?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лиссабон - одна из самых красивых и богатых архитектурным наследием столиц Европы. В этом городе есть невероятное очарование, которое можно сравнить с очарованием Рима или Праги.
Лиссабон сохранил дух старого города, его экзотику с романскими, южными, колониальными мотивами.. Сохранил даже свой старый трамвайчик, который карабкается по крутым холмам уже в качестве туристического атракциона. Но всё же неумолимое время меняет и этот заповедный город, и многие милые приметы прошлого тепеь можно увидеть теперь, увы, только на старых открытках.
Давайти совершим путешествие в Лиссабан 1960-х - 1980-х.
Один из символов города - трамвайчик-фуникулёр Elevador da Bica:

Кажется, что одна эта открытка несёт в себе уже половину образа этого неповторимого города.
Увы, в 2006 г. я застал этот трамвайчик "на приколе", не знаю, какова его дальнейшая судьба.



А это - 1985 год:


По этой иллюстрации из 20-томника "Страны и народы" (1978-1982) я открыл для себя Лиссабон в детстве:

Когда ровно 20 лет спустя я всё же добрался до португальской столицы, двухэтажных автобусов в ней уже не было, а  2CV были только у больших любителей автостарины.
Кстати, Португалия прекратила выпуск этих незабвенных "Дё швё" только в 1990 г., через два года после Франции.

В 1989-м даблдеккеры ещё ходили:


Двухэтажные автобусы были символом английского влияния в Португалии, традиционно очень сильного, несмотря на тотальную культурную ориантацию на Францую (свободно владеющих французским в Португалии раз в 100 больше, чем говорящих на английском).

Знаменитые английские "Роутмастеры" красили в зелёный цвет:


Этот старый лиссабонский автобус тоже из Англии:


В прежние годы встречалась и такая экзотика:


Вообще, на старых португальских открытках и фотографиях можно разглядеть автотранспорт со всего западного мира.
Это фото Лиссабона относится к 1950-м гг.:

Есть специальный португальский сайт (форум), где любители соревнуются в определении марок автомобилей на таких исторических снимках.

В архитектурно-градостроительном плане Лиссабон очень многообразен: есть средневековая часть со старинным замком на вершине горы и лабиринтом извилистых улочек, есть пышные кварталы в стиле барокко и классицизма со строгой планировкой улиц, построенные после Великого землетрясения 1755 г., есть широкие проспекты с поздней имперской архитектурой, напоминающей предвоенные Германию и Италию. Есть и спальные кварталы 1960-х-1970-х, застроенные однообразными аналогами "хрущевок" и брежневских панельных многэтажек.

Старинный квартал Alfama в 1950-е:


"Парадные ворота" Лиссабона, воздвигнутые после землетрясения 1755 г.:

Лиссабон восстанавливался как столица мировой колониальной империи и его архитектурный облик должен был соответствовать этому высокому статусу.

Одна из главных площадей города - Россиу - также была создана при восстановлении города после катастрофы:


Вечером она смотрелась особенно красиво:


О богатой военной истории страны напоминают пышные монументы:


Белем:


Такие ансамбли создавались во времена фашистского режима Салазара:


Авенида Рома в 1960-е:

Несмотря на бремя колониальных войн, в эпоху Салазара и его приемников (1932-1974) Португалия прошла огромный путь развития и благосостояние населения заментно выросло, особенно в столице.

На снимках, сделанных до Апрельской революции 1974 г. Лиссабон выглядит как благополучный и ухоженный западно-европейский город:

Португальское общество уже было, наконец-то, готово к демократии.

Comments

czerjoszyn
Feb. 12th, 2013 11:37 am (UTC)
Про нацистские планы перестройки Минска и Ленинграда я ничего в Сети пока не нашёл — эта информация мимоходом промелькнула в одной из статей о хрущёвках из «Комсомольской правды» лет 20 назад. Поиски продолжаются...

А вот по поводу депортаций евреев из Швейцарии материалов в Сети предостаточно. Всё дело в том, что согласно швейцарскому законодательству на политическое убежище в этой стране имеют право претендовать только тот, кто преследуется исключительно по политическим мотивам, но не по расовым, этническим или религиозным. Так что, евреям, бежавшим от нацистов, отказывали в предоставлении убежища практически всем. Их интернировали в лагеря и отправляли назад в Германию или оккупированные ею страны. К тому же, далеко не последнюю роль в экстрадициях евреев из-за границы сыграло тогдашнее немецкое министерство иностранных дел и лично Иоахим фон Риббентроп (о причастности МИДа к Холокосту уже не раз было заявлено в немецких СМИ).

Вот что о еврейских депортациях пишет Википедия:

«Switzerland's refugee laws, especially with respect to Jews fleeing Germany, were strict and have caused controversy since the end of World War II. From 1933 until 1944 asylum for refugees could only be granted to those who were under personal threat owing to their political activities only;[19] it did not include those who were under threat due to race, religion or ethnicity. On the basis of this definition, Switzerland granted asylum to only 644 people between 1933 and 1945; of these, 252 cases were admitted during the war.[19] All other refugees were admitted by the individual cantons and were granted different permits, including a "tolerance permit" that allowed them to live in the canton but not to work. Over the course of the war, Switzerland interned 300,000 refugees.[20] Of these, 104,000 were foreign troops interned according to the Rights and Duties of Neutral Powers outlined in the Hague Conventions. The rest were foreign civilians and were either interned or granted tolerance or residence permits by the cantonal authorities. Refugees were not allowed to hold jobs. Of the refugees, 60,000 were civilians escaping persecution by the Nazis. Of these, 26,000 to 27,000 were Jews.[19] Between 10,000 and 24,000 Jewish civilian refugees were refused entry.[19] Although Switzerland harboured more Jewish refugees than any other country, these refugees were refused entry on the grounds of already dwindling supplies. Of those refused entry, a Swiss government representative said, "Our little lifeboat is full." At the beginning of the war, Switzerland had a Jewish population of between 18,000[21] and 28,000[9][22] and a total population of about 4 million...»

Самым известным евреем, арестованным в Швейцарии, был оперный певец, уроженец Буковины, Йозеф Шмидт. Ему удалось бежать в Швейцарию из оккупированной Франции, однако в Швейцарии он был арестован как нелегальный мигрант и помещён в лагерь для интернированных, где он заболел ангиной и вскоре умер после того, как в госпитале Цюриха ему было отказано в лечении.

Цитата из Википедии: «Schmidt gelang im September 1942 nach mehreren missglückten Versuchen die Flucht in die Schweiz. Von den Strapazen geschwächt, brach Schmidt in Zürich auf offener Straße zusammen, wurde erkannt und als illegaler Flüchtling (laut eines Gesetzes von 1942 galten Juden in der Schweiz nicht als politische Flüchtlinge) in das Internierungslager Girenbad „zur Abklärung des Falles“ gebracht. Schon nach kurzer Zeit erkrankte er an einer Halsentzündung und wurde in das Kantonsspital Zürich eingewiesen. Zwar behandelte man dort die Halsbeschwerden, seinem Hinweis auf starke Schmerzen in der Herzgegend wollte man jedoch nicht nachgehen und verweigerte eine weitere Untersuchung. Als offiziell geheilt wurde Schmidt am 14. November 1942 aus dem Kantonsspital entlassen und musste in das Auffanglager Girenbad zurückkehren.
Nur zwei Tage später starb der berühmte Sänger im nahegelegenen Restaurant Waldegg. Die Wirtin hatte seinen angeschlagenen Gesundheitszustand erkannt und ihm ermöglicht, in ihrem Wohnzimmer auf dem Sofa zu ruhen. Als sie später nach ihm sah, bemerkte sie, dass er nicht mehr atmete. Er war an Herzversagen gestorben.»

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner