?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поскольку подготовка каждого поста серии "20 век в цвете" занимает много часов (не считая 7 лет на сбор материала), каждый из них для меня становится маленьким подвигом)) Тем не менее, стараюсь продолжать эту работу.
Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1938 года.
Несмотря на тревожное предвоенное время, в мире продолжалось интенсивное развитие городов и транспортных систем. Большинство мегаполисов переживали первый этап автомобилизации, в то время как американские города уже переходили ко второму. А вот трамвайная эра уже начинала клониться к своему закату.

ЕВРОПА

В Европе 1938 года наиболее современным мегаполисом являлся, пожалуй, Берлин. Однако массовую автомобилизацию "мирового города" с конца 1920-х сдерживали сначала катастрофический экономический кризис, а затем военные приготовления нацистов, перераспределявших ресурсы  в пользу военного производства.
Поэтому облик предвоенного берлинского траффика определяли двухэтажные автобусы, зелёные такси устаревших моделей, грузовики и велосипедисты. Встречался даже гужевой транспорт, как было показано в обзоре за 1937 год.

Вокзал Берлин-Фридрихштрассе:
1938 Berlin Bahnhof Friedrichstrasse

В сравнении с современным видом:



1938 Berlin Bahnhof Friedrichstrasse 2012

У отеля "Кайзерхоф" выстроился ряд зелёных такси:
Hotel Kaiserhof in Berlin 1938a

В сравнении с современным видом:
Vor dem ehemaligen Hotel Kaiserhof 1938 und 2012

В других германских городах предвоенного времени уличная жизнь не была столь интенсивной как в Берлине, поскольку автомобилизация в стране находилась в целом на довольно низком уровне. Все усилия была сосредоточены на производстве танков, а не машин (хотя в 1937 г. Германия всё же выпустила 330 тыс. авто).

Ещё подлинный, а не новодельный средневековый Данциг, не испорченный автотранспортом:


Дрезден уже успели порядком заасфальтировать:
1938 Dresden


На улицах предвоенного Кёнигсберга почти нет машин, одни трамваи:
1938 Кёнигсберг

Сейчас это место можно найти только по чудом уцелевшему трамвайному островку (на переднем плане). Больше ничего не осталось от довоенного центра.

Странно, что при достаточно компактных размерах Кёнигсберга в нём почти не видно велосипедистов.

Кёнигсберг:
1938 Кёнигсберг2

Характерный пример новой застройки Кёнигсберга - здание сельскохозяйственного товарищества Raiffeisen Bank:
1938 Кёнигсберг Здание сельскохозяйственного товарищества Raiffeisen Bank

Эта часть города в большей степени уцелела и современный вид вполне узнаваем.


Австрийский Линц уже под пятой нацистов, которые даже на трамваи успели наляпать свою паучью свастику:
1938 Linz Austrian election campaign6a

Предвоенная Англия была одним из лидеров мирового автопрома (уступая только США, с огромным разрывом). В предыдущем, 1937 году она выпустила рекордные 390 тыс. легковых и 118 тыс. других типов автомобилей.
Но на улицах Лондона их было почти не заметно, поскольку процентов 90 уходило в британские колонии и доминионы (а это была треть всего мира). Надо было автомобилизировать Бомбей, Сидней, Сингапур и Рангун, а Лондон предпочитал развивать общественный транспорт, что на многие десятилетия опередило современные концепции транспортной структуры мегаполисов.

Символом лондонского общественного транспорта в то время были не только красные двухэтажные автобусы, но и троллейбусы:

1938 London FUF3-Brighton BUT

Лондонские двухэтажные троллейбусы:
1938 London Transport trolley busses at Woolwich Ferry terminus

Для нас эти даблдеккеры особенно интересны тем, что в предыдущем, 1937 году из Англии в СССР были импортированы два трехосных троллейбуса фирмы EEC ("Инглиш электрик"), один из них был двухэтажный. По модели этого двухэтажного троллейбуса Ярославский завод построил 10 двухэтажных машин ЯТБ-3. Они были пущены 26 июля 1938 года на новой линии по нынешнему проспекту Мира.

Наиболее автомобилизированной из европейских столиц являлся, пожалуй, Париж. Временами там случались даже пробки, поэтому 1938 год французская столица встретила без ... трамвая.
Свою ошибку парижане осознают и признают очень не скоро — только в 2006 г. состоится триумфальное возвращение этого вида транспорта, который когда-то столь преждевременно посчитали "устаревшим".

Вечерний Париж, бульвар Капуцинов на автохроме Леона Жимпеля (Leon Gimpel) стоит в пробке!:
1938 Paris. Boulevard des Capucines. Leon Gimpel

Имперский Рим 1938 года шикарен, но даже по одному кадру видно, что это столица довольно бедной страны, делающей лишь первые шаги в плане автомобилизации:
1938 Rome

Конный экипаж в кадре явно не туристический аттракцион, а обычный римский транспорт того времени. Вид у машин при этом какой-то древней, в Москве 1938 года таких уже не было (после административного запрета в 1937 г. использовать машины устаревших марок на улицах советской столицы).

Перенесёмся в Скандинавию.

В Стокгольме тогда было левостороннее движение (до 1967 г.).
На улицах довольно много различного автотранспорта, который пока ещё как-то уживается с трамваями:

1938 Stockholm by Gunnar

Велосипедистов тоже хватает, но они жмутся к обочине проезжей части - до эры велодорожек ещё очень далеко:

1938 Stockholm by Lundth Gunnar1

Стокгольм, центральная площадь Stureplan:
1938-39 Stockholm Stureplan

Обратите внимание на мощную велопарковку!

Она же в 2007 г. (уже без трамваев, которые убрали из города в 1967-м):
1938-39 Stockholm Stureplan 2007

Спустя 70 лет велопарковка осталась на прежнем месте, а пешеходное пространство заметно расширилось. Прогресс!

Предвоенный Хельсинки демонстрирует хорошо развитый обществерный траспорт, представленный как автобусами, так и трамваями.

Осло, Ратушная площадь. Автовокзал. Не позднее 1938 г.:
1936-38 Olso, Ратушная площадь. Автовокзал

Осло. Кафедральный собор. Не позднее 1938 г.:
1936-38 Осло. Кафедральный собор2

Здесь сразу видно, "кто на улице главный".

Хотя географически Финляндия и не относится к Скандинавии, в культурном плане она, безусловно, неразрывно связана с этим регионом.
Хельсинки в 1938-м выглядел очень круто, ничем не хуже Стокгольма.
Основу общественного транспорта составлял трамвай (электрический с 1900 г.), который, как и в Осло, здесь никогда не закрывался в угоду автомобилизации.
На главном проспекте Хельсинки машин не так, чтобы очень много, но они есть и новейших марок:
1938 Helsinki3

Как и в других городах Северной Европы, в предвоенном Хельсинки не брезговали велосипедом, хотя массового распространения он тогда так и не получил:
1938 Helsinki Sairaala Mehiläinen, Runeberginkatu 47

Очевидно, здесь также не спешили заливать асфальтом добротную брусчатку.

Шведский театр в Хельсинки:
1938 Helsinki Шведский театр Pohjoisesplanadi

Восточная Европа у нас сегодня будет представлена только Польшей. Эта страна к 1938 г. так и не смогла догнать уровень промышленного производства 1913 г., её деревня прочно застряла в 19 веке, но на центральных улицах Варшавы царило оживление. Мимо роскошных витрин сновали старомодные "таксувки" с откидным верхом.
Ниже пара кадров из цветной кинохроники 1938 г., снятой по методу круговой панорамы! Из-за этого пришлось в фотошопе выправлять перспективу:

Варшава:
1938 Warszawa1

В этом кадре слева виден трамвай в характерной оранжево-красной окраске:
1938 Warszawa

Режиссёр явно выбирал такие моменты, чтобы за кадром остались старые добрые извозчики, которых в предвоенной Варшаве было больше, чем машин.


АМЕРИКА

Единственной страной мира, которая к 1938 году уже завершила первый этап автомобилизации и перешла ко второму, были США. В предыдущем, 1937 году они выпустили  4,8 млн. автомобилей — гораздо больше, чем весь остальной мир вместе взятый (который выпустил совокупно менее 2 млн. машин).
Хотя в 1930е модельный ряд в США обновлялся чаще, чем у европейцев, американские автомобили ещё не имели такого разительного отличия от всех остальных, как в 1950е - 1970е гг.


Нью-Йорк, знаменитая площадь Таймс-Сквер:
1938 NY Times Square

Невероятное для предвоенных европейских городов количество автомобилей на центральных улицах Нью-Йорка:
1938 NY2

Уже тогда они достигли физического максимума вместимости. Частные машины вытеснили с Манхэттена трамваи и автобусы, только жёлтые такси составляли им конкуренцию.

В дополнение историческим снимкам современная реконструкция нью-йорского траффика 1938 года в фильме "Фантом":

i530274

К тому времени массовая автомобилизация затронула все сколь-нибудь крупные города США.

Сиэттл-1938, характерные для второго периода автомобилизации сплошь запаркованные обочины:
1938 Seattle

Лишь где-то в американской глубинке ещё можно было найти тихие улочки без машин.

Ванкувер (вероятно, штатовский, а не канадский):
1938 Vancouver Island Victoria1

К сожалению, вся Латинская Америка на этот раз будет представлена лишь одной Кубой, которая к тому времени была уже завалена продукцией американского автопрома.

Капитолий в Гаване, фотограф Franz Grasser:
1938с Havana, El Capitolio, Franz Grasser

Вот сравните автомобиль на переднем плане с колымагами на улицах Рима или Варшавы того же 1938-го!

АЗИЯ

Увы, Азия также в настоящем обзоре будет представлена довольно слабо, только Ближним Востоком.

Тель-Авив 1938 года выглядел как какой-нибудь Магнитогорск: город-новостройка в едином стиле "баухаус", с прекрасной планировкой и озеленением, но почти без автомобилей.
Площадь Дизенгоф в Тель-Авиве:
1938 Tel-Aviv Dizengoff square by Robert Moore

Настоящий город-сад, вершина урбанистической культуры!

1938 Tel-Aviv by Robert Moore

Новые, "европейские" квартала Бейрута воспроизводят европейский город 19 века, но вид у них  весьма не бедный:
1938 Beirut by Robert Moore

Для сравнения посмотрите в обзоре за 1948 год, сколько там будет автомобилей через десять лет.

К большому сожалению, в этом обзоре не будет Москвы ил других городов СССР. Хотя цветные снимки советской столицы за 1938 году уже найдены, на них не представлен уличный траффик.
Однако приведу одну цифру. В том году объем производства легковых машин в СССР составил 27 тысяч (в США - 4 млн.).

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
mopexod
Oct. 10th, 2018 02:39 pm (UTC)
Прочитал, что в Стокгольме тогда было левостороннее движение (до 1967 г.). и заинтересовался.
Отличная статья про это в вики, есть и по-русски:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Переход_Швеции_на_правостороннее_автомобильное_движение
По-английски прекрасное дополнение: это было самым крупным логистическим событием в истории Швеции :)
Очень впечатляет.

И да - огромное спасибо за прекрасные статьи!
aleksvk
Oct. 10th, 2018 03:56 pm (UTC)
Ради справедливости - трамвай мз Стокгольма совсем не убирали никогда. Какие-то линии оставались. И сейчас есть.
sedov_05
Oct. 10th, 2018 07:55 pm (UTC)
с окраин. Из центра на некоторое время убирали. Но и сейчас там только одна линия.
kneiphof
Oct. 11th, 2018 05:23 pm (UTC)
Скажем так: в Стокгольме полностью закрыли сеть уличного трамвая. Сохранились только линии Lidingöbanan и Nockebybanan, которые полностью проходят по выделение. Считать ли их трамваем или лёгкой жд - вопрос религии. В 1991 один городской маршрут, Djurgårdslinie, восстановили как экскурсионный с ретротрамваями, в 2010 его удленилм проапгрейдели до современной трамвайном линии с новыми трамваями.
mongwu
Oct. 10th, 2018 07:06 pm (UTC)
спасибо вам за ваш труд
всегда очень интересно
nyrainbow
Oct. 11th, 2018 11:01 pm (UTC)
А из какого фильма кадры цветной кинохроники Варшавы 1938 года? Где этот фильм можно посмотреть/скачать?

На ютьюбе есть цветная кинохроника довоенной Польши, но плохого качества.
visualhistory
Oct. 12th, 2018 04:56 am (UTC)
Увы, не знаю. Нашёл в Сети уже в виде скриншотов.
gen_sko
Oct. 12th, 2018 06:11 pm (UTC)
Наконец-то про 1938 год ! Мой год рождения!
Я веду летопись (и фото) моих личных событий по 80 прожитым годам, и в них вставляю ссылки на ваши великолепные обзоры по годам.
С нетерпением слежу за вашим "прогрессом событий в мире и стране".
Огромное Вам спасибо!
Надеюсь дождаться недостающих 10-15 обзоров. (с 1938 по 1999).
А начиная с 2000 годв пытаюсь делать что-то подобное Вашим обзорам, и представляю насколько это хлопотное дело.
Ещё раз большое спасибо.
Доставляет удовольствие, очень занятно рассматривать личные события на фоне, в интерьерах временнЫх событий страны и мира.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner