?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моё представление о советском кинорепертуаре 1920-х было довольно смутным. "Броненосец Потёмкин", "Аэлита", хроника партсъездов и строек социализма, плюс какие-нибудь импортные комедии вроде приключений Чарли Чаплина. Больше ничего на ум не приходило. И тут на днях обнаружил в Сети залежи советских киноафиш той эпохи и произошёл очередной "разрыв шаблона". Оказалось, что советский кинозритель времён НЭПа был просто избалован обилием не только отечественных, но и зарубежных картин. Как правило, это было чисто развлекалово, идеологическая кинопродукция шла лишь в нагрузку. А чего стоил только один вид киноплакатов! Это был сплошной праздник авангардизма, бесконечный эксперимент с цветами, формами, образами. Этот кричащий язык ярких красок вступал, конечно, в противоречие с черно-белым миром киноэкрана.
Начнём, как положено, с культового "Броненосца":




Названия картин написаны на самих постерах, информация о многих из этих фильмов есть в Сети.

2.


3. Это прям как рекламный постер какого-нибудь современного американского ужастика-боевика:


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21. Теперь бы сказали "Асьенда":


22.


23.


24.


25.


26.


27. Не забывали русскую классику:


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38. 1927 го:


39. :


40.


42.


42. Вот и знаменитая "Аэлита", 1929 год:


43.


44.


45.


Вот таким был советский киномир 1920-х гг.

Comments

oboguev
Feb. 21st, 2013 04:54 pm (UTC)
Георгий Свиридов, “Разные записи” (в отрывках).

Ребенком я воспитывался на литературе классиков, читал очень много. Я привык верить Печатному Слову, оно было для меня всегда Правдой. Тогда же я часто ходил в кино. У меня были, разумеется, свои вкусы и т.д. И вот в Курске (где я жил) однажды были по городу расклеены афиши, на которых значилось: «Гордость Советской кинематографии – “Броненосец Потемкин”», даже значились фамилии режиссера и оператора. Я стал заранее требовать билеты у матери и отчима. И вот мы все пошли в кинотеатр под моим давлением.

Разочарование было полным и у старших, и у меня. Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми). Я, вдобавок, испытывал конфуз перед ними от того, что заставил их потерять вечер, хотя никто меня не упрекал. Было очень скучно, не жалко тех, в кого стреляли, т. к. мы не успели их полюбить заранее с тем, чтобы потом пожалеть. Неприятное физиологическое чувство убийства - вот все, да еще черви, которые очень запомнились.

Лет через тридцать я снова захотел посмотреть эту “Гордость нашей кинематографии”. К этому времени я уже многое знал и думал, что по-другому буду смотреть фильму. Но фильм произвел совсем нехудожественное впечатление. Его грубый натурализм отталкивал и был мне противен. Что касается публики (которую всегда, конечно, презирают), то она никогда не ходила на эту картину. “Глас народа” – глас божий. Увы, эта пословица ныне не в моде.

И вот в конце 1978-го года случилось мне быть во Франции на научной конференции (собеседовании) об искусстве, которая происходила в Сорбонне под председательством ее ректора. В обширном выступлении одного французского профессора, специалиста по киноискусству (читающего лекции в Университете Монпелье), речь опять зашла о фильме “Броненосец Потемкин”. Картина называлась также крупным достижением, но уже Советского кино, а не величайшей картиной всех времен и народов.

Лекция была с диапозитивами. Более пяти минут на экране показывались знаменитые “черви” в мясе – крупным увеличительным планом. Около пяти минут профессор говорил о символическом, новаторском изображении старой России, которую символизировали тухлое мясо и черви. Он говорил с восторгом, с упоением, наши ученые слушали. Бог их знает, что они думали, соглашались с ним или нет. Никто ему не возразил. Тут я понял, почему эта картина считается “Гордостью нашей кинематографии”.
visualhistory
Feb. 21st, 2013 05:25 pm (UTC)
Что тут сказать? У искусствоведов величие произведения определяется не кассовыми сборами. Но полагаю, что в 1925 г. в зрителях у этой картины недостатка не было.

Edited at 2013-02-21 05:26 pm (UTC)
oboguev
Feb. 21st, 2013 05:33 pm (UTC)
> полагаю, что в 1925 г. в зрителях у этой картины недостатка не было

"Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми)."

> У искусствоведов величие произведения определяется не кассовыми сборами

Бессомненно, найдутся даже искусствоведы объясняющие почему человек-собака и его испражнения составляют великое произведение искусства.

Edited at 2013-02-21 05:36 pm (UTC)
Josef Kats
Feb. 22nd, 2013 12:12 pm (UTC)
Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми).
----------

Что, однако, не помешало "Броненосцу" завовеать приз на всемирной выставке в Париже :)
Вообще, стоит учитывать, что у товарища Свиридова был определенный заскок на "еврейском вопросе". (У гениальных композиторов такое бывает: тот же Вагнер. Но, как говорилось в бородатом анекдоте "любым мы его нэ только за это")
Понятно, что пройти мимо такой вкуснотки, как снятый Эйзенштейном (типичный космополит, есличо) "Броненосец" он не мог.
Вообще, было бы любопытно посмотреть кассовый сбор этого фильма - как в СССР, так и за рубежом. Потому что мнение одного отдельно взятого композитора и его детские воспоминания - источник не самый достоверный.

oboguev
Feb. 22nd, 2013 02:26 pm (UTC)
А вот и вторая серия "Броненосца"
http://afranius.livejournal.com/66485.html?thread=7903413#t8046261
Тоже международно-призоносная, и по ссылке пояснено, что нужно было в ней доделать, чтобы завоевать первый приз.
Michael Antonov
Feb. 28th, 2013 03:52 am (UTC)
С одной стороны, критики правы: фильм не смотрибельный. (Недаром его в советские времена почти не показывали, хотя заочно восторгались им на каждом шагу. В отличие от "Чапаева" того же.)
С другой стороны, поскольку Эйзенштейн был великим теоретиком киноискусства (это режиссером он был никаким), лента напичкана новаторскии кинорешениями, понятными лишь кинематографистам.
С третьей стороны, киноискусство там (во всей его силе) поставлено на службу не капиталу, а делу борьбы с ним - это факт.
Вот, думаю, такое троякое он вызвал отношение.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner