?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1703 - основание посёлка

1806 - большой пожар уничтожил деревянный город. После пожара в Липецке утверждён генплан и построено около 300 кирпичных домов.

1839 - открыт обелиск-памятник Петру

1853 - построено здание курзала (курортный или вокальный зал)

1911 - разобрана петровская плотина. Тогда же была выложена каменная обводка самого пруда и канавы до Первомайской улицы

1947, 7 ноября - пущен трамвай

1957 - построена лестница на Соборную гору

1970—1971 - очередная реконструкция Комсомольского пруда. Стенки из бутовой кладки заменены на бетонные, разобрана разрушенная балюстрада и снесены стоявшие уже без рук бетонные скульптуры

1996 - открыт памятник Петру Великому

1997 - снесено здание курзала

2007 - число достопримечательностей Липецка пополнилось уникальным инженерным сооружением — каскадом фонтанов на Петровском спуске

История Липецка в Википедии


ЛИ́ПЕЦК, го­род в Рос­сии, адм. центр Ли­пец­кой обл. Нас. 502,5 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен в вост. час­ти об­лас­ти, на р. Во­ро­неж, при впа­де­нии в неё р. Ли­пов­ка. Ж.-д. стан­ция. Узел ав­то­до­рог. Аэ­ро­порт.

Воз­ник в мае 1703 как по­сё­лок при Верх­нем Лип­ском же­ле­зо­де­ла­тель­ном за­во­де (ос­но­ван в том же го­ду). В 1707–12 ни­же по те­че­нию р. Ли­пов­ка по­стро­ен Ниж­ний Лип­ский же­ле­зо­де­ла­тель­ный за­вод. По­сле 1707 в ис­точ­ни­ках име­но­вал­ся сло­бо­дой или се­лом Лип­ские (Ли­пец­кие) же­лез­ные за­во­ды. С 1710-х гг. в со­став Лип­ских ка­зён­ных за­во­дов вхо­ди­ли так­же ов­чар­ный за­вод, су­кон­ная, шляп­ная, чу­лоч­ная фаб­ри­ки (по за­ка­зу Ад­ми­рал­тей­ст­ва из­го­тов­ля­лось сук­но на мун­ди­ры – св. 4 тыс. по­гон­ных м в год; мат­рос­ские и сол­дат­ские шля­пы – 10–20 тыс. в год). В 1-й четв. 18 в. на за­во­дах вы­плав­ля­лось св. 1,2 тыс. т чу­гу­на в год.

Сло­бо­да Лип­ские (Ли­пец­кие) же­лез­ные за­во­ды ста­ла адм. и эко­но­мич. цен­тром ок­ру­ги. В нач. 18 в. близ сло­бо­ды от­кры­ты ис­точ­ни­ки ми­нер. вод (в 1769 об­сле­до­ва­ны акад. С. Г. Гме­ли­ным). В 1755 же­ле­зо­де­ла­тель­ные за­во­ды про­да­ны кн. П. И. Реп­ни­ну, при ко­то­ром про­из-во при­шло в пол­ный упа­док. В 1769 за­во­ды вновь бы­ли взя­ты в каз­ну (во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1768–74 здесь из­го­тав­ли­ва­лись пуш­ки и сна­ря­ды для Чер­но­мор­ско­го фло­та).
Липецк. Вид на Соборную гору со стороны Нижнего базара. Почтовая открытка. 2-я пол. 19 в.

В 1779 сло­бо­да пре­об­ра­зо­ва­на в го­род Л. Уезд­ный го­род Там­бов­ской губ. (1779–1928; до 1796 Там­бов­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во). По­сле за­кры­тия в 1795 же­ле­зо­де­ла­тель­ных за­во­дов с нач. 19 в. го­род раз­ви­вал­ся как один из пер­вых ку­рор­тов Рос­сии. В 1805 на ос­но­ва­нии про­ве­дён­но­го в 1803–05 ана­ли­за ми­нер. вод ор­га­ни­зо­ван ку­рорт «Ли­пец­кие ми­не­раль­ные во­ды»; за­ло­же­ны Ниж­ний (1806, арх. Жаак) и Верх­ний (1811) са­ды. К сер. 19 в. по­ло­же­ние ку­рор­та ухуд­ши­лось, од­на­ко в 1865 по ини­циа­ти­ве дво­рян­ст­ва Там­бов­ской губ. об­ра­зо­ва­но АО Ли­пец­ких ми­нер. вод, су­мев­шее ис­пра­вить по­ло­же­ние дел. В 1867 на тер­ри­то­рии Ниж­не­го са­да об­на­ру­жен же­ле­зи­стый торф, в 1871 впер­вые в Рос­сии вве­де­но тор­фо­ле­че­ние. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Л. раз­ви­вал­ся и как тор­го­во-пром. центр; в 1863 от­крыт Ма­ри­ин­ский ви­но­ку­рен­ный за­вод, в 1902 Со­коль­ский ме­тал­лур­гич. за­вод (ны­не «Сво­бод­ный со­кол»), в го­ро­де дей­ст­во­ва­ли от 2 до 4 яр­ма­рок в год. В 1868 по­строе­на ж.-д. ли­ния Гря­зи – Елец, про­шед­шая че­рез Л. В ию­не 1879 в Л. со­сто­ял­ся съезд сто­рон­ни­ков по­ли­тич. тер­ро­ра орг-ции «Зем­ля и во­ля» 1870-х гг.

Сов. власть ус­та­нов­ле­на 20.12.1917 (2.1.1918). В 1923–24 в Л. дей­ст­во­ва­ла Ли­пец­кая авиац. шко­ла, на её ба­зе в 1925–33 в го­ро­де функ­цио­ни­ро­ва­ла герм. авиац. шко­ла, го­то­вив­шая лёт­ные кад­ры для рейхс­ве­ра и про­во­див­шая ис­пы­та­ния но­вой герм. тех­ни­ки (по­сле её за­кры­тия в Л. от­кры­та Выс­шая лёт­но-так­тич. шко­ла ВВС Крас­ной Ар­мии, с 1960 – Центр бое­во­го при­ме­не­ния и пе­ре­учи­ва­ния лёт­но­го со­ста­ва ВВС).
Липецк. Панорама города. Фото 2007.

Рай­он­ный центр Цен­траль­но­чер­но­зём­ной обл. (1928–34), Во­ро­неж­ской обл. (1934–54). В 1930-х гг. по­строе­ны Но­во­ли­пец­кий ме­тал­лур­гич. за­вод (1931–34), ма­ши­но­стро­ит. за­вод «Стан­ко­строй» (1932–34) и др. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны (в 1941 и 1942) Л. яв­лял­ся при­фрон­то­вым го­ро­дом, на ба­зе ку­рор­та дей­ст­во­ва­ли эвако­гос­пи­та­ли. В го­ро­де бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны 591-й авиац. ис­тре­би­тель­ский полк (1941), 1-й тан­ко­вый кор­пус под команд. М. Е. Ка­ту­ко­ва (1942), 491-й ми­но­мёт­ный полк (1942). В 1943 на про­из­водств. пло­ща­дях за­во­да «Стан­ко­строй» об­ра­зо­ван Ли­пец­кий трак­тор­ный за­вод. По­сле Вел. Отеч. вой­ны го­род раз­ви­вал­ся как круп­ный пром. центр. С 1954 центр Ли­пец­кой об­лас­ти.

Баль­не­ог­ря­зе­вой ку­рорт. Осн. при­род­ные ле­чеб­ные фак­то­ры – хло­рид­но-суль­фат­ная на­трие­вая во­да, ис­поль­зуе­мая для ванн, пить­е­во­го ле­че­ния и роз­ли­ва в бу­тыл­ки, а так­же ле­чеб­ная тор­фя­ная грязь. Про­во­дят ле­че­ние боль­ных с за­бо­ле­ва­ния­ми ор­га­нов дви­же­ния и опо­ры, пи­ще­ва­ре­ния, нерв­ной сис­те­мы и ги­не­ко­ло­гич. бо­лез­ня­ми. Са­на­то­рий, баль­не­ог­ря­зе­ле­чеб­ни­ца и др. ку­рорт­ные уч­ре­ж­де­ния.
Липецк. Собор Рождества Христова. 1791–1804. Архитектор Т. Адамини (?). Колокольня. 1825–35. Фото А. И. Нагаева

Го­род за­страи­вал­ся по ре­гу­ляр­но­му пла­ну 1805. Со­хра­ни­лись Древ­не-Ус­пен­ская ц. (кон. 17 – нач. 18 вв.) быв. Ус­пен­ской Па­рой­ской пус­ты­ни (17 в.; уп­разд­не­на в 1764; с 2003 Свя­то-Ус­пен­ский Ли­пец­кий мон.); со­бор Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (1791–1804; пред­по­ло­жи­тель­но итал. арх. Т. Ада­ми­ни; ко­ло­коль­ня – 1825–35; тра­пез­ная – 1840–42) в сти­ле клас­си­циз­ма; зда­ние ми­нер. ванн (1805–1808, ар­хи­тек­то­ры А. Н. Во­ро­ни­хин, С. Мель­ни­ков) и гос­ти­ни­ца (1866, пе­ре­строй­ка 1895) Ли­пец­ких ми­не­раль­ных вод; Спа­со-Пре­об­ра­жен­ская ц. (1808–1837), клад­би­щен­ская ц. Св. Ев­до­кии (1817–18), дом Ф. И. Ту­ров­ско­го (1820–1830-е гг.), зда­ние гор. упра­вы (1-я пол. 19 в.), Тро­иц­кая ц. (ос­вя­ще­на в 1850). Ко 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. от­но­сят­ся: ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (1859–69), быв. Пи­ти­ри­мов­ское ду­хов­ное уч-ще (1883), ц. Свт. Ни­ко­лая (1890, арх. И. П. Маш­ков; вос­ста­нов­ле­на в 1990-е гг.), ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в не­ови­зан­тий­ском сти­ле в быв. с. Ссёл­ки (1895–1905); кир­пич­ные до­ма в ду­хе эк­лек­тиз­ма (куп­ца Ру­си­но­ва, За­мя­ти­ных, Ко­ма­ро­ва и др.); ап­те­ка Э. Е. Кар­стен­са, кор­пу­са за­во­да «Сво­бод­ный со­кол» и Ма­ри­ин­ско­го за­во­да (все – кон. 19 – нач. 20 вв.); дом В. К. Вяж­лин­ско­го в сти­ле мо­дерн (1910, арх. В. И. Фрей­ман), зда­ния Ор­лов­ско­го ком­мерч. бан­ка (1913; ны­не уч-ще ис­кусств), ки­но­те­ат­ра «Уни­он» (1916, ре­кон­ст­руи­ро­ва­но в 1950-е гг.). В 1930-е гг. воз­ве­де­ны зда­ние Гос. бан­ка и Дом свя­зи (1931–35) на Ком­му­наль­ной пло­ща­ди.
Липецк. Памятник Петру Великому (1996, скульптор В. М. Клыков).

В 1956 при­нят но­вый ген­план раз­ви­тия Л., по ко­то­ро­му в 1960–70-е гг. ули­цы ис­то­рич. цен­тра го­ро­да рас­ши­ря­лись за счёт сно­са за­строй­ки 19 в. Ре­ор­га­ни­зо­ван ан­самбль пл. Ле­ни­на с До­мом Со­ве­тов (1954–58, арх. Н. Бров­кин) и гос­ти­ни­цей «Цен­траль­ная» («Ли­пецк», 1950-е гг.). В 1950–80-е гг. по­строе­ны: мост че­рез р. Во­ро­неж (1954–58), кор­пу­са Ли­пец­ко­го ку­рор­та (1961–66, 1982–1984), Те­атр дра­мы им. Л. Н. Тол­сто­го (1968, арх. М. П. Буб­нов), ж.-д. во­кзал (1976). В 2001 вос­ста­нов­ле­на на но­вом мес­те ча­сов­ня Свя­тых Пет­ра и Пав­ла 1872–85 (ар­хи­тек­то­ры Ю. А. Ку­роч­кин, В. В. Ру­лёв). Па­мят­ни­ки: Пет­ру Ве­ли­ко­му в ви­де чу­гун­ной 3-гран­ной пи­ра­ми­ды (уста­нов­лен в 1839, про­ект 1836 Г. Ших­ла­рё­ва; рес­тав­ри­ро­ван в 2000), Пет­ру Ве­ли­ко­му (1996, скульп­тор В. М. Клы­ков).

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Все­рос. н.-и. и про­ект­но-тех­но­ло­гич. ин-т рап­са, НИИ эко­ло­гич. про­блем в ме­тал­лур­гии, фи­ли­ал Гос. НИИ раз­ви­тия на­ло­го­вой сис­те­мы, фи­лиа­лы и от­де­ле­ния ря­да моск. НИИ в об­лас­ти соз­да­ния ме­тал­лур­гич. и ма­ши­но­стро­ит. обо­ру­до­ва­ния. Итал. фонд ин­но­ва­ции и н.-и. раз­ра­бо­ток в пром-сти «Мек­ка­но-Ли­пецк». Гос. пе­да­го­гич. ун-т (1949, совр. ста­тус с 2000), Гос. тех­нич. ун-т (1956, совр. назв. и ста­тус с 1994), Му­ни­ци­паль­ный ин-т пра­ва и эко­но­ми­ки (2001), Ин-т куль­ту­ры и иск-ва (соз­дан в 2001 на ба­зе муз. ф-та Ли­пец­ко­го гос. пе­да­го­гич. ун-та), 3 не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­за, фи­лиа­лы и пред­ста­ви­тель­ст­ва ву­зов Бел­го­ро­да, Во­ро­не­жа, Мо­ск­вы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Там­бо­ва и др.; Ли­пец­кий об­ла­ст­ной кол­ледж ис­кусств им. К. Н. Игум­но­ва (1998). Об­ла­ст­ные б-ки: уни­вер­саль­ная на­уч­ная (1918, совр. ста­тус с 1955; зда­ние – 1958–63), дет­ская (1959), юно­ше­ская (1968, совр. ста­тус с 1972), спец. б-ка для сле­пых (1958). Му­зеи: об­ла­ст­ной крае­вед­че­ский (1909), Ли­пец­ко­го авиа­цен­тра (1980), ху­дож. му­зей им. В. С. Со­ро­ки­на (1992), ков­ки и ли­тья. Вы­ста­воч­ный зал (1978). Дом-му­зей Г. В. Пле­ха­но­ва (от­крыт в 1928 в де­рев. до­ме Пле­ха­но­вых как ис­то­ри­ко-ре­во­люц. му­зей, с сер. 1930-х гг. Ме­мо­ри­аль­ный дом-му­зей, в 1954 за­крыт; в 1958–69 дом по­стра­дал и был вос­ста­нов­лен к 1977; му­зей вновь от­крыт в 1977).

Те­атр дра­мы им. Л. Н. Тол­сто­го (1921), Те­атр ку­кол (1965), Му­ни­ци­паль­ный дра­ма­тич. те­атр (2000). Об­ла­ст­ная фи­лар­мо­ния (соз­да­на в 1959 на ба­зе кон­церт­но-эс­т­рад­но­го бю­ро), в её со­ста­ве: Гос. квар­тет им. М. И. Глин­ки (1994), Ли­пец­кое трио бая­ни­стов, ан­самбль нар. ин­ст­ру­мен­тов «Мо­заи­ка», Но­вый рус. квар­тет и др. Гос. ор­кестр рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов (1995). Му­ни­ци­паль­ные кол­лек­ти­вы: Сим­фо­нич. ор­кестр (1989), ан­самбль нар. пес­ни «Зень» им. В. Н. Вла­ди­ми­ро­вой (1991), Ка­мер­ный хор (1995), Ду­хо­вой ор­кестр (2000), Джа­зо­вый ор­кестр (2001); ан­са­мб­ли рус. пес­ни – «Рос­си­ян­ка» (1974), «Гори­цвет» (1993). Еже­год­но про­во­дят­ся: фес­ти­валь «Ли­пец­кие те­ат­раль­ные встре­чи» (с 1988), муз. фес­ти­ва­ли «Ты, Рос­сия, и серд­це, и пес­ня моя!» им. А. П. Мис­тю­ко­ва (с 1991, все­рос­сий­ский), «Тра­ди­ции и со­вре­мен­ность» (с 2002), проф. ор­ке­ст­ров нар. ин­ст­ру­мен­тов (с 2004). Муз. кон­курс во­ка­ли­стов им. Н. А. Обу­хо­вой (2004, все­рос­сий­ский).

Петровский проезд

Петровский проезд является одной из старейших липецких улиц. На плане города за 1787 год он чётко просматривается проходящим от трассы плотины Верхнего пруда вверх по Соборной горе. Окончательно сформировался в 1-й половине XIX века.

Часто Петровский проезд (это название появилось 21 мая 1957 года) называют Петровским спуском. Это связано с тем, что на всем своем протяжении проезжая часть расположена под довольно большим углом: она спускается с Соборной горы. Нижняя часть проезда проходит по сохранившейся с петровских времен плотине Липского (Верхнего) железоделательного завода. Очевидно, что спуск получил своё название после установки на нём памятника Петру I. В 1950-е годы здесь была булыжная мостовая. Улица интересна тем, что почти не имеет застройки.

По Петровскому проезду сейчас числится здание, расположенное на углу с Кузнечной улицей. Это памятник архитектуры. Здание было построено во 2-й половине XIX века и в нём находилась курортная гостиница «Золотой лев».
Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/city/345487

Петровский спуск в Нижний парк

В 2007 году число достопримечательностей Липецка пополнилось уникальным инженерным сооружением — каскадом фонтанов на Петровском спуске. Проект был разработан специалистами «Липецкгражданпроект».

Чтобы обеспечить бесперебойную работу фонтана пришлось проложить 12 километров электрического кабеля. Система, в которой циркулируют примерно 200 кубометров воды, замкнутая. Это делает расход ресурсов минимальным. На облицовку чаш ушло около 1700 квадратных метров гранитной и керамогранитной плитки. Каждый «бассейн» имеет подсветку. В общей сложности в них бьют 80 струй.

Сама лестница, соединившая площадь Ленина с Нижним парком, появилась в 1957 году.

Площадь Революции (Старобазарная)
Площадь Революции — площадь в центре города Липецка. Прежде называлась Старобазарной площадью. Новобазарной была площадь возле Троицкого собора, который в 1930-е годы был снесен; на его месте появился стадион «Металлург». В центре Старобазарной площади стояла часовня Петра и Павла (в 1931 году была снесена). Здесь находилась купеческая часть старого Липецка. В начале XX века окрестные улицы и сама площадь были уже замощены и хорошо освещены.

В 1853 году уездным предводителем дворянства М.И. Кожиным было построено здание курзала (курортный или вокальный зал). Оно было возведено по соседству с «минеральным колодцем» (бюветом), с которым было соединёно крытой галереей. В курзале устраивались сезонные балы, концерты, в том числе камерных и симфонических оркестров. Здесь же находились библиотека и архив курорта. Кроме того, в фойе был установлен бюст императора.

Здание липецкого курзала неоднократно перестаивалось. С 1930-х годов в нем располагался городской театр, для чего здание значительно расширили. С 1967 года в курзале размещалась Липецкая филармония.

В 1997 году историческое здания, которое охранялось как памятник архитектуры (региональный), было снесено. 20 декабря 2001 года рядом с местом снесенного курзала возвели Петропавловскую часовню.
Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/city/345487

Комсомольский пруд

Комсомольский пруд был образован при устройстве в 1703 году плотины для нужд железоделательных заводов. Плотина перегородила русло реки Липовки. Поэтому первоначально пруд назывался прудом Верхнего железоделательного завода, или Верхним прудом.

Первые попытки облагородить пруд относятся к концу XVIII века, когда Липецк получил известность как курорт с минеральной водой и грязями. Тем не менее, пруд просуществовал до начала XX века без изменений. В 1911 году по распоряжению городского головы Митрофана Клюева была разобрана петровская плотина. Тогда же была выложена каменная обводка самого пруда и канавы до Первомайской улицы.

К 1950-м годам Верхний пруд оказался заброшенным и мелководным. Тогда же возникла идея его восстановить. Шефство взял горком комсомола, поэтому пруд переименовали в Комсомольский. На его берегах поставили типичные советские садовые скульптуры. В 1970—1971 годах была проведена очередная реконструкция Комсомольского пруда. Стенки из бутовой кладки заменены на бетонные, разобрана разрушенная балюстрада и снесены стоявшие уже без рук бетонные скульптуры. Последние изменения произошли в 2008 году. Заново построена система очистных сооружений, расположенных со стороны улицы Малые Ключи. Смонтированы новые затворы для регулирования уровня воды. Установлены новые мощные фонтаны. По дну водоема проложен трубопровод диаметром 1200 мм, через который пустили воду реки Липовки. Таким образом река Липовка стала изолирована от пруда, а сам пруд стал наполняться из реки Воронеж. Плакучие ивы на островке в центре пруда снесены, на их месте поставили фонарь.
Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/city/345487

Улица Ленина (Дворянская)

Улица Ленина — одна из старейших в городе. Открытие курорта «Минеральные воды» привлекло в Липецк большое количество дворян, которые пожелали здесь селиться. Им отводились участки в лучшем месте города: на высоком берегу против Петровского пруда. Образовавшаяся здесь улица была названа Дворянской.

Улица проходит по краю Соборной горы. Застройка на четной стороне сейчас практически отсутствует; вместо неё — Верхний парк. Улица была парадной, поэтому и селились на ней богатые липчане.

6 ноября 1918 года улица была переименована из Дворянской в Советскую, 23 января 1924 года ей дали имя Ленина. До января 1969 года улица Ленина тянулась до Сокола. Потом её часть переименовали в Студёновскую.

В 1960-х годах практически все красивые особняки были снесены. Вместо них в 1970-х годах возвели типовые оштукатуренные 12-этажные высотки (автор генплана В.Д. Тягунов).
Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/city/345487

Улица Советская (Воронежская)

Улица Советская сформировалась в 1-й половине XIX века при реализации генерального плана города, утверждённого в 1805 году. Являлась одной из важнейших магистралей города. Вела к городским воротам, находившимся в районе нынешней площади Победы, откуда начиналась дорога в Воронеж. Отсюда и первоначальное название улицы — Воронежская.

Современное название улица получила 23 января 1924 года. Первоначально в 1918 году в городе Советской была названа бывшая Дворянская улица. Но после смерти Владимира Ленина она получила его имя, а Воронежская улица стала Советской.

По оси Советской улицы в 1950-х годах стояла монументальная Доска почета, куда заносились лучшие предприятия. Она находилась в Ленинском сквере (на площади Революции). На противоположной стороне находился Сталинский сквер с фонтаном и памятником Сталину, сквер существует и сегодня.

Тогда же на углу Советской улицы и улицы Фрунзе располагались здания горисполкома, МВД и КГБ. На месте нынешнего кафе «Сказка» были магазины. На углу Советской и Крайней улиц стояла кирпичная водонапорная башня.
Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/city/345487

Cерьезное значение эти края приобретают в петровскую эпоху - в свя­зи со строительством флота и созданием железоделательных Липских (Ли­пецких) заводов. Заводы возникают в 1703 г., как и металлургическая и ору­жейная мануфактуры, построенные в том же году, для снабжения воронеж­ских верфей и кораблей железом и пушками.
Осенью 1703 г. Липецкие заводы стали функционировать и в после­дующем непрерывно расширялись. Позднее они разделились на Верхний и Нижний заводы, каждый со своей плотиной. Заводской поселок «Липские железные заводы» возник вместе с заводом в 1703 г. Наивысшего развития заводы и поселок работных людей при них достигли в начале 1720-х гг. За­тем значение металлургии в Черноземье стало уменьшаться. После передачи заводов в частные руки (1755 г.) производство на них сократилось, а в 1795 г. они были закрыты. Но благодаря заводам возник город Липецк, заложивший традиции металлургии в Черноземном сельскохозяйственном центре России.
В 1779 г. поселок Липских железных заводов был переименован в го­род Липецк и получил статус уездного центра Тамбовского наместничества (с 1796 г. - губернии), каким и оставался до административных преобразова­ний 20-х гг. XX в. 16 августа 1781 г. был утвержден герб Липецка. На момент присвоения городского статуса в Липецке проживало 5971 человек. Образо­вание города из заводского поселка было явлением уникальным для региона.
В 1791 - 1805 гг. сооружается главная духовная святыня города - Христо-Рождественский собор, ставший и архитектурной доминантой города, одним из символов Липецка. Окончательное завершение архитектурного об­лика Собора относится к 1842 г.


Липецкий курорт


В XIX в. несколько явлений отличили судьбу Липецка от многих дру­гих уездных центров. Самым главным, обозначившим своеобразное состоя­ние города, было существование курорта - Липецких минеральных вод. Ку­рорт оказал большое воздействие и на развитие медицинской составляющей России и определил значение Липецка. Первооткрывателем минеральных ис­точников легенды называют Петра Великого, но официальное существование курорта «Липецких минеральных вод» было закреплено в 1805 г. В этом го­ду, 25 апреля по старому стилю, император Александр I наложил резолюцию на доклад министра внутренних дел В.П. Кочубея об устройстве курорта в Липецке - «Быть по сему». Тогда же император утвердил и генеральный план города, в соответствии с которым Липецк и строился.
Вскоре Липецкий курорт стал очень популярен среди провинциально­го, да и столичного дворянства, поскольку наполеоновские войны в Европе с 1805 г. ограничили возможности лечения за границей.
Курорту Липецк обязан и тем, что его в 1837 г. посетил наследник рос­сийского престола Александр (будущий Александр II), вместе с В.А. Жуков­ским, оставившим зарисовки города, Каменного лога и Собора. Наследник выдал на благоустройство курорта 1 тыс. руб.
Еще одно событие, случившееся в городе, до сих пор обращает на себя внимание. Это - июнь 1879 г., съезд в Липецке революционеров, сторонни­ков политической борьбы. 11 молодых людей (в том числе А.И. Желябов) создали Исполнительный Комитет русской социально-революционной пар­тии, ставший ядром возникшей вскоре тайной организации «Народная Воля». Именно эта организация в 1881 г. осуществила убийство императора Алек­сандра II. Участники съезда приняли главное для революционной мысли того времени решение - о необ­ходимости ведения политической борьбы, а среди способов наметили и тер­рор, но он не был ни единственным, ни основным.
Во второй половине XIX в. начинается быстрое экономическое разви­тие нашего города. В городе в конце 60-х - начале 70-х гг. промышленность была представлена 34 полукустарными предприятиями с 344 работниками.
В конце 60-х гг. была построена Орловско-Царицынская железная до­рога, прошедшая в 2-3 верстах от Липецка (1868 г.).


ХХ век


В 1899 г. закладывается первая домна Сокольского металлургического завода, вскоре оказавшегося в границах города Липецка. 15 мая 1902 г. домна была пущена, в 1913 г. - вторая. Этим восстанавливалось металлургическое производство в Центральном Черноземье - на базе Липецких рудников, в ко­торых добывалась железная руда.
В начале XX в. успешной была деятельность городского головы М.А. Клюева. По его инициативе и при его участии было создано попечительство детских приютов, городская амбулатория для приходящих больных и пр.
В 1918г. в Липецке была создана школа подготовки летного состава. Одной из интересных страниц истории города является функционирование в нем немецкой школы по подготовке военных летчиков (1925-1933 гг.). Также продолжалась и подготовка советских авиаторов. В 1927 г., когда уже дейст­вовала немецкая авиашкола, здесь проходил переподготовку В.П. Чкалов, показавший высочайший уровень летного мастерства, восхитивший и немец­ких летчиков, и руководство ВВС. Выдающимся советским летчиком, одним из первых Героев Советского Союза, покорителем Северного полюса стал липчанин М.В. Водопьянов (1899-1980).
После закрытия немецкой авиашколы в Липецке создана Высшая лёт-но-тактическая школа Военно-Воздушных сил Красной Армии (1933-1938), а после преобразований функционирует Центр боевого применения и переучи­вания лётного состава. Высокий уровень подготовки летчиков отмечен тем, что в Липецке прошли подготовку несколько космонавтов, а героизм пилотов проявился в подвигах Л.А. Кривенкова и СМ. Шерстобитова, Е.И. Захарова и В.И. Новоселова, которые ценой собственной жизни увели падающие са­молеты (1968, 1987 гг.) от населенных пунктов.
Самое значительное, что создается в Липецке с конца 20-х гг. и вплоть до сего времени, то, что определяет уровень развития и значение нашего го­рода - формирование в городе мощной металлургической базы. Очевидна преемственность в развитии металлургической базы в Липецке от петровских времен.
В конце 20-х гг. ведется планирование, а в начале 30-х гг. начинается строительство и, в дальнейшем, работа крупнейшего металлургического предприятия страны - Новолипецкого металлургического комбината (НЛМЗ -НЛМК).
6 апреля 1930 г. постановлением Президиума ВСНХ СССР, а 25 фев­раля 1931 г. СНК СССР были приняты решения о строительстве Липецкого завода по производству литейного чугуна. Начальником строительства, а за­тем и первым директором завода был назначен Я.А. Берзин. 7 ноября 1934 г. первая липецкая домна дала чугун.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. липчане героиче­ски сражались на ее фронтах. С поля боя не вернулись семь тысяч липчан. Город наш - родина 6 Героев Советского Союза, героически защищавших страну в годы Великой Отечественной войны.
В 1943 г. в городе развернулось строительство тракторного завода, который уже 1 июня 1944 г. выпустил первый трактор и стал давать так необходимые стране сельскохозяйственные машины. Дальнейший рост тракторного завода связан с деятельностью его директора, выдающегося организатора производства В.Я. Клименкова (1909 - 1976).
Мощный толчок развитию города был дан созданием 6 января 1954 г. Липецкой области. Липецк стал развиваться как крупный промышленный и культурный центр. Вы­росла численность населения города. Если в 1939 г. население города состав­ляло 67 тыс. человек, то в 1957 - 157 тыс., а в 1970 - 289 тыс. чел. Был соз­дан ряд значимых промышленных, социальных и культурных объектов. Не­обходимую для страны продукцию производили заводы города - Центролит, Радиаторный, Трубный, Липецкий Тракторный, старейшее металлургиче­ское предприятие города - Сокольский металлургический.
В связи с развитием заводов на левом берегу р. Воронеж и поселков при них был построен и 26 октября 1958 г. открыт первый мост через реку.


Современный Липецк


Сегодня Липецк - современный и динамично развивающийся город. По данным переписи 2010 г. его население соста­вило 511 143 жителя.

ИСТОРИЯ СОБОРА

Recent Posts from This Journal

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner