visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира 75 лет назад. Жизнь посреди войны

Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1943 года. Посмотрим, как они выглядели 3/4 века назад.
Как известно читателям, для нашего проекта мы стараемся использовать только цветные снимки, а снимали в цвете тогда только американцы, британцы и немцы со своими сателлитами. Тем не менее, география довольно широкая. Мне пришлось даже отсеять пару десятков "второстепенных" городов, чтобы не перегружать пост.
На пике Второй Мировой войны сотни городов уже лежали в руинах, но в других продолжалась повседневная жизнь. На многих из представленных ниже кадров о военном времени напоминает только армейский транспорт, а где-то вообще ничего.
Но война, конечно, наложила на городскую жизнь сильный отпечаток. Бензин был нужен фронту, поэтому на европейских улицах крайне мало "гражданских" автомобилей. Да и на северо-американских их тогда было меньше обычного. По той же причине почти не видать и автобусов.
Самым стойким видом общественного транспорта оказался трамвай, попавший на каждое второе фото.

Начнём с одного российского города, который тогда ещё был совсем не российским.
Кёнигсберг, площадь Кайзера Вильгельма, 15 января 1943 г.:
1943 Koenigsberg Кёнигсберг Площадь Кайзера Вильгельма2

До ковровой бомбардировки города британцами оставалось всего полтора года...  Тем не менее, в первые послевоенные годы это место будет выглядеть почти также, не считая пустых окон выгоревших изнутри зданий. Потом, на протяжении 20 лет всё будет снесено до последнего камня и теперь с той же точки открывается такой вид. О прошлом напоминают только трамвайные рельсы, по которым ничего не ходит с 2010 г.

Невероятно, но в 1943-м, всего за год до гибели города, в Кёнигсберге пустили троллейбус!
Вид у него был подозрительно знакомый:



1943 Koenigsberg

Это советский ЯТБ, одни из тех, что были украдены оккупантами в Киеве.
Войну "рогатый" не пережил. Повторно, уже в Калининграде, троллейбусная система была открыта только в 1975 г.

Берлин летом 1943 г.  ещё похож на мирный город, хотя с января начались регулярные британские налёты:
1943 Berlin2

Как ни старались англичане, но за два года регулярных рейдов на этот мегаполис им не удалось сделать и десятой части того, что смогли американцы за один февраль 1945 года. Число убитых мирных жителей тогда достигало 25 тыс. за ночь, а разрушения приняли тотальный характер.

Центр Мюнхена в 1943 г.  был также ещё вполне цел:

1943 Munchen

Как и Данциг 1943-го:
1943 Danzig

В Будапеште 1943 г. на пустых улицах только трамвай, такой же жёлтый, как и теперь:

1943 Budapest by Ember Karoly

А вот на проспекте Маннергейма в Хельсинки в 1943-м, кажется, практически довоенная жизнь, с привычным количеством автомобилей и автобусами:

1943 Helsinki Mannerheimintie

Посмотрим на городскую жизнь в оккупированной гитлеровцами части Европы.

Париж в 43-м усиленно налегал на педали:

1943 Paris

Таких сцен в истории Парижа никогда не было, за исключением периода оккупации. В целом, самая обычная городская жизнь, только без бензина.

Стоянка велотакси на площади Звезды в Париже, 1943 (фотограф Robert Bothner):
1943 Paris Place Etoile by Robert Bothner

На протяжении всего периода оккупации исправно работало метро.
У входа на станцию Марбёф-Елисейские поля:
1943 Paris Метро Марбёф-Елисейские поля

Тем не менее, транспортная проблема стояла очень остро, поэтому оккупационные власти, чтобы сделать парижанам приятное, открыли в городе троллейбусное движение!

Парижский троллейбус 1943 г.:
1943 Paris trolleybus

Этот "военный" вид транспорта продержался во французской столице до 1966 г.


Варшава 1943 г. за год до полного разрушения передвигалась на лошадях и велосипедах:
1943 Warschau

Обратите внимание на "куст" навигации, который можно увидеть на многих снимках оккупированных немцами городов Польши и СССР.

Польскую Лодзь немцы считали уже своим городом:

1943 Litzmannstadt3

Поэтому здесь можно было одновременно увидеть черты немецких и оккупированных польских городов:

1943 Litzmannstadt7

Так в 1943 г. выглядела жизнь на центральных улицах города:

1943 Litzmannstadt5

И так в Лодизнском гетто:

1943 Litzmannstadt-Ghetto

Оккупированный советский Днепропетровск за несколько недель до освобождения:

1943 Днепропетровск1

Это был один из немногих советских городов, где трамвай продолжал работать в период оккупации:

1943 Днепропетровск

Перенесёмся по другую сторону линии фронта, в военный Лондон 1943-го.

Здесь на развалинах универмага John Lewis на Оксфорд-стрит была организована военная выставка:
1943 London The bombed site of John Lewis, Oxford Street - which was used for the Army Exhibition - left as a crumbling, empty shell

То же самое место в наше время:
1943 London на развалинах John Lewis Oxford street в Лондоне была организована военная выставка 2015

В 1943 году линия фронта прошла через Италию. Самой первой была освобождена Сицилия.

Уличная сцена в только что занятом союзниками Палермо на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):

1943 Palermo by Ivan Dmitri, 22 august3

Трамвайная система в Палермо существовала с 1939 по 1966 г.

Были в Европе и уголки, которым удалось остаться в стороне от ужасов Второй Мировой.

Столица нейтральной Швеции в 1943-м жила тихой и спокойной жизнью, но проблемы с бензином, по всей видимости, не обошли стороной и шведов:
1943 Stockholm

Теперь трудно поверить, что мегаполисе дети могли гонять на великах в одном потоке с автомобилями!

Стокгольмский трамвай тогда заменял метро, которое построют только к 1950 г.:
1943c Stockholm

Приметы массового велосипедизма в шведском городе Гётеборг, 1943:
1943 Goeteborg2

СЕВЕРНАЯ АФРИКА

В мае 1943 г. англо-американские войска завершили освобождение Северной Африки.


Алжир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri) выглядит действительно как "второй Париж":

1943 Algiers3

Но у этой монументальной копии Парижа была арабская изнанка:

1943 Algiers1

Занятый союзниками Тунис на снимке Харта Престона (Hart Preston), май 1943 г.:

1943 Tunis. Hart Preston

Здесь мы тоже видим пёструю смесь европейской и арабской культур.

Ворота Старого города ливийского Триполи на снимке того же Харта Престона, 1943:

1943 Tripoli  by Hart Preston3

И здесь всё уже успели заасфальтировать!

Каир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):

1943 Cairo by Ivan Dmitri1

Старая Европа ещё долго будет держаться за брусчатку, а всю Северную Африку уже успели заасфальтировать!

"Колониальные" каирские трамвайчики:

1943 Cairo trams by Ivan Dmitri

Каирская трамваяная система была открыта ещё в 1896 г. и просуществовала до 2015 г.

АМЕРИКА

Даже сверхавтомобилизированной Америке 1940-х трамвай продолжал удерживать важные позиции в ряде крупных городов.

Мощный трамвай напротив автовокзала Greyhound в Лос-Анджелесе 1943 г.:
1943 LA Greyhound, 6th and Los Angeles streets

К началу XX века в Лос-Анджелесе существовала одна из самых больших трамвайных сетей в мире. Однако уже к 1920-м гг. основным видом транспорта в городе стал автомобильный, и с 1930-х годов трамвайные линии постепенно стали исчезать; последние из них были закрыты в 1963 году. А вот метро в этом огромном городе появится только в 1990-е!

Знаменитый канатный Сан-Франциско, вне времени:
1943 SF tram

В отличие от всего остального мира, улицы американских городов и в военные годы были забиты машинами.

Чайнатаун Сан-Франциско в 1943-м:
1943 SF_Chinatown_1-24-43

И в наши дни:
1943 SF_Chinetown shanghai low2

С началом войны производство лекговых машин в США было свёрнуто, дизайн замер на модельном ряду 1941 года вплоть до 1949-го.

Автопорковка у складов армии США в Чикаго, 1943 г.:

1943 Chikago Freight depot of the Army consolidating station

Увы, цветных снимков Москвы 1943 г. пока не обнаружено, хотя на цветную киноплёнку город тогда снимали (знаменитая кинохроника выставки трофеев в ЦПКиО).

Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Tags: 1940-е, 20 век в цвете, urban evolution, История транспорта, Трамваи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments