?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Важнейшим событием в истории большинства городов является открытие железнодорожного сообщения, включение в общенациональную сеть стальных магистралей. В нашей стране, с её необъятными просторами и сложными природными условиями эпопея железнодорожного строительства растянулась на 180 лет и пока ещё далека до своего завершения!
Решил составить хронологию присоединения городов на территории бывшего СССР к общей железнодорожной Сети. Т.е., когда у них появилось железнодорожное сообщение с Москвой, хотя бы непрямое и с пересадками (но без паромной переправы!).
Некоторые даты мне показались интересными и удивительными. Например, что в Казань железная дорога пришла на 30 с лишним лет позже, чем в Нижний Новгород! Или что до Астрахани рельсы смогли дотянуть на несколько лет позже, чем до Владивостока!
Даты в хронологии могут отличатся от года начала регулярного пассажирского сообщения или официального открытия первого вокзала.
Буду рад дополнениям и уточнениям.

1851 - Санкт-Петербург, Тверь

1859 - Псков

1860 - Вильнюс, Динабург (Даугавпилс)

1861 - Владимир, Рига

1862 - Гродно, Кёнигсберг (Калининград), Нижний Новгород, Сергиев Посад

1864 - Рязань

1866 - Витебск, Полоцк, Серпухов

1867 - Тула

1868 - Брянск, Воронеж, Елец, Иваново, Кинешма, Козлов (Мичуринск), Курск, Липецк, Орёл, Ростов-на-Дону, Шуя

1869 - Белгород, Выборг, Таганрог, Тамбов, Харьков



1870 - Киев, Ревель (Таллин), Ростов, Рыбинск, Смоленск (прямое сообщение с Москвой), Ярославль

1871 - Брест, Либава (Лиепая), Минск, Новгород (узкоколейная до 1916 г.), Полтава, Саратов, Царицын (Волгоград)

1872 - Вологда (узкоколейная от Ярославля, прямой путь с 1913 г.), Донецк

1874 - Калуга (через Тулу или Вязьму), Пенза, Симферополь

1875 - Владикавказ, Севастополь

1877 - Самара, Оренбург

1878 - Луганск, Старая Русса (узкоколейная)

1880 - Муром

1882 - Мариуполь

1884 - Кривой Рог

1887 - Кострома

1888 - Екатеринодар (Краснодар), Новороссийск, Уфа

1890 - Златоуст

1891 - Чернигов (узкоколейка от станции Круты Московской Киевско-Воронежской железной дороги)

1892 - Челябинск, Феодосия

1893 - Казань, Грозный, Саранск

1894 - Кисловодск, Курган, Петровск (Махачкала), Пятигорск

1895 - Омск, Ново-Николаевск (Новосибирск) (левобережная часть)

1896 - Екатеринбург, Томск, Тюмень

1897 - Архангельск (узкоколейная до 1915 г.), Красноярск, Ставрополь

1898 - Симбирск (Ульяновск)

1899 - Вятка (Киров), Иркутск, Малоярославец

1900 - Баку, Керчь, Тифлис (Тбилиси), Чита (с паромом через Байкал)

1903 - Владивосток (через Китай, с паромом через Байкал)

1904 - Верхнеудинск (Улан-Удэ) (без парома), Владивосток (через Китай, без парома), Хабаровск (через Китай и Владивосток, без парома), Чита (без парома)

1905 - Череповец

1906 - Ашхабад, Самарканд, Ташкент

1909 - Астрахань

1911 - Майкоп

1912 - Туапсе

1913 - Благовещенск, Вологда (непрерывная линия после постройки моста через Волгу в Ярославле)

1915 - Барнаул, Семипалатинск

1916 - Евпатория, Щегловка (Кемерово), Кузнецк (Новокузнецк), Петрозаводск, Мурманск, открытие сквозного движения от Москвы до Владивостока по российской территории

1918 - Сочи

1919 - Ижевск

1924 - Бишкек

1927 - Йошкар-Ола

1929 - Алма-Ата, Акмолинск (Нур-Султан), Душамбе

1934 - Гагры

1936 - Комсомольск-на-Амуре

1940 - Чебоксары

1941 - Воркута

1942 - Сухум

1961 - Сыктывкар

1969 - Элиста

1973 - Тобольск

1976 - Нижневартовск

2018 - Якутск (до станции Нижний Бестях на другой стороне реки Лена)

Recent Posts from This Journal

Comments

periskop.su
Jul. 23rd, 2019 10:18 pm (UTC)
Поправки по Транссибу:
1895 - Омск, Новосибирск
1896 - Екатеринбург, Томск, Тюмень
1897 - Красноярск
1898 - Иркутск
1899 - Вятка (Киров), через Пермь, Екатеринбург, Челябинск и Самару
1900 - Чита
1903 - Владивосток (через Китай), Хабаровск (через Китай и Владивосток)
1913 - Благовещенск
visualhistory
Jul. 24th, 2019 04:20 am (UTC)
Спасибо за поправки! В некоторых случаях всё же первый поезд пришёл на год раньше официального открытия движения. Например, пишут, что в Омск он пришёл уже 1894 году, а в Красноярск - в 1895. Владивосток у меня указан как 1904 потому, что движение через паром не учитывается. Наверное, Читу следует отнести также на 1904 год, после открытия Кругобайкалки.
periskop.su
Jul. 24th, 2019 12:38 pm (UTC)
См. тут
visualhistory
Jul. 24th, 2019 04:41 am (UTC)
Вот, например, пишут, что 25 августа 1894 года в Омск прибыл первый поезд: https://ok.ru/rzd.official/topic/67046121100609
visualhistory
Jul. 24th, 2019 04:44 am (UTC)
"Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года в два часа дня": https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA-%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
periskop.su
Jul. 24th, 2019 12:37 pm (UTC)
Да, всё так. Он прибыл в декабре 1895. Но откуда? От левого берега р. Томь, напротив того места, где сейчас станция Юрга. Моста ещё не было, через Томь. Чуть позже он пошёл до Новониколаевска, а ещё позже - и на Москву. А мы-то говорим об установлении прямого сообщения с Москвой - я именно на это ориентировался.

То же самое по Иркутску. Тогда его надо сдвигать на 1899, а не 1898. Почему? Да потому что до марта 1899 Енисейского моста ещё не было в работе. Пассажиры выгружались и на подводах по льду пересекали Енисей. Считается это за прямое сообщение? По-моему, нет.

А вот что касается Байкальской ж.д. переправы - там наоборот. Поскольку на паром загонялись ж/д вагоны (9 штук разом), он перевозил и поезда. То есть, её как раз надо формально считать. И выходит, не 1904, а Чита - 1900, Владивосток - 1903.

Edited at 2019-07-24 12:37 pm (UTC)
visualhistory
Jul. 24th, 2019 12:51 pm (UTC)
Т.е. в 1895 году между Красноярском и Юргой функционировал изолированный участок Транссиба?
periskop.su
Jul. 24th, 2019 12:54 pm (UTC)
Да, Средне-Сибирская ж.д. функционировала кусочками между крупными мостами. А вот к началу 1897 Красноярск стал связан с Москвой. А в марте 1899 - и Иркутск.
visualhistory
Jul. 24th, 2019 01:40 pm (UTC)
Понятно, спасибо! А вот для Новосибирска какой год всё же правильный, 1895 или 1896?
periskop.su
Jul. 24th, 2019 01:50 pm (UTC)
Сейчас уточнил: левобережная часть Новосибирска - 1895. Правобережная, основная (то, что за Обью) - 30 марта 1897. Томск, соответственно, тоже к Москве был подключен полноценно в 1897. И Красноярск.
visualhistory
Jul. 24th, 2019 04:35 pm (UTC)
Спасибо ещё раз! В железнодорожной истории, оказывается, всё не так однозначно))
periskop.su
Jul. 24th, 2019 04:40 pm (UTC)
Да, конечно. Свои нюансы есть.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner