?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моё представление о советском кинорепертуаре 1920-х было довольно смутным. "Броненосец Потёмкин", "Аэлита", хроника партсъездов и строек социализма, плюс какие-нибудь импортные комедии вроде приключений Чарли Чаплина. Больше ничего на ум не приходило. И тут на днях обнаружил в Сети залежи советских киноафиш той эпохи и произошёл очередной "разрыв шаблона". Оказалось, что советский кинозритель времён НЭПа был просто избалован обилием не только отечественных, но и зарубежных картин. Как правило, это было чисто развлекалово, идеологическая кинопродукция шла лишь в нагрузку. А чего стоил только один вид киноплакатов! Это был сплошной праздник авангардизма, бесконечный эксперимент с цветами, формами, образами. Этот кричащий язык ярких красок вступал, конечно, в противоречие с черно-белым миром киноэкрана.
Начнём, как положено, с культового "Броненосца":




Названия картин написаны на самих постерах, информация о многих из этих фильмов есть в Сети.

2.


3. Это прям как рекламный постер какого-нибудь современного американского ужастика-боевика:


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21. Теперь бы сказали "Асьенда":


22.


23.


24.


25.


26.


27. Не забывали русскую классику:


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38. 1927 го:


39. :


40.


42.


42. Вот и знаменитая "Аэлита", 1929 год:


43.


44.


45.


Вот таким был советский киномир 1920-х гг.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
matoos
Feb. 21st, 2013 07:52 am (UTC)
Роскошная подборка! Громадное мерси за такую красоту!
vkouznetsov
Feb. 21st, 2013 08:18 am (UTC)
плюс какие-нибудь импортные комедии вроде приключений Чарли Чаплина.

=========
Чаплина очень мало показывали.
Самым популярным фильмом в 1920-е был американский сериал "Спид".
tokurow
Feb. 21st, 2013 08:51 am (UTC)
Плакаты великолепные.
Всё, что из этого смотрел: "Броненосец Потёмкин" (шедевр даже по нынешним временам), "Процесс о трёх миллионах" (отличная комедия) и "Октябрь" (хорошая историческая реконструкция).
babs71
Feb. 21st, 2013 03:53 pm (UTC)
>"Броненосец Потёмкин" (шедевр даже по нынешним временам)

Он таки и в самом деле "Лучший фильм всех времен и народов". ;-)

>"Процесс о трёх миллионах" (отличная комедия)

Он неплох, но "Праздник святого Иоргена" от тех же авторов и актеров сильно лучше.
tokurow
Feb. 21st, 2013 04:14 pm (UTC)
Увы, афиши "Праздника святого Йоргена" здесь нет.
Он, как помню, был частично уже звуковым.
babs71
Feb. 21st, 2013 04:20 pm (UTC)
Да, причем там совершенно гениально использовали и немые кадры и звук, когда звук был "официальной версией", а немые эпизоды - "тем, что на самом деле".
tokurow
Feb. 21st, 2013 04:45 pm (UTC)
"- Как представитель науки, свидетельствую - это чудо."
"- Арестовать его? Поздно. Как бы он сам нас не арестовал."
Цитаты на все времена. ;-)
babs71
Feb. 21st, 2013 05:27 pm (UTC)
Мне там больше всего запомнилось:
- И тогда я сказал: "Гряди, гряди голубица! Пришел твой небесный суженный."
- Спасайся, этот бандит тебя требует!

;-)
toshik28
Feb. 21st, 2013 09:08 am (UTC)
1ый плакат за подписью Родченко. Они вместе с Маяковским делали плакаты. Считаются прородителями рекламы.
В фильме Andrew Michael Graham-Dixon про это хорошо рассказывается http://www.artcontext.info/art-video/88-film-about-art/609-soviet-art.html
anonim12
Feb. 21st, 2013 10:41 am (UTC)
афиши 60-70-х лучше
amyatishkin
Feb. 21st, 2013 01:03 pm (UTC)
>21. Теперь бы сказали "Асьенда":

Вроде "гасиенда" обычно в литературе встречается. Ну мб у каких-то испанских филологов по другому.
visualhistory
Feb. 21st, 2013 02:55 pm (UTC)
Всё правильно. Где-то в 1940-е произошёл перелом в правилах русской транслитерации. Гексли стал Хаксли, "гациенда" "асьендой", но в старую литературу эти изменения уже не вносятся.
amyatishkin
Feb. 21st, 2013 04:09 pm (UTC)
Да нет, не так.
Думаю, что теперь много попадается в англоязычных источниках, так что стало больше новых переводов.
Для меня "гасиенда" - обычный перевод для вестернов и т.п. историй.
Яндекс дает 210 тыс "гасиенд" на 206 тыс "асьенд", а гугл вообще 47000 против 37000.

"Перелом в транслитерации" тут ни при чем. Его обычно связывают почти исключительно с употреблением г/х в начале слова, а тут вообще непроизносимая буква.
babs71
Feb. 21st, 2013 04:21 pm (UTC)
Самое смешное, что биолог остался Гексли, а его потомок-писатель стал Хаксли. ;-)
Vasiliy Balalaikin
Feb. 21st, 2013 01:30 pm (UTC)
Интересно, почему у всех операторов немецкие фамилии?
o_apankratov
Feb. 21st, 2013 02:30 pm (UTC)
Это, скорее всего, не немецкий, а идиш :)
durasik
Feb. 21st, 2013 03:18 pm (UTC)
Что-то вспомнилось сходу: "Бронетёмкин Поносец" )))
babs71
Feb. 21st, 2013 03:51 pm (UTC)
Плакаты чертовски хороши. А вот из фильмов я смотрел, увы, только три - "Броненосец Потемкин", "Обломок империи" и "Процесс о 3-х миллионах". ;-)
oboguev
Feb. 21st, 2013 04:54 pm (UTC)
Георгий Свиридов, “Разные записи” (в отрывках).

Ребенком я воспитывался на литературе классиков, читал очень много. Я привык верить Печатному Слову, оно было для меня всегда Правдой. Тогда же я часто ходил в кино. У меня были, разумеется, свои вкусы и т.д. И вот в Курске (где я жил) однажды были по городу расклеены афиши, на которых значилось: «Гордость Советской кинематографии – “Броненосец Потемкин”», даже значились фамилии режиссера и оператора. Я стал заранее требовать билеты у матери и отчима. И вот мы все пошли в кинотеатр под моим давлением.

Разочарование было полным и у старших, и у меня. Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми). Я, вдобавок, испытывал конфуз перед ними от того, что заставил их потерять вечер, хотя никто меня не упрекал. Было очень скучно, не жалко тех, в кого стреляли, т. к. мы не успели их полюбить заранее с тем, чтобы потом пожалеть. Неприятное физиологическое чувство убийства - вот все, да еще черви, которые очень запомнились.

Лет через тридцать я снова захотел посмотреть эту “Гордость нашей кинематографии”. К этому времени я уже многое знал и думал, что по-другому буду смотреть фильму. Но фильм произвел совсем нехудожественное впечатление. Его грубый натурализм отталкивал и был мне противен. Что касается публики (которую всегда, конечно, презирают), то она никогда не ходила на эту картину. “Глас народа” – глас божий. Увы, эта пословица ныне не в моде.

И вот в конце 1978-го года случилось мне быть во Франции на научной конференции (собеседовании) об искусстве, которая происходила в Сорбонне под председательством ее ректора. В обширном выступлении одного французского профессора, специалиста по киноискусству (читающего лекции в Университете Монпелье), речь опять зашла о фильме “Броненосец Потемкин”. Картина называлась также крупным достижением, но уже Советского кино, а не величайшей картиной всех времен и народов.

Лекция была с диапозитивами. Более пяти минут на экране показывались знаменитые “черви” в мясе – крупным увеличительным планом. Около пяти минут профессор говорил о символическом, новаторском изображении старой России, которую символизировали тухлое мясо и черви. Он говорил с восторгом, с упоением, наши ученые слушали. Бог их знает, что они думали, соглашались с ним или нет. Никто ему не возразил. Тут я понял, почему эта картина считается “Гордостью нашей кинематографии”.
visualhistory
Feb. 21st, 2013 05:25 pm (UTC)
Что тут сказать? У искусствоведов величие произведения определяется не кассовыми сборами. Но полагаю, что в 1925 г. в зрителях у этой картины недостатка не было.

Edited at 2013-02-21 05:26 pm (UTC)
oboguev
Feb. 21st, 2013 05:33 pm (UTC)
> полагаю, что в 1925 г. в зрителях у этой картины недостатка не было

"Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми)."

> У искусствоведов величие произведения определяется не кассовыми сборами

Бессомненно, найдутся даже искусствоведы объясняющие почему человек-собака и его испражнения составляют великое произведение искусства.

Edited at 2013-02-21 05:36 pm (UTC)
Josef Kats
Feb. 22nd, 2013 12:12 pm (UTC)
Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми).
----------

Что, однако, не помешало "Броненосцу" завовеать приз на всемирной выставке в Париже :)
Вообще, стоит учитывать, что у товарища Свиридова был определенный заскок на "еврейском вопросе". (У гениальных композиторов такое бывает: тот же Вагнер. Но, как говорилось в бородатом анекдоте "любым мы его нэ только за это")
Понятно, что пройти мимо такой вкуснотки, как снятый Эйзенштейном (типичный космополит, есличо) "Броненосец" он не мог.
Вообще, было бы любопытно посмотреть кассовый сбор этого фильма - как в СССР, так и за рубежом. Потому что мнение одного отдельно взятого композитора и его детские воспоминания - источник не самый достоверный.

oboguev
Feb. 22nd, 2013 02:26 pm (UTC)
А вот и вторая серия "Броненосца"
http://afranius.livejournal.com/66485.html?thread=7903413#t8046261
Тоже международно-призоносная, и по ссылке пояснено, что нужно было в ней доделать, чтобы завоевать первый приз.
Michael Antonov
Feb. 28th, 2013 03:52 am (UTC)
С одной стороны, критики правы: фильм не смотрибельный. (Недаром его в советские времена почти не показывали, хотя заочно восторгались им на каждом шагу. В отличие от "Чапаева" того же.)
С другой стороны, поскольку Эйзенштейн был великим теоретиком киноискусства (это режиссером он был никаким), лента напичкана новаторскии кинорешениями, понятными лишь кинематографистам.
С третьей стороны, киноискусство там (во всей его силе) поставлено на службу не капиталу, а делу борьбы с ним - это факт.
Вот, думаю, такое троякое он вызвал отношение.
p_ta_x
Feb. 21st, 2013 06:44 pm (UTC)
Время было прекрасное))
talliori
Feb. 21st, 2013 08:08 pm (UTC)
Чистый восторг! И какие фамилии замечательные у режиссеров и операторов!
Michael Antonov
Feb. 28th, 2013 03:43 am (UTC)
И не удивительно.
Ленинская оттепель (= НЭП) характеризовалась засильем масс-культуры. Это потом всё выправили задним числом.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner