?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1948 года.

Это время отделяют от нас уже 70 лет, жизнь 2-3 поколений, помнят его лишь совсем глубокие старики. Но мы перенесёмся в тот мир на машине времени, имя которой — "цветая фотография".
Нас интересует всё: виды транспорта, характер траффика, дорожное покрытие, уличная инфраструктура, наружная реклама, озеленение, уличная торговля и всё прочее, из чего состоит жизнь улиц.
ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО

Вопреки традиции, начнём наше путешествие не с Пекина, а с Парижа. За последние 150 лет центральные улицы этого города изменились не очень сильно, а вот транспорт на них меняется непрерывно.

Площадь перед Оперой в 1948 году:

1948 Paris Opera House

После принудительного велосипедизма периода оккупации 1940-44 гг., Париж быстро вернул себе славу "автомобильной столицы Европы". Однако в 1948 г. возрождение местного автопрома ещё только начиналось, а средний класс ещё только мог мечтать о том, чтобы "сесть за руль". Основную массу наземных перевозок обеспечивали автобусы, да и велосипеды всё ещё были в ходу.
Слева на переднем плане такси. В Париже было очень строго с цветовой иерархией: все такси — красные, все автобусы — зелёные. И никакой самодеятельности!

То же место в наши дни:


1948 Paris Opera House2

Англия в 1948 г. выпустила 335 тыс. легковых и 177 тыс. других типов автомобилей и пока удерживала второе место в мировом автопроме после США. Но на центральных улицах Лондона было традиционно мало частных автомобилей, зато много автобусов и такси (как и положено в любом "правильном" мегаполисе).

Знаменитая лондонская площадь Piccadilly Circus:

1948c London West End Theatres, Shaftsbury Ave

Автомобили были практически все дизайна 1930-х:

1948 London Piccadilly_Circus

Мадрид 1948 года в плане уличного транспорта походил на Лондон: почти весь траффик состоял из такси (с красной полоской) и автобусов-даблдеккеров:

1948c Madrid Street Scene

При реконструкции Мадрида в 19 и первой трети 20 века ширину улиц делали с запасом на много десятилетий вперёд.
В стране победившего франкизма массовая автомобилизация начнётся ближе к концу 1960-х.
Обратите внимание на брусчатку: на Париж, ни Лондон, ни Мадрид не спешили асфальтировать свои улицы, в то время в СССР этот процесс стал едва ли не частью государственной идеологии.

На итальянских улицах в 1948 году тоже было совсем мало автомобилей, зато на них уже вышел символ новой эпохи!

Флоренция, 1948 год:
1948 Florence Vespa2

Мотороллеры "Веспа" производятся концерном Piaggio с апреля 1946 года до сих пор. Является родоначальником европейской конструкторской школы мотороллеров и первым успешным скутером в мире.

Скандинавские улицы 70 лет назад не слишком сильно отличались от других европейских. Трамваи, редкие автомобили, велосипедистов. Впрочем, число последних было больше среднеевропейского.

Шведский город Гётеборг:
1948 Goeteborg Sweden by Fredrik Bruno

Там же:
1948 Goeteborg Sweden

Два первых кадра не передают, насколько массовым был в нём велосипедизм в то время.
На третьем снимке это более ощутимо:
1948 Goeteborg

Самая известная улица Осло в 1948 г.:
1948c Oslo, Karl Johans Gate

Норвегия довольно благополучно пережила оккупацию и на снимках 1948 г. довольно сложно найти даже намёк на послевоенную разруху или бедность.

Город Тронхейм в Норвегии:
1948 Trondheim Norway

К сожалению, у меня нет цветных кадров 1948 года по Восточной Европе, но в качестве типичного примера сойдёт Вена, находившаяся до 1955 г. в советской зоне оккупации.
Как и все крупные восточноейропейские города того времени, это был город трамваев. Автотранспорт на какое-то время почти исчез с улиц.

Вена 1948 года, трамваи на фоне Ратуши:
1948 Wien5

Американцы весьма сильно бомбили Вену, но все крупнейшие здания каким-то чудом уцелели.
Одинокий трамвайчик на фоне парламента:

1948 Wien5ff

В отличие от многих других европейских городов, Вена никогда не переставала быть трамвайным городом, а теперь и подавно, когда Европа переживает новый трамвайный бум.
Только трамваи теперь здесь совсем другие, целые поезда:

1948 Wien5f

Теперь перенесёмся из Европы в Западное полушарие.

К тому времени США продолжали оставаться центром автомобильного мира, выпуская машин на много больше, чем весь остальной мир вместе взятый. Однако война сказалась и на американском автопроме: только в 1948 году в производство  пошли первые послевоенные модели.

Нью-Йорк, Пятое авеню в сторону Radio City, 1948 год выглядит здесь как 1938-й:
1948 NY Fifth Avenue looking toward Radio City

Знаменитая Таймс-сквер в Нью-Йорке:
1948 NY Times Square

Спустя десятилетия сюда дошли новые веяния урбанизма и теперь более половины популярной площади переделано под пешеходную зону. А кричаще-яркая реклама осталась: это бренд места, как и на Piccadilly Circus в Лондоне.

Лос-Анджелес, вид на запад от Hope Street, 1948:
1948 LA Looking west from Hope Street

То, что для других стран в 1948 г. было более-менее далёким будущим, для США уже стало повседневностью: американские города превращались в большие парковки.

Чикаго, Мичиган-авеню, 1948 год:
1948 Chicago Мичиган-авеню bronze-lions-overlook-pedestrians-willard-culver

Таких улиц в мире тогда больше нигде не было, разве что в Мехико, Сан-Паулу и Шанхае.

Несмотря на сверхавтомобилизацию, чикагский трамвай тогда ещё держал свои позиции.
Причём это был скоростной трамвай, практически метротрам:
1948 Chikago Soldiers Field

Но в результате заговора автопромышленников, чикагский трамвай будет убит через 10 лет, в 1958-м.

Вашингтон 48-го на снимке фотографа Ивана Дмитри:
1948c Washington by Ivan Dmitri

Парковка по обе стороны дороги — как нам теперь это знакомо!

Канадский город Виннипег в 1948 г.:
1948 winnipeg

Несмотря  на британский бэкграунд, канадские города уже тогда больше походили на американские, чем на европейские. При этом трамвай там продержался дольше, чем в США.

Крупнейшие города Латинской Америки к концу 1940-х также прочно подсели на американский автопром.

Мехико 1948 года :
1948 Mexico

Регулировщик в Мехико:
1948 Mexico_City_traffic_cop by Janice Waltzer


Это один из символов прежней уличной жизни, давно ушедший в прошлое.

Мехико 1948 года в сравнении с 2011-м:
1948 Mexico Casa de los Azulejos 2011

В Гаване 1948 года ещё ходили трамваи:
1948 Havana3

В 1952 году их ликвидируют, чтобы не путались под шинами у расплодившихся автомобилей. По уровню автомобилизации Гавана 1948 года дала бы фору, наверное, любому европейскому городу!

Из Западного полушария отправляемся снова в Восточное, на просторы Азии.
Начнём с Ближнего Востока, где традиционный местный колорит причудливо сплетался с современной урбанистической культурой европейского типа.

Шикарный Бейрут 48-го на снимке американского фотографа Ивана Дмитри:


1948 Beirut1 by Ivan Dmitri01

Центральная площадь "Парижа Ближнего Востока" буквально забита новыми американскими и европейскими автомобилями. Тысячелетние традиции левантийской торговли привели город к процветанию, но смешение в маленькой стране разных культур и религий оказалось не плавильным котлом, а пороховой бочкой. В 1975 г. миру и процветанию придёт конец, а площадь Мучеников превратится в жуткий пустырь в окружении руин, которые начнут разбирать лишь в 1990-е, чтобы застроить всё заново на волне очередного экономического подъёма. Теперь от того, что мы видим на фотографии, не осталось НИЧЕГО.

Дамаск 48-го на фото американского фотографа Ивана Дмитри:
1948 Damask by Ivan Dmitri2

Хотя Дамаск во всех отношениях был близок к Бейруту, включая общую историю и многоконфессиональность,европейское влияние здесь чувствовалось гораздо слабее, а улицы продолжали сохранять чисто восточный колорит.
На этом фото удивительное сочетание совершенно средневековой улице с трамвайной инфраструктурой! Трамвай в Дамаске работал до 1967 года.

И с Бейрутом, и с Дамаском резко контрастировал тогдашний Тель-Авив, более всего походивший на социалистический город-новостройку. Регулярная планировка, однотипная застройка в стиле "баухаус" (почти рабочий квартал на Пресне), просторные улицы с озеленением и минимум автомобилей.

Алленби — одна из центральных улиц Тель-Авива, 1948 год:
1948 Tel Aviv Allenby Road1b

Первоначально служила главной (парадной) улицей города, пока не уступила это звание другим улицам.
В наши дни из-за массивного автомобильного движения в центре Тель-Авива, в будни в дневное время проезжая часть Алленби частично закрыта для доступа частного транспорта в пользу общественного.

Крупнейшие города Восточной Азии переживали драматический момент своей истории. Для одних начиналось послевоенное восстановление, другие замерли в краткой передышке перед новыми большими потрясениями.

Токио. Главная улица в центральном районе Гинза, 1948 год:


Выжженный напалмом Токио начинал свою жизнь словно заново. Это была нулевая точка отсчёта перед началом экономического взлёта. За три послевоенных года немногие уцелевшие каменные здания уже успели обрасти целыми кварталами одно- двухэтажных лавочек и мастерских.

То же место в начале 20 века (древнее фото 2003-го):
1948 Tokyo1a_2003

Улица не стала пешеходной, но по выходным её закрывают для транспорта.


Послевоенный Сеул в районе вокзала, за два года до начала новой войны:
1948 Seoul Railway Station

Потом через этот город два раза пройдёт линия фронта и от него останутся лишь руины.

Бурлящая торговой жизнью набережная Шанхая за год до прихода сюда маоистов:
1948 Shanghai by R Moore2ф



А что же у нас в СССР?
Не сомневаюсь, что в 1948 году на улицах Москвы были сделаны сотни великолепных цветных снимков, только их оригинальные сканы, увы, никто не спешит выкладывать в Интернет. А те, что уже выложены, не касаются уличного движения.
Поэтому придётся довольствовать журнально-открыточными репродукции, которые по качеству полиграфии больше похожи на раскрашенные картинки.


Москва. Жилые дома на новой улице - Можайском шоссе (фото из журнала "СССР на стройке", №5, 1949)
1948 Москва. Жилые дома на новой улице - Можайском шоссе (СССР на стройке, №5, 1949)

1948 год Москва и другие крупнейшие города СССР встретили с новыми поколением общественного транспорта: с 1947 г. началось производство автобусов ЗИС-154 и знаменитых троллейбусов МТБ-82, которые будут определять облик советских улиц на протяжении всех 1950-х. Плюс новенькие "Победы" с довольно современным дизайном по тем временам.
За их "спиной" виден и автотранспорт из 1930-х: троллейбусы ЯТБ-3, черные "эмки" и шикарные ЗИС-101, которые изгонят с московских улиц уже черз 2-3 года.

Кварталы новых домов на Большой Калужской улице (фото из журнала "СССР на стройке", 1949. № 5):
1948с Кварталы новых домов на Большой Калужской улице. СССР на стройке, 1949.  № 5

Обратите внимание, троллейбусов нет на предыдущих снимках городов мира. Конечно, в 1948 г. они были во всех частях света, но нигде не играли такой значительной роли, как в крупных советских городах!

Москва, Охотный ряд на фото В. Доброницкого — гордость советского автопрома:
1948 Москва Охотный ряд Доброницкий2


К сожалению, чтобы вконец не перегружать пост, мне пришлось здесь использовать лишь одну десятую часть материала, собранного по 1948 году. Настолько интересное, насыщенное и фотогеничное было то время!

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.


Recent Posts from This Journal

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
waldliebhaber
Oct. 4th, 2018 06:58 pm (UTC)
В Лондоне кмк были карточки на бенз в 48 году.
shurikk77
Oct. 4th, 2018 07:12 pm (UTC)
В послевоенной Австрии с бензином напряженка была. ЕМНИП, Фердинанду Порше для испытаний своей первой машины приходилось бензин по знакомству доставать...
visualhistory
Oct. 4th, 2018 07:13 pm (UTC)
А Порше в Австрии тогда работал?
shurikk77
Oct. 4th, 2018 07:21 pm (UTC)
Да, в Гмюнде.
for_artaddicted
Oct. 4th, 2018 07:58 pm (UTC)
Парижская Опера Гарнье не изменилась.
ryb
Oct. 4th, 2018 10:15 pm (UTC)
большущее спасибо!
весьма и весьма интересно.
alderko
Oct. 4th, 2018 10:22 pm (UTC)
Спасибо! Как всегда на высоте!

Поискал цветные фотографии Польши, где сейчас проживаю. За 1948 год нашлось 2 цветных карточки:
http://amused.github.io/assets/warszawa-getto4.jpg, дети играют на развалинах Варшавского гетто (отсюда http://amused.github.io/tag/David%20Seymour.html)
http://3.bp.blogspot.com/-cznbLYrJi2M/UinBo-IWppI/AAAAAAAACRI/H8yJcnKrBg8/s1600/kolor.jpg (отсюда http://warsawid.blogspot.com/2013/09/dzieciaki-chima.html)
Автор обоих снимков — фотограф Девид Сеймур, снимал по заданию Юнеско. Теоретически, есть и другие его цветные снимки Варшавы в 1948, но найти не удалось.
А здесь - https://www.skyscrapercity.com/showpost.php?p=120403929&postcount=126 - есть цветные кадры Варшавы годом ранее. Там и трамваи есть. Не думаю, что за год многое изменилось, слишком уж сильно был город разрушен.
Здесь - https://www.tvn24.pl/pomorze,42/kolorowy-gdansk-z-1946-roku-to-prawdziwe-odkrycie,320634.html - есть цветная кинохроника 1946 года в Гданьске.
Ожидал ещё найти фотографии Кракова, он почти не пострадал во время войны, но пока не удалось.

P.S. Я много написал, но надеюсь пригодится :)
visualhistory
Oct. 5th, 2018 10:08 am (UTC)
Спасибо! Цветные фото Варшавы 1947 г. я уже использовал в обзоре за соответствующий год, а эти два снимка 1948 г. не прошли отбор для поста, потому что на них совсем нет траффика.
oldporuchik
Oct. 5th, 2018 09:01 am (UTC)
Три последних фото - почти наверняка раскрашенные. Синий автобус и желтый троллейбус, на самом деле было наоборот.

Edited at 2018-10-05 09:01 am (UTC)
visualhistory
Oct. 5th, 2018 10:03 am (UTC)
Крайне маловероятно. Как я написал, это просто такое качество цветной печати было до 1950 года. И уж тем более, в случае раскраски вряд ли бы перепутали всем известные цвета транспорта. Проще предположить, что ранние варианты окраски отличались о тех, которые станут потом "каноническими".
visualhistory
Oct. 5th, 2018 10:06 am (UTC)
По последнему фото вообще сомнений быть не может, там на обороте написано, что цветное фото, да и про Доброницкого хорошо известно, что он снимал в цвете.
sirnord1
Oct. 6th, 2018 07:16 pm (UTC)
Большая Калужская 1949
Справа аптека,где в фильме"Дело №306" работала шпионка Карасёва, она же Фишман (за 1-ой Градской).
leonid171
Oct. 8th, 2018 01:02 am (UTC)
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner