?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попалась очень интересная статья Осинского «Американский автомобиль или российская телега», напечатанная в августовской «Правде» 1927 года.

В начале статьи Осинский поделился своими впечатлениями от посещения городов Европы и Америки, где даже в Варшаве к 1927 году произошел настоящий автомобильный переворот: «Варшава сразу стала похожа на европейскую столицу, резко изменила свой внешний облик в отличие от Москвы… Картина московской уличной жизни всегда отличалась от европейской своей отсталостью, „азиатчиной“. Теперь разница резко возросла и бросается в глаза». Далее Осинский говорил о том, что города Европы живут в другой транспортно-технической эпохе. По Москве еще всюду ездят извозчики на лошадях, а на американской или европейской городской мостовой встретить лошадь можно не чаще, чем корову. По улицам Берлина, Парижа, Стокгольма густым строем движутся одни только машины. Москва в сравнении с этими городами остается по-прежнему лишь большой деревней. Свои феноменологические впечатления от автомобилизации западного мира Осинский дополнял статистическими сведениями.

К началу 1927 года во всем СССР было 12 тыс. автомашин. С этими показателями Советский Союз находился на 40-м месте в мире. На первом месте располагались США, обладая 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты. Во всей Европе имелось 3 млн 103 тыс. автомобилей, или 11% от их мирового количества. На все остальные страны мира оставалось 4% автомобилей, из них в Китае автомобилей было 15 тыс., а в Индии (в то время колонии Англии) — 100 тыс. При этом сама Англия имела 984 тыс. автомашин, Франция — 901 тыс., Швеция — 99 тыс., Голландия — 65 тыс., бывшие колонии России: Финляндия — 18 тыс., Польша — 16 тыс., даже Румыния — 14 тыс., а занимающий одну шестую часть суши СССР со 150 млн граждан имел лишь 12 тыс. автомобилей! Из них своих собственных советских машин производилось ежегодно фактически полукустарным способом 600–700 штук. Тем временем «Пежо» производил 25 тыс. авто в год, «Ситроен» — 100 тыс., а американские гиганты «Шевроле» и «Форд» выпускали от 1 до 1,5 млн автомобилей в год.


Итак, если в 1914 году царская Россия имела 16 тыс. автомобилей, занимая по их количеству четвертое место в мире, то теперь, 12 лет спустя, у СССР было 12 тыс. автомобилей и 40-е место в мире!

Кстати, хотел бы напомнить читателям моё небольшое исследование Год выхода нац. автопромов на миллионный рубеж производства.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
gordeich74
Nov. 6th, 2018 12:50 pm (UTC)
Россия в 1914 - включая Польшу, Финляндию и Прибалтику?
visualhistory
Nov. 6th, 2018 12:58 pm (UTC)
Финляндию вряд ли, она даже в таможенную территорию России не входила. А уж Прибалтику да, разумеется.
gordeich74
Nov. 6th, 2018 01:10 pm (UTC)
Cлова "вряд ли" можно заменить словом "неизвестно", не так ли?
Прибалтика - да, а Польша?
visualhistory
Nov. 6th, 2018 01:13 pm (UTC)
Нет, Финлянлия в любом случае отдельно, у неё просто не могло быть общей статистики с Россией, по определению. Польшу делите на три.
gordeich74
Nov. 6th, 2018 01:55 pm (UTC)
То есть от 16 тыс имперских отнять 5 тыс польских, ещё какую тысячу-две прибалтийских - не более десятки получится.
visualhistory
Nov. 6th, 2018 03:41 pm (UTC)
А откуда инфа про 5 тыс. "российско-польских"?
gordeich74
Nov. 7th, 2018 07:48 am (UTC)
Так кто предложил польские делить на три...
iant71
Nov. 6th, 2018 01:00 pm (UTC)
Ну зачем вы так? Сбили на взлете...
ПСЫ. Можно добавить гражданскую и интервенцию. Кроме войны и разрухи, потеря страной своих ресурсов как внутри (Колчак и золото, например), так и за рубежом.
al_lex_ey
Nov. 6th, 2018 12:52 pm (UTC)
Все верно
И ведь на этом не остановились! Смотрите: в РСФСР было почти 1500 аэродромов, а сейчас, через 27 лет торжества свободы и демократии, - меньше трехсот. И это при таких огромных территориях.
iant71
Nov. 6th, 2018 01:01 pm (UTC)
Re: Все верно
Недавно гулял наглядный пример с Воронежем - куда летали оттуда при СССР и куда сейчас...
djak_krjakutny
Nov. 6th, 2018 01:29 pm (UTC)
Да что там аэродромы!
А сколько зипунов было при царе-батюшке? А сейчас, право, и одного не увидишь на улице. То-то.
al_lex_ey
Nov. 7th, 2018 07:36 am (UTC)
Re: Да что там аэродромы!
Самовары все позабирали, даже граммофонов не оставили....
djak_krjakutny
Nov. 7th, 2018 10:34 am (UTC)
Re: Да что там аэродромы!
Отож... )
borianm
Nov. 7th, 2018 05:37 am (UTC)
1914 году царская Россия имела 16 тыс. автомобилей, занимая по их количеству четвертое место в мире - и сколько из них было российского производства?
gordeich74
Nov. 7th, 2018 08:02 am (UTC)
Пара сотен.
borianm
Nov. 7th, 2018 08:30 am (UTC)
То то и оно. Вот здесь вот к вопросу о "русских" бронеавтомобилях https://borianm.livejournal.com/755238.html
kneiphof
Nov. 7th, 2018 10:29 am (UTC)
Интересно, спасибо.

"а на американской или европейской городской мостовой встретить лошадь можно не чаще, чем корову"

Слегка преувеличивает, все-таки. В документальном фильме "Берлин - Симфония большого города" 1927 года извозчики на улицах ещё попадаются, хоть и в очень небольших количествах. Вообще интересный фильм с точки зрения фактуры, в том числе и транспорта. Например, за весь фильм я не увидел ни одного светофора. Думал, что в Берлине к тому времени они уже должны были быть. А все автобусы, попавшие в кадр - двухэтажные!



Edited at 2018-11-07 10:30 am (UTC)
visualhistory
Nov. 7th, 2018 01:34 pm (UTC)
Спасибо! Интересно, в каком году в Берлине списали последний рейсовый двухэтажный автобус?
yuridmitrievich
Nov. 7th, 2018 04:28 pm (UTC)
Хорошо бы и сейчас уменьшить количество автомобилей.
tito0107
Nov. 13th, 2018 06:21 am (UTC)
"бывшие колонии России: Финляндия — 18 тыс., Польша — 16 тыс."

Я бы не называл Финляндию и Польшу колониями России.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner