visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира полвека назад. 1969 год

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1969 год. Полвека - реально большой срок.
Это было время, когда люди искренне верили, что всеобщая автомобилизация

Вернёмся к традиции начинать обзор с Пекина. После начала в 1965 г. Великой Смуты (известной как "Культурная революция") развитие этого города замерло на 15 лет.  Правда, каким-то невероятном образом в 1969 г. удалось открыть метро, но слово "открыть" здесь не вполне уместное, поскольку подземку пустили как секретный оборонный объект, вход на который первое время был лишь для избранных по спецпропускам.
Тон фотографии хорошо передаёт атмосферу оцепенения на главном проспекте Пекина (Чаньаньцзе), ширина которого достигает 100 (!) метров:

1969 Beijing by Folco Quilici

Главным средством передвижения пекинцев, как и всех городов КНР, стал велосипед:



1969 Beijing by Folco Quilici3

Если же отойти шаг в сторону от гигантского проспекта, то почти весь Пекин в то время выглядел так:

1969 Beijing by Folco Quilici6

На другом полюсе соцлагеря был Белград, столица строителей "рыночного социализма". На главном проспекте траффик вполне себе западно-европейский:

1969 Belgrade

Восточный Берлин в 1969-м переживает грандиозную реконструкцию - строительство нового социалистического города на обломках старого. Это означает широкие проспекты и громадные железобетонные дома.
Местный автопром теряется на фоне обилия советских и чехословацких машин:

1969 Berlin Fischerinsel by Klaus Morgenstern

На машин много только на парковке, а не в потоке.

Фирменный способ парковки посреди многополосной магистрали в Восточном Берлине:

1969 Berlin Strausberger Platz by Klaus Morgenstern

А это парковка в Лейпциге, ещё одном "городе контрастов", 1969:

1969 Leipzig


В Праге копают метро ("прокоп" на местном наречии):

1969 Prague metro

Одна из немногих улиц с уцелевшей (хотя бы наполовину) довоенной застройкой в Варшаве. Легковушки в основном польского производства (по лицензии СССР и Италии), трамваи чехословацкие. Плиточные тротуары появились здесь гораздо раньше, чем в Москве.

1969 Warsaw Aleje-jerozolimskie

СССР в 1969 г. только стоял на пороге начала массовой автомобилизации. Частный автомобиль был роскошью, а не средством передвижения.
Из пяти ближайших машин в кадре - все пять государственные "Волги":

1969 Moscow

Теперь там, кстати, пешеходная зона.
На пороге 1970-х даже в столице передовой космической державы почти весь автопарк родом из 1950-х, а местами даже из 1940-х:

1969 Moscow2

На снимке Невского проспекта из 69-го виден довольно слабый траффик, что, конечно же, лучше многокилометровых пробок:

1969 Невский2

Старый добрый советский Киев, с неубиваемой брусчаткой, портретами членов политбюро и экзотическими венгерскими автобусами:

1969 Киев



ТРЕТИЙ МИР

Как и соцлагерь, "Третий мир" всегда отличался большим многообразием, огромным разбросом по уровню развития и культурно-цивилизационной принадлежности.
Даже в пределах одной страны и одного города можно было найти совершенно разную типологию и атмосферу улиц.

Вот, например, два лица Джакарты 1969 года.
Традиционный азиатский хаос и теснота старых кварталов:

1969 Jakarta Paolo KOCH

И растущий на глазах новый город с широкими проспектами и небоскребами:

1969 Djakarta Avenue Jalan M H Thamrin by Paolo Coch

Тогда контуры новой Джакарты были всего лишь пунктирной линией, но взлёт будет стремительным!

А в Багдаде новый город прорастал прямо сквозь старый, образуя причудливую смесь культур и цивилизаций:

1969 Baghdad

Оставшиеся в наследство от недолгого британского владычества даблдеккеры очень полюбились багдадцам и ходили в городе до 2003 г.

Вообще, в результате колониальной истории на просторах Азии и Африки образовалось множество таких гибридов уличных культур.

Центр города Коломбо с британскими даблдеккерами в 1969 году:

1969 Colombo by Harrison Forman

От британцев там остался и трамвай, но его закрыли в 1960 г.

Сплав китайской и британской культур в Гонконге,  ставший "визитной карточкой" города густой лес рекламных конструкций:

1969 Hongkong Kowloon

Манила была одним из немногих городов Азии с американским "бэкграундам".  В итоге получилась уникальная и весьма причудливая смесь азиатской, испанской и англо-саксонской культур. Сильнее всего это чувствовалось именно в старых районах филиппинской столицы:

1969 Manila street scene

Наш любимый Сайгон, с совершенно невероятной движухой:

1969-70 Saigon

Удивительно, но шедшая вокруг жесточайшая война как будто не мешала бурному развитию города, хотя её дыхание чувтсвуется во многих кадрах из 1969-го:

1969 Saigon by Quentin Jones

Такой высокий процент концентрации военных внедорожников и грузовиков в армейской раскраске в то время можно было увидеть разве что в городах СССР:

1969 Saigon

Как мы помним, всё это богатое автохозяйство бесследно растворится в неизвестном направлении в течении 3-4 лет после установления власти Вьетконга в 1975 году.

Несмотря на обилие всякого автотранспорта, в то время Сайгон был "мировой столицей" мопедов:

1969 Saigon1

Тем временем Тайвань уже пожинает первые плоды "экономического чуда", его главный город Тайбэй быстро наполняется автомобилями:

1969 Taipei

Теперь там всё как везде в мегаполисах  "Третьего мира":  вечные пробки, автоэстакады в два уровня, воздушные переходы для пешеходов.

До организации собственного автопрома по лицензии на улицах Тегерана царило разнобразие иномарок из разных стран Запада:

1969 Tehran by Harrison Forman

Дореволюционный Кабул 69-го - место встречи западно-германских и советских автомобилей, наглядное свидетельство многовекторного курса тогдашнего руководства страны:

1969 Kabul2

С приходом американцев в 2001 г. город стал задыхаться от обилия машин, но это будет ещё не скоро.



РАЗВИТЫЕ КАПСТРАНЫ

Конечно, по сравнению с соцлагерем и "Третьим миром" изменения на улицах городов "развитых капиталистических стран" не так масштабны, но и здесь много чего поменялось за прошедшие 50 лет.

В Париже ещё ходят олдскульные автобусы TN4H с открытой задней платформой - в 1971 г. они исчезнут и одной изюмикой у города станет меньше!

1969 Paris RATP autobus TN4 Hp

А в Токио через три года исчезнут не менее няшные трамваи - в 1969-м они ещё радуют глаз своими обтекаемыми формами:

1969 Tokyo2

А в Осаке трамвай закрыли как раз в 1969 г. и город уже буквально задыхается от автомобилей:

1969 Osaka  by Thomas J. Abercrombie

Парад трамваев в Копенгагене (их, как и в Токио, уберут из города в 1972 году):

1969 Copenhagen2

И в Мадриде трамвай ликвидируют в том же 1972-м. Но в "нашем" 1969-м он ещё усердно трудится:

1969 Madrid

В 2007 г. мадридцы опомнятся и восстановят трамвай.

Главная улица Дублина (О’Коннелл-стрит) последовательно избавилась от трамвая и велосипедистов и превратилась к 1969 г.  в царство автомобилей с жуткой теснотой на узких тротуарах:

1969 Dublin, Ireland (Photo by James A. Sugar

Сейчас в духе времени проезжую часть там сильно подсократили, расширив пешеходные зоны и высадив деревца. Эта реконструкция началась в 2002 г.

Лондонский траффик принципиально не менялся последние лет 70. Таким он был и полвека назад:

1969 London Haymarket

И самая знаменитая открыточная улочка Берна словно вне времени, кажется, троллейбус там и сейчас ходит:

1969 Bern by Thomas J. Abercrombie

ЮАР по советской классификации относилась к "развитым капиталистическим странам", а Кейптаун был настоящим осколком британского мира, хоть и с южной спецификой:

1969 Cape Town Main Rd. Green Point

Западный Иерусалим в 1969 году:

1969 Jerusalem Уличная сцена

"Трамвайная столица" Мельбурн в 1969-м:

1969 Melbourne

Как утверждает Википедия, в настоящее время Мельбурнская трамвайная сеть является крупнейшей в мире (после того как была демонтирована часть сети трамвая в Санкт-Петербурге в начале XXI века. Общая протяженность трамвайных путей составляет в настоящий момент 254 километра, по которым ходят 498 трамваев, которые обслуживают 30 линий и 1813 остановок.
Кстати, запечатлённые на фото трамвайные вагоны модели 1923 г. ходят в городе до сих пор (наряду с современными).

А это "транспорт будущего" в Сиэтле 199-го, который так навсегда и остался аттракционом:

1969 Seattle Center Monorail

16 апреля 2003 года поезда и эстакада монорельса получили статус исторической достопримечательности от Совета по сохранению достопримечательностей Сиэтла.
Наверное, это хорошая тема для отдельного поста: "Транспорт как историческая достопримечательность".


Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006


Tags: 1960-е, urban evolution, Авто-мото, История транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments