?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лиссабон - одна из самых красивых и богатых архитектурным наследием столиц Европы. В этом городе есть невероятное очарование, которое можно сравнить с очарованием Рима или Праги.
Лиссабон сохранил дух старого города, его экзотику с романскими, южными, колониальными мотивами.. Сохранил даже свой старый трамвайчик, который карабкается по крутым холмам уже в качестве туристического атракциона. Но всё же неумолимое время меняет и этот заповедный город, и многие милые приметы прошлого тепеь можно увидеть теперь, увы, только на старых открытках.
Давайти совершим путешествие в Лиссабан 1960-х - 1980-х.
Один из символов города - трамвайчик-фуникулёр Elevador da Bica:

Кажется, что одна эта открытка несёт в себе уже половину образа этого неповторимого города.
Увы, в 2006 г. я застал этот трамвайчик "на приколе", не знаю, какова его дальнейшая судьба.



А это - 1985 год:


По этой иллюстрации из 20-томника "Страны и народы" (1978-1982) я открыл для себя Лиссабон в детстве:

Когда ровно 20 лет спустя я всё же добрался до португальской столицы, двухэтажных автобусов в ней уже не было, а  2CV были только у больших любителей автостарины.
Кстати, Португалия прекратила выпуск этих незабвенных "Дё швё" только в 1990 г., через два года после Франции.

В 1989-м даблдеккеры ещё ходили:


Двухэтажные автобусы были символом английского влияния в Португалии, традиционно очень сильного, несмотря на тотальную культурную ориантацию на Францую (свободно владеющих французским в Португалии раз в 100 больше, чем говорящих на английском).

Знаменитые английские "Роутмастеры" красили в зелёный цвет:


Этот старый лиссабонский автобус тоже из Англии:


В прежние годы встречалась и такая экзотика:


Вообще, на старых португальских открытках и фотографиях можно разглядеть автотранспорт со всего западного мира.
Это фото Лиссабона относится к 1950-м гг.:

Есть специальный португальский сайт (форум), где любители соревнуются в определении марок автомобилей на таких исторических снимках.

В архитектурно-градостроительном плане Лиссабон очень многообразен: есть средневековая часть со старинным замком на вершине горы и лабиринтом извилистых улочек, есть пышные кварталы в стиле барокко и классицизма со строгой планировкой улиц, построенные после Великого землетрясения 1755 г., есть широкие проспекты с поздней имперской архитектурой, напоминающей предвоенные Германию и Италию. Есть и спальные кварталы 1960-х-1970-х, застроенные однообразными аналогами "хрущевок" и брежневских панельных многэтажек.

Старинный квартал Alfama в 1950-е:


"Парадные ворота" Лиссабона, воздвигнутые после землетрясения 1755 г.:

Лиссабон восстанавливался как столица мировой колониальной империи и его архитектурный облик должен был соответствовать этому высокому статусу.

Одна из главных площадей города - Россиу - также была создана при восстановлении города после катастрофы:


Вечером она смотрелась особенно красиво:


О богатой военной истории страны напоминают пышные монументы:


Белем:


Такие ансамбли создавались во времена фашистского режима Салазара:


Авенида Рома в 1960-е:

Несмотря на бремя колониальных войн, в эпоху Салазара и его приемников (1932-1974) Португалия прошла огромный путь развития и благосостояние населения заментно выросло, особенно в столице.

На снимках, сделанных до Апрельской революции 1974 г. Лиссабон выглядит как благополучный и ухоженный западно-европейский город:

Португальское общество уже было, наконец-то, готово к демократии.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
Josef Kats
Feb. 12th, 2013 08:00 am (UTC)
Спасибо за фотки и за скан из "Стран и народов": любил четрые синих тома этого издания, посвященных Европе, и два зачитал-таки из школьной библиотеки...;)
Кстати, было бы интересно сделать пост по исторической части Лиссабона на основе "Маленькой книги о великом землетрясении".

Edited at 2013-02-12 08:03 am (UTC)
dima1989
Mar. 4th, 2013 09:59 pm (UTC)
+ 100500. Из дедушкиной библиотеки в начале 90-х я любил рассматривать именно Европу + западные регионы СССР и РСФСР. Европейские тома отличались большим количеством фотографий разных автомашин, которых к нам в Подмосковье тогда привозили в большом количестве.
rocketfrog
Feb. 12th, 2013 08:08 am (UTC)
В 2010 трамвайчики были живы, вот как это было http://rocketfrog.livejournal.com/106983.html
asfendiar
Feb. 12th, 2013 08:18 am (UTC)
в 11 был
visualhistory
Feb. 12th, 2013 08:48 am (UTC)
Спасибо! Значит, я застал в момент временной остановки или ремонта.
serokoy
Feb. 12th, 2013 08:09 am (UTC)
> Двухэтажные автобусы

Из музея транспорта в Лиссабоне:

Трамвай и подъемники
«Трамвай и подъемники» на Яндекс.Фотках

;)
pingvinello
Feb. 12th, 2013 10:48 am (UTC)
сделали бы и четыре, но цеплялся за фонари
(no subject) - visualhistory - Feb. 12th, 2013 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - pingvinello - Feb. 12th, 2013 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Feb. 12th, 2013 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - pingvinello - Feb. 12th, 2013 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Feb. 12th, 2013 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - pingvinello - Feb. 12th, 2013 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Feb. 12th, 2013 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - pingvinello - Feb. 12th, 2013 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Feb. 12th, 2013 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - pingvinello - Feb. 12th, 2013 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - serokoy - Feb. 12th, 2013 11:01 am (UTC) - Expand
toshik28
Feb. 12th, 2013 08:17 am (UTC)
Этим летом ездили в Лисбо. Трамвайчик ходит. Стены можно (но не нужно! :))потрогать из окна даже не вытягивая руку. В салоне висит предупреждающая табличка о карманниках.
На конечной у кладбища всех попросили выйти. Народ(туристы) начали роптать на разных языках, что всем нужно обратно, но водитель был непреклонен. Ну ладно-вышли. Он проехал метр-остановился и улыбаясь пригласил всех обратно. Народ гоготал минут пять рассаживаясь на те же места.
Впечатление от города странное. Сама архитектура красивая. Море, ландшафты. Чувствуется богатая история. Но! По сравнению с той же соседской Испанией ярко видно какое-то запустение.
Вся керамика (разрекламированное Азулежу) на домах облупилась и выцвела. Грязища. Фоткаешь красивый вид и затыкаешь ноздри. На узкие (не туристические) улочки даже днем лучше не соваться. Машины стоят с выбитыми стеклами. Вечером даже на центральных улицах неуютно. Бомжи, компании сомнительной молодежи.
В общем съездить стоит, но на любителя...
czerjoszyn
Feb. 12th, 2013 10:11 am (UTC)
Цитата: «Такие ансамбли создавались во времена фашистского режима Салазара...»

Как поразительно эта «фашистская» архитектура похожа на советские девятиэтажки — с одной только разницей: все эти дома построены очень добротно и не выглядят такими многоэтажными бараками, как в городах бывшего СССР (в Португалии я пока не был, но я могу сравнить с испанской архитектурой того же периода). И уж, тем более, не сравнить её с тяжеловесной сталинской или нацистской архитектурой.

А ещё этот «фашист» Салазар сохранял нейтралитет своей страны вплоть до самого конца Второй Мировой войны. Более того, он не только не преследовал местных евреев, но и предоставил политическое убежище многим евреям из других европейских стран — в то время как свободная и демократическая Швейцария всех скрывавшихся на её территории евреев выдала нацистам.
Josef Kats
Feb. 12th, 2013 10:55 am (UTC)
Про выдачу Швейцарии оказавшихся на ее территории еврейских беженцев не слышал. Есть что почитать по этому вопросу?

(ПС. В журналу у врандея спрашивал вас относительно ссылок на планы перестройки нацистами оккупированного Минска и Ленинграда. Если не затруднит, скиньте инфу, очень любопытно!)
(no subject) - czerjoszyn - Feb. 12th, 2013 11:37 am (UTC) - Expand
serokoy
Feb. 12th, 2013 11:06 am (UTC)
> А ещё этот «фашист» Салазар сохранял нейтралитет своей страны вплоть до самого конца Второй Мировой войны.

А на Португальской ривьере отдыхали, что характерно, солдаты обеих воюющих сторон. И вообще, немного стран в Европе не только сохранились, но и поправили своё благосостояние после Второй мировой.
(no subject) - visualhistory - Feb. 12th, 2013 11:11 am (UTC) - Expand
dima1989
Mar. 4th, 2013 10:02 pm (UTC)
Салазар ещё в конституции прописал принцип "сохранения и спасения человеческой жизни". Аборты были запрещены, равно как и смертная казнь, как "противоречащая христианской религии и морали".
(no subject) - czerjoszyn - Mar. 5th, 2013 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1989 - Mar. 5th, 2013 07:47 pm (UTC) - Expand
naxellent
Feb. 14th, 2013 07:19 am (UTC)
Красиво!
У меня мама году в 1983м была в Лиссабоне, но не умела обращаться с фотоаппаратом и практически все фото не получились )
dima1989
Mar. 4th, 2013 10:02 pm (UTC)
Удивило большое количество "Трабантов" на улицах.
czerjoszyn
Mar. 5th, 2013 07:37 am (UTC)
На "Кадиллаках" и "Паккардах" на таких узеньких улочках просто не развернёшься.
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner