм. А двора мечети, где снимались сцены из фильма "Белое солнце пустыни", больше не существует.
Этой мечети мы обязательно посвятим отдельный большой пост.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
asfendiar
Feb. 9th, 2013 03:42 pm (UTC)
странно не видно свежих фотографий Биби-ханым
visualhistory
Feb. 9th, 2013 03:57 pm (UTC)
Биби-Ханым есть в Части 1 по ссылке.
asfendiar
Feb. 9th, 2013 08:56 pm (UTC)
пропустил :(
rus_turk
Feb. 9th, 2013 07:25 pm (UTC)
>>Тысячу лет назад это был центр процветающей ирригационной цивилизации, от которой к началу 20 века оставались лишь занесённые песком руины.

Добавлю про Мерв, что он был центром процветающей цивилизации еще всего лишь 230 лет назад. Но...
"В 1784 году бухарский эмир Маасум, объявив войну Персии, подступил к Мерву, защитником которого был Байрам–Али–хан. Вследствие затруднений в самом Иране, защитникам Мерва не было оказано никакой помощи. Несмотря на геройские усилия Байрам–Али–хана и храбрость его воинов, которые в своих вылазках были сопровождаемы вооруженными женами и дочерьми, бухарцы совершенно опустошили окрестности Мерва, всех его жителей увели в неволю и даже, чтоб воспрепятствовать будущему возделыванию почвы в Мургабском оазисе, разрушили старинную, существовавшую много веков плотину, которая способствовала орошению".
http://rus-turk.livejournal.com/219850.html
(Н. И. Гродеков. Поездка ген. шт. полковника Гродекова из Самарканда через Герат в Афганистан)
kneiphof
Feb. 9th, 2013 09:51 pm (UTC)
Можно добавить, что автором проекта выпрямления минарета медресе Улугбека был инженер Владимир Шухов. Тот самый, который разработал конструкцию гиперболоидальных конструкций, в том числе и знаменитой телебашни в Москве. Он же, кстати, одним из первых создал конструкции нефтепроводов и нефтеналивных судов. Разносторонний был человек. В своё время его даже называли русским Эйфелем.
bs_wizz
Feb. 14th, 2014 01:56 pm (UTC)
на самом деле
это не минарет, а гульдаста
медресе это не мечеть, поэтому сия конструкция не несёт "культового" назначения, а является "украшательным" элементом
tito0107
Feb. 10th, 2013 07:19 am (UTC)
Правильно ли это, когда после реставрации древний памятник выглядит как новодел?
(Deleted comment)
tito0107
Feb. 10th, 2013 08:22 am (UTC)
Мне тоже.
visualhistory
Feb. 10th, 2013 09:17 am (UTC)
По-моему, это не есть хорошо. Но, как говорится, дело вкуса.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner