visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Улицы мира 20 лет назад. 1999 год

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1999 год. Всего лишь 20 лет назад, словно вчера, и только для самых молодых читателей это уже другая эпоха.
В целом снимки городов и транспорта того времени не выглядят особенно "историческими", иногда их можно даже перепутать с современными.
Но при более внимательном взгляде можно сделать немало интересных наблюдений, отражающих неумолимый ход истории.
За 20 лет начала меняться парадигма транспортного развития городов, а именно в сторону деавтомобилизации и "новой мобильности". Речь идёт, конечно, о наиболее цивилизованных странах, а не о погрязших в коррупции дикарях, которые продолжают строить в городах хайвеи и многоуровневые развязки.

По традиции вновь начнём с Пекина. Бывшая "велосипедная столица Азии" к концу 1990-х наконец дожила до больших автомобильных пробок, правда, пока только в часы пик:

1999 Beijing morning rush-hour by Stuart Franklin

А ведь это было лишь только самое начало автомобилизации Китая! В КНР было всего 7 авто на 1000 жителей (один из низших показателей в мире), а в 2017 - 231.
Если мы посмотрим на заглавную картинку, то увидим, что более половины трафика составляют такси и маршрутки. Обилие последних является фишкой "Третьего мира" с его "диким" капитализмом. Власти Пекина считают свой город цивилизованным, поэтому уже в 2000 г. маршруткам было запрещено работать в центре города, а также на основных магистралях. Через несколько лет этот вид транспорта был ликвидирован полностью. На несколько лет раньше, чем в Москве, кстати.



На этом фото видны последние отблески старой пекинской жизни - ручеёк велосипедистов по краю автострады, а также пешехода-самоубийцу, которые так и не успел понять, что теперь это город не для людей, а для машин:

1999 Beijing morning rush-hour traffic on the second ring road by Stuart Franklin

Впрочем, если не считать часы пик, то 20 лет назад на центральных улицах Пекина ещё можно было отыскать такой относительно спокойный и комфортный для людей трафик (воспоминание о будущем):

1999 Beijing by Stuart Franklin2

Как изветно, самым богатым и развитым городом Китая является не Пекин, а Шанхай:

Трудно поверить, но уже к 1999 году там успели понастроить такую хрень:

1999 Shanghai, Stadtautobahn, Абрамочкин, РИА2

Как будто решили помериться с Токио 1960-х.

Очевидно, у Японии и Китая общая урбанистическая культура, поскольку именно в этих двух странах можно наблюдать такие уличные пейзажи:

1999 Shanghai Nanjing Road

Это "Нанкинская дорога", главная торговая улица старого Шанхая. В 21 веке там закономерно сделают пешеходную зону, но в 1999 году ещё была установка загонять пегеходов за поребрик забор, чтобы не путались под колёсами у машин.

Удивительно, но в Шанхае 1999 года ещё оставалась какая-то ниша для массового велотранспорта:

1999 Shanghai4

С тех пор там успела смениться даже не одна, а целых две эпохи. Сначала автомобили полностью выжили велосипед (вплоть до административного запрета), потом он вдруг триумфально вернулся в виде нового сервиса "безстанционного" проката (когда можно бросать, где хочешь).
Сейчас в Шанхае, по оценкам властей, доступно 500 тыс. прокатных велосипедов.

Я стараюсь не давать по несколько снимков одного города в этом кратком обзоре, но Шанхай так многообразен и разнолик!
Задворки старого Шанхая в 1999 году:

1999 Shanghai5

Бангкок к 1999 г. опередил Пекин по автомобилизации на пару десятилетий, здесь основу потока составляют уже частники, что является самым неправильным из всех возможных типов городского трафика:

1999 Bangkok

Жуткий транспортный хаос заставил власти Бангкока приступить к строительству эстакадного метро (дёшево и сердито):

1999 Bangkok Traffic chaos caused by the construction of elevated mass transit rail system known as the Sky train

Первая линия  как раз открылась в 1999 году.

А в соседней с Бангкоком столице, Ханое, автомобилей в 1999 году не было практически вообще, только велосипеды и мопеды:

1999 Hanoi by Bill WASSMAN

И это на втором десятилетии рыночных реформ. Зато сейчас там всё почти как в Бангкоке: автоэстакады на головой и километровые пробки.

Примерно тоже можно сказать и про Пномпень 1999 года:

1999 Phnom Penh Monivong Blvd

Ещё одна страна "догоняющей" автомобилизации - Мьянма, где до 1988 года царил режим самоизоляции.
В 1990-е они только раскачивались, но преображение Рангуна уже налицо: поверх старой колониальной застройки растут огромные здания офисов и отелей, машин на улицах сильно прибавилось и, как и везде в "Третьем мире", городские власти занялись физическим разделением транспортных потоков:

1999 Rangoon

Но одной ногой Рангун 99-го ещё стоял в прошлом и на улицах ещё присутствует его старый символ - самодельные автобусы с задней дверью на базе канадских грузовиков времён ВМВ:

1999 Rangoon2

Если мы продолжим свой путь на Запад, то увидим ещё один город, который невероятно изменился за последние 20 лет.

Сейчас даже трудно поверить, что ещё в 99-м в Дакке царил такой экзотической трафик:

1999 Dhaka Fulbaria Road

Теперь у них всё "как у людей" (в  "Третьем мире") - гигантские автомобильные пробки и строительство эстакадного метро. Ничего нового придумать не смогли и даже вряд ли пытались.

На самом западном форпосте азиатского мира находится Бейрут, который в 1999 году уже начал возвращаться к нормальной жизни, но на каждом шагу ещё встречались напоминания о многолетней гражданской войне в разделённом городе:

1999 Beirut

Бывший "Париж Ближнего Востока" стал "Берлином Ближнего Востока". Точнее, скоро станет, когда повреждённые здания начнут сносить целыми кварталами, чтобы застроить исторический центр высотками из стекла и бетона в стиле многострадальной Потсдамской площади.

1999 Beirut1

В Бейруте теперь тоже пытаются решить транспортные проблемы путём автоэстакад и многоуровневызх развязок. С тем же успехом, есссно.

Самому Западу в обзорах за последние десятилетия мы уделяем мало внимания, поскольку там перемены не так драматичны.

Нью-Йорк, Манхэттен, 1999 год:

1999 NY Times Square

Эти улицы достигли предела физической вместимости автомобилей ещё 100 (!!!) лет назад, поэтому теперь их пропускной способности хватает только для такси (главным образом). Все к этому придут, рано или поздно. Основные потоки давно ушли под землю, как и парковки.  Не знаю, появятся ли там когда-нибудь велодорожки? Но пешеходное пространство на Таймсквер создали.

Централи магистрали Парижа (благодаря трудам Османа) будут пошире, чем манхэттенские улицы-ущелья, поэтому в 1999 г. их ещё кое-как хватало, чтобы вместить обширный частный автотрафик, но едва ли такой "бангкокский" трафик достоин одной из главных столиц мировой цивилизации:

1999 Paris by Bruno Barbey

Впрочем, цивилизованность присутствует: здесь самую широкую магистраль города люди переходят по земле, а не под землёй, и не над землёй (как в диких странах).
К 1999-му Париж уже давно "принял автомобиль", но ещё не знает, что вскоре ему предстоит принять электрокат и прочие СИМ))

Теперь перенесёмся на пост-советское пространство, которое за 20 лет, конечно, очень сильно изменилось.

В Москве уже вовсю строили эстакады и развязки, но ещё ходили старые ЛИаЗы, советское прошлое было совсем близко:

1999 Москва новорижская эстакада

Даже на главной улице Москвы ещё преобладает советский автопром. Конечно же, на ней как и везде, куча ларьков и всякого рекламного мусора:

1999 Москва, Тверская улица. Игорь Зотин, фотохроника ТАСС

А вечерами там в подземных переходах выстраивались в две шеренги проститутки, и за прохожими неслось глухим эхом: "девочку не надо? девочку не надо? девочку не надо?"

Сантк-Петербург 20 лет назад. Многострадальная Сенная площадь:

1999 СПб

Снимок очень ярко передаёт атмосферу деградации уличной культуры российских городов в 1990-е.

Немецкое наследие в Калининграде 99-го:

1999 Московский Проспект Калининграда

В 21 веке старый дом снесут, эстакаду достроят, а трамвайные линии закроют почти все.

По грузинском Рустави 20 лет назад ещё ползали старые чехословацкие троллейбусы "Шкода":

1999 Рустави, троллейбус Škoda 9Tr

Движение троллейбусов было прекращено 24 сентября 2009 г.
В Тбилиси последние четыре маршрута троллейбуса были ликвидированы ещё раньше, 4 декабря 2006.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006


Tags: 1990-е, urban evolution, История транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments