?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1978 года.
Посмотрим, как была устроена городская жизнь 40 лет назад, и много ли с тех пор изменилось?
Конец 1970-х — это сумерки автомобилизации. В развитых странах она практически достигла физического предела, богатые мегаполисы "Третьего мира" уже начали задыхаться от пробок. Однако огоромный простор для автомобильной экспансии ещё сохраняется в бедных частях того же "Третьего мира" и странах социалистического лагеря.

А Китай 40 лет назад был почти безавтомобильной страной!
Главный проспект Пекина в 1978 году дышит небесным спокойствием:

1978 Beijing1

Раньше эти полупустые пекинские улицы с преимущественно велосипедным движением ассоциировались у меня с осталостью маоистского Китая, но теперь, глядя на апокалиптические снимки современного траффика в китайской столице, я всё чаще задаю себе вопрос: какой же из двух можно назвать "Пекином здорового человека", тот прошлый или нынешний?

1978 Beijing 2014

На следующем снимке структура пекинского уличного траффика 1978 года представлена просто в эталонно наглядном виде:




1978 Beijing

Единственное авто в кадре - мелкосерийный членовоз "Шанхай" для партгосноменклатуры.

Для сравнения посмотрим на столицу соседеней капстраны — Бангкок 1978 г.:

1978 Bangkok

Вот что интересно: 40 лет назад Таиланд был ещё совершенно нищим, сам ещё не начал производить автомобили, а Банкок ими уже забит по самое некуда!

Смотрим теперь на одну из самых богатых и благопулчных стран мира, Амстердам-78, автомобилей визуально меньше, чем в Бангкоке, зато есть велосипедисты, как в Китае:

1978 Amsterdam

Дальше начинаешь понимать, что к тому времени уже сформировалась закономерность: переизбыток автомобилей на улицах — это верный признак городов "Третьего мира", бедности и низкой урбанистической культуры.

В Стамбуле 78-го машины повсюду, даже на тротуарах, как в Москве 2000-х:

1978 Istanbul by Bruno Demostene

А Тегеране за год до победы исламской революции настоящий автоапокалипис:

1978 Tehran traffic2

Тут не только купленное на нефтедоллары, но и своё местно производство, по лицензии.  Причём дальше машин будет только больше и Тегеран пойдёт на последний виток автомобилизации — строительство туннелей и эстакад.
В 2000-м откроют метро.

Довольно редкая особенность тегеранского траффика того времени заключалась в большом количестве мотоциклов и мопедов (что было больше характерно для городов ЮВА):

1978 Tehran traffic

Теперь для сравнения смотрим одну из главных магистралей Вены в том же 78-м. Понятно, почему меньше людей, ну где же обилием автомобилей в стране с гораздо более высоким уровнем благосостояния, чем в Иране?

1978 Wien Dr. Karl Renner-Ring

Причём, если смотреть национальную статистику, то число машин на душу населения к концу 1970-х в Нидерландах и Австрии будет явно больше, чем в Таиланде, Турции или Иране. Парадокс!

Даже в Каире 78-го, который был куда беднее Стамбула и Тегерана, наблюдает автомобильное столпотворение:

1978 Cairo

Фактически здесь уже завершался второй этап автомобилизации — дело дошло до физического разделения транспортного и пешеходного потоков, началось строительство городских автоэстакад:

1978 Cairo3

Обратите внимание, какая на обоих каирских снимках куцая пешеходная инфраструктура: люди вынуждены бродить по проезжей части, лавируя между автомобилями.

Теперь перенесёмся в один из богатейших и наиболее развитых городов мира — Лондон. Здесь на протяжении последних 80 (если не более) лет наблюдается одна и та же картина: минимум частных автомобилей на улицах, более половины траффика представляют автобусы и такси, т.е. общественный транспорт:

1978 London Oxford Str.

Нормальная ширина тротуаров, успокоенный траффик, никаких подземных переходов — уважение к пешеходу!
Кстати, обратите внимание: "вафельная" разметка в Лондоне появилась на несколько десятилетий раньше, чем в Москве.

1978 London Bank of England

Какой же разительный контраст с соседним Парижем, где в 78-м на улицах в основном частные автомобили!

1978 Paris Arc de Triomphe

Спасибо, хоть брусчатку оставили!
А знаете, как Париж не дали превратить во второй Токио?
В 1971 г. президент Франции Жорж Помпиду выдал одиозную фразу — "город должен принять автомобиль".
План парижских автомагистралей (Plan autoroutier pour Paris) был разработан ещё в 1960-х, но уже в конце этого десятилетия в Париже начались сильные протесты (в частности, против строительства автомагистрали по левому берегу Сены), в начале 70-х проект был фактически заморожен, а в 1974 году, сразу после вступление в должность, его официально отменил Жискар д’Эстен.


Но судя по виду Елисейский Полей Париж 1978 года явно не спешил превращаться в столицу автоапокалипсиса наподобие Тегерана или Каира:

1978 Paris Avenue des Champs Elysees

А вот сытый и благополучный Триполи, каким он был 40 лет назад, "принял автомобиль" всей душой:

1978 Tripoli, Libya

Широкие автострады вместо улиц — это же мечта любого автомобилиста!

Тем временем по кривым и горбатым улочкам Лиссабона продолжали ползать старые жёлтые трамвайчики:

1978 Lisbon2

Почему именно в этой маленькой бедной стране одними первых поняли, что эти вагончики — не какая-то убыточная рухлядь, мешающая автотранспорту, а неприкосновенная "национальная святыня"?

Ещё по Лиссабону в те времена ползали такие британские "динозавры":

1978 Lisbon  Rua Arsenal


Ещё одним западно-европейским городом, где даже на пике автомобилизации бережно сохраняли трамвай, был Хельсинки. Но вот велосипедистов с улиц машины в то время вытеснили почти полностью:

1978 Helsinki Jalankulkijoita

Теперь это уже история. В 2025 г. Хельсинки должен быть полностью очищен от частных автомобилей.

Отправимся наконец и в Западное полушарие.
К 1978-му США продолжали с большим отрывом оставаться самой автомобилизированной страной в мире, хотя по объёмам производства уже уступали Японии.
Старые городские улицы достиглы физических пределов вместимости ещё в 1920-е гг., с тех пор большая часть населения успела переселиться в субурбию, где вся жизнь крутилась вокруг автомибиля, а бескрайние коттеджные "мегавиллиджы" рассекали 10-полосные хайвэи.
Но наша история именно о городских улицах. В даунтаунах конца 70-х машин стало визуально меньше из-за нефтяного кризиса (дорогой бензин) и проблем с парковкой. Типичная нью-йорская авеню 1978-го может даже показаться полупустынной по сравнению с каким-нибудь Тегераном или Каиром:

1978 NY 7th Avenue towards 49th Street

Типичная черта нью-йорского траффика последних 80 лет — обилие жёлтых такси:

1978 NY traffic

А вот автобусов совершенно не видно! Не говоря уже о троллейбусах. Вероятно, их роль целиком взяла на зебя подземка.
Неожиданно часто встречаются архаичные "извозчики" из 1950-х, которые выглядят даже старее наших 21-х "Волг".

Эпоха больших американских автомобилей, столь непохожих на европейские, подходила к концу. Под ударами нефтяного кризиса самые отчаянные уже стали пересаживаться на малолитражки (невиданное прежде для США дело!):

1978 NY Sixth Avenue at 27th Street. Photo by Manel Armengol.

Пёстрый хаос центральных улиц Нью-Йорка 78-го, ещё одна малолитражка детектед:

1978 NY traffic2

В солнечном Лос-Анджелесе автомобиль чувствовал себя гораздо вольготнее, и тут уже почти никому не нужны жёлтые такси, все при своих колёсах:

1978 Los Angeles

Как мы уже не раз писали, в "зоне влияния" американского автопрома находились большинство стран Латинской Америки, поэтому улицы их городов иногда довольно трудно отличить от "штатовских".

Весьма опасная Богота 1978 года:
1978 Bogota2

Все виды общественного транспорта здесь многие десятилетия приносили в угоду частному автомобилю. Трамвай здесь убили, метро так и не построили, в итоге теперь пытаются справить положение с помощью "метробуса" - скоростных автобусных поездов.

Теперь снова вернёмся в мир социализма, с которого и начали свой пост. Помимо официальной идеологии, между соцстранами практически ничего не было общего, они принадлежали к разным цивилизациям.
Наиболее развитые европейские страны соцлагеря, хотя и отставали от Запада статистически на порядок по уровню автомобилизации, внешне ничем от европейских капстран не отличались. Даже модельный ряд автомобилей в 1978 г. ещё не казался таким безнадёжно устаревшим, каким он станет к концу 1980-х.

Количество машин в Восточном Берлине 1978 г. хоть и уступало заметно Западному сектору, но визуально вполне соответствовало уровню Амстердама, Вены, Лондона или Лиссабона:

1978 Berlin Unter den Linden

По Вацлавской площади в Праге в 78-м ещё ходил трамвай:

1978 Prague vaclavske-namesti

И вот уже совсем другой мир — Тирана, столица страны, где не было ни одного частного автомобиля, зато велосипедизм был развит почти на амстердамском уровне:

1978 Tirana

Спустя 40 лет там типичный "Третий мир" с хаосом сверхавтомобилизации. Так сказать, кинулись из одной крайности в другую.

Хотя СССР официально не считал Бирму членом соцлагеря, там с 1962 г. строили социализм в условиях строгой самоизоляции. До начала 1990-х там ездило только то, что успели завести в страну ранее того самого 1962 года.
Поэтому Рангун 1978 г. так сильно смахивает на Гавану:

1978 Rangoon City Hall

Настоящим символом местного траффика стали эти колоритные автобусы, переделанные из канадских военных грузовиков:

1978 Rangun

Ну и наконец наш родной СССР.
Хотя благодаря итальянским товарищам производство легковушек ужее довели до миллиона в год, львиная доля из этого шла на экспорт, поэтому Страна Советов оставалась царством трамваев, автобусов и троллейбусов.

Типичная сцена на главной московской улице в 1978 г.:

1978 Улица Горького. Фото В. Шияновский. РИА Новости

Современникам трудно себе представить, что 40 лет назад модели легковых машин в СССР можно было сосчитать по пальцам. Никаких иномарок, кроме посольских, да "мерса" Владимира Высоцкого))

У меня давно сложилось ощущение, что, вопреки всем статданным, машин на улицах Москвы ближе к 1980-м визуально стало меньше, чем в 1950-е или 1960-е.

Почти пустая площадь Дзержинского в 1978-м:
1978 Вид на проспект Маркса со стороны площади Дзержинского

Зато в Москве 1970-х не было никаких пешеходных зон, кроме закрытой для транспорта в 1963 г. Красной площади.

Теперь так непривычно выглядит автомобильно движение на Кузнецком мосту 1978-го:
1978 Кузнецкий мост Юрий Славин

Хотя прибалтийские республики (наряду с Грузией) имели самый высокий уровень автомобилизации в СССР, по фотографиям Риги 78-м этого не очень заметно:

1978 Рига2

Трамвайный Киев 78-го, безвозвратно ушедшая эпоха:

1978 Киев

Как всегда, буду рад любым замечаниям, дополнениям и мыслям от читателей.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.


Recent Posts from This Journal

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Fox Mulder
Oct. 25th, 2018 09:34 pm (UTC)
прикольно, но все же такие вещи как автомобильный трафик нужно привязывать к дате , времени суток и дню недели
visualhistory
Oct. 26th, 2018 04:28 am (UTC)
Даже без привязки ко времени суток эти снимки отражают объективные тенденции и закономерности. Для сверхавтомобилизации, кстати, характерны пробки во внепиковое время, а если машин крайне мало, то и в час пик не будет пробок.
nickmix01
Oct. 26th, 2018 12:59 am (UTC)
Тут не архаичные "извозчики" из 1950-х" - это Checker Marathon 1961-82 гг.
Ну и, в уцелом, поспорил бы, поскольку есть сильная разница в трафике от времени суток. Снимем улицы крупного города в 6 утра летом и в час пик. И там, и там - светло, а разница в количестве авто ощутима.
Ну и вишенка на торте - коллапс после снегопада 1978 года на Таймс-Сквер

visualhistory
Oct. 26th, 2018 04:24 am (UTC)
Спасибо! Удивительно, что в США, где были помешаны на ежегодном обновлении модельного ряда, аж до 1982 г. выпускали автомобиль в стилистике середины 1950-х. Как такое можно объяснить? Наверняка у этого исключительного для США феномена была какая-то интересная история.
(no subject) - bmc938 - Oct. 26th, 2018 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kaschey_lp - Oct. 30th, 2018 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - o_apankratov - Oct. 26th, 2018 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - o_apankratov - Oct. 26th, 2018 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Oct. 26th, 2018 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Oct. 26th, 2018 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Oct. 26th, 2018 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Oct. 26th, 2018 08:40 pm (UTC) - Expand
HarhorGreasp
Oct. 26th, 2018 01:29 am (UTC)
Выложил бы фото с подписями - место\время и всё. Истории выдуманные на коленке читать не интересно.
visualhistory
Oct. 26th, 2018 04:19 am (UTC)
Ошибся адресом. Фотки с подписями иди сам погугли.
aleksey_kubikov
Oct. 26th, 2018 02:28 am (UTC)
Не увидел разницу между Триполи и Парижем. Там примерно одинаковое количество машин, одинаковая плотность машин.

И главное. Не все люди одинаково богато живут в самом богатом городе.
visualhistory
Oct. 26th, 2018 04:30 am (UTC)
То, что между Парижем и Триполи конца 1970-х нет визуальной разницы в количестве машин - это уже само по себе феномен!
(no subject) - aleksey_kubikov - Oct. 26th, 2018 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - tokurow - Oct. 28th, 2018 11:48 am (UTC) - Expand
djak_krjakutny
Oct. 26th, 2018 02:29 am (UTC)
"А Тегеране за год до победы исламской революции настоящий автоапокалипис:"

1980-й. 5 361 335 жителей.

Теперь для сравнения смотрим одну из главных магистралей Вены в том же 78-м. Понятно, почему меньше людей, ну где же обилием автомобилей в стране с гораздо более высоким уровнем благосостояния, чем в Иране?

1981-й. 1 531 346 жителей.
visualhistory
Oct. 26th, 2018 04:32 am (UTC)
Так число машин на улицах не должно зависеть от размере города: чем больше город, тем больше улиц, т.е. машины всё равно по ним будут распределяться равномерно.
(no subject) - partisan_p - Oct. 26th, 2018 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - partisan_p - Oct. 26th, 2018 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - djak_krjakutny - Oct. 26th, 2018 02:41 pm (UTC) - Expand
nquatro
Oct. 26th, 2018 03:15 am (UTC)
В 78-ом в Гаване нормально было с транспортом, это же не 90-е, в кризис!
visualhistory
Oct. 26th, 2018 04:19 am (UTC)
Просто автопарк Гаваны в 1978-м уже выглядел примерно таким же устаревшим, как в Рангуне.
(no subject) - nquatro - Oct. 26th, 2018 04:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 04:33 am (UTC) - Expand
home_lynxy
Oct. 26th, 2018 07:17 am (UTC)
Очень интересно!
partisan_p
Oct. 26th, 2018 08:21 am (UTC)
насчёт Парижа конца 70х, именно в это время сняли совершенно шикарных "Гаспаров" где высмеяли тотальную перестройку города под автомобиль как никогда и никому не удавалось. Классическая французская комедия же.
visualhistory
Oct. 26th, 2018 03:35 pm (UTC)
Спасибо! Обязательно посмотрю, если есть на Ютубе.
gordeich74
Oct. 26th, 2018 08:33 am (UTC)
Желаю всем жить богато, а себе - ездить на автомобиле.
tokurow
Oct. 28th, 2018 11:40 am (UTC)
И главное - вечером и днём успешно находить место для его стоянки. :-)))
potapov_tlt
Oct. 26th, 2018 09:29 am (UTC)
Типичная сцена на главной московской улице в 1978 г. - что-то мне подсказывает, что на 5 лет раньше.
Много 21-х и нет 682-го
visualhistory
Oct. 26th, 2018 03:35 pm (UTC)
Проверил по базе РИА Новости, написано, что 1978 г. Но изредка у них всё же встречаются ошибки в датировке, так что теоретически не исключено.
(no subject) - potapov_tlt - Oct. 26th, 2018 07:29 pm (UTC) - Expand
wladislawmsk
Oct. 26th, 2018 10:01 am (UTC)
У меня давно сложилось ощущение, что, вопреки всем статданным, машин на улицах Москвы ближе к 1980-м визуально стало меньше, чем в 1950-е или 1960-е.
Вероятно из-за предпочтений фотографов. Сейчас, когда мы хотим снять что-то в городе - стараемся выбирать моменты, когда в кадре как можно меньше машин, а фотограф 60-х - напротив, стремился поймать их больше. Семидесятые как раз должны были быть моментом смены этих предпочтений.
kneiphof
Oct. 26th, 2018 01:27 pm (UTC)
"Кажется, это именно парижский префект выдал в 1970-е эту безумную фразу — "город должен принять автомобиль"."

Точно в 1970-х, а не десятилетием раньше? План парижских автомагистралей (Plan autoroutier pour Paris) был разработан в 1960-х, но уже в конце этого десятилетия в Париже начались сильные протесты (в частности, против строительства автомагистрали по левому берегу Сены), в начале 70-х проект был фактически заморожен, а в 1974 году, сразу после вступление в должность, его официально отменил Жискар д’Эстен.
visualhistory
Oct. 26th, 2018 03:23 pm (UTC)
Да, возможно, Вы правы. Надо навести справки по этой интересной теме. Спасибо за информацию, добавлю в этот пост!
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 03:30 pm (UTC) - Expand
frederick_taer
Oct. 26th, 2018 02:30 pm (UTC)
>Помимо официальной идеологии, между соцстранами практически ничего не было общего, они принадлежали к разным цивилизациям.

Прям, каждая к своей? Не затруднит перечислить?
visualhistory
Oct. 26th, 2018 03:19 pm (UTC)
Не понял, в чём смысл вопроса? Польша и Китай - это не разные цивилизации?
(no subject) - frederick_taer - Oct. 26th, 2018 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 05:25 pm (UTC) - Expand
frederick_taer
Oct. 26th, 2018 04:47 pm (UTC)
https://www.mmsk.ru/objectdata/WebPageImpl/3679/Ulicy-Moskvy-13_Md.jpg

2005 год.
После переизбрания президента машины в Москве исчезли.
Леонид Козлов
Oct. 26th, 2018 05:44 pm (UTC)
Второе фото из Тегерана явно сделано уже в 2000-х, судя по публике. А вот машины - "Пейканы" - действительно в большинстве из 70-х гг.
visualhistory
Oct. 26th, 2018 05:46 pm (UTC)
Нет, оба снимка 1978 года.
(no subject) - Леонид Козлов - Oct. 26th, 2018 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Леонид Козлов - Oct. 26th, 2018 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Oct. 26th, 2018 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Леонид Козлов - Oct. 26th, 2018 07:32 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner