visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира 60 лет назад. 1959 год

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1959 год. Очень яркое, интересное и "фотогеничное" время, что создало большую проблему для отбора материала. Для обзора пришлось отбирать один снимок из 10. Но всё равно он получился бесконечно длинным! Так что запаситесь терпением.

Начнём традиционно с Китая, который завершал первое десятилетие социалистических преобразований.

Пекин, площадь Тяньаньмэнь и проспект Чаньаньцзэ (автор фото Brian Brake), 1959 год:

1959 Beijing by Brian Brake

Конечно, по этому кадру трудно судить об огромном городе, но в нём всё же отразился целый ряд важных исторических вех. Только что окончена реконструкция главной столичной магистрали, проспекта Чаньаньцзэ, с которого убрали зелёные насаждения и трамвайные пути, расширив проезжую часть до нынешних размеров. Делалось это не только рад удобства проведения парадов, но и как задел на перспективу развития транспорта (которая наступила лишь к концу 20 века). Трафик по широченному проспекту минимальный, но в кадр как-то попало сразу две новеньких советских "Волги". Они так навсегда и останутся пекинским раритетом, поскольку разрыв экономических отношений СССР уже начался, а наладить собственное производство "клонов" ГАЗ-21 китайцы так и не смогли (ограничившись мелкой пробной партией).
Картину "перелома эпох" дополняет велорикша, который считался здесь символом "буржуазной эксплуатации", а также приметой прошлого, поэтому в начале 1960-х этот вид транспорта окончательно исчезнет с пекинских улиц.
Также следует обратить внимание на одежду людей
В Ханое после ухода французов даже велосипед был роскошью и народ перемещался в основном на своих двоих:




1959 Hanoi, венгерский фотограф Rev Miklos

Увы, это едва ли не единственное цветное фото Ханоя 1950-х.
Как знают читатели, для наших обзоров мы используем только цветные снимки, поскольку это часть проекта "20 век в цвете". Но иногда хочется сделать исключение.
Например, потому что цветных снимков Пхеньяна 1950-х нет вообще, а этот город входит в нашу "репрезентативную группу".
Сейчас уже трудно поверить, что в 1959 году Пхеньян выглядел как обычный советский  областной центр:

1959 Pyongyang Stalin Street

Фото, конечно, постановочное и случайно поймать в кадр такое количество транспорта там было невозможно вплоть до середины 2010-х гг. Но сам по себе состав автопарка показателен. Только национальная одежда напоминает, что это всё-таки не СССР, а Корея (хотя и тот вряд ли обошлось без постановки).
В 1962 году московско-пхеньянские отношения уйдут в крутое пике и поставка в КНДР советских машин прекратится, кажется, навсегда. Но неубиваемые советские "Волги" они будут донашивать вплоть до конца 1980-х.

На главной парадной улице Восточного Берлина в 1959 г. было мало автомобилей, зато можно было наблюдать такое "голубое чудо":

1959 Berlin Blaues Wunder

Честно говоря, глядя на подобные снимки я до недавнего всерьёз думал, что по Унтер-ден-Линден в то время ходила электричка))

В Будапеште спустя 3 года после уличных боёв вновь покой и благообразие обычного европейского города, только без легковых машин. Зато в кадре почти всегда будет жёлтый трамвай:

1959 Budapest. Улица Лайоса Коссута с видом на Асторию2

В отличие от Венгрии, Чехословакция  производила легковые автомобили, поэтому на улицах Братиславы в 1959 г. их можно было заметить хоть в каком- то количестве:

1959 Bratislava Братислава. Площадь Гвездослава напротив Национального театра2


В Бухаресте на одном из главных проспектов Бухареста с ещё довоенной архитектурой также можно заметить несколько машин, из которых одна, кажется, советская "Победа":

1959с Bucharest


В 1959 г. соцлагерь пополнился ещё одной страной - Кубой (хотя официально о строительстве социализма там объявят только в 1961 г.). В наследство от полуколониального прошлого ей достался совершенной фантастический (по меркам соцлагеря) уровень автомобилизации!

Авенида 23 в Гаване, известная как Ла Рампа, в 1959 году:

1959 Havana Avenida 23 (also known as La Rampa)

В 1959 г. этот вид ничем не отличался от какой-нибудь улицы в Сан-Франциско или Лос-Анджелесе.
Чего не скажешь про наше время. В 2015 г. какой-то фотограф не поленился прийти на ту же точку и сделать фотосравнение:

1959 Havana Avenida 23 (also known as La Rampa)2015

Обратите внимание, что за 56 лет в Гаване... сильно прибавилось зелени (той, что без кавычек).

Теперь мы оставим соцлагерь и пойдём с Запада на Восток: обе Америки, Европа, "Третий мир", чтобы закончить Советским Союзом.

АМЕРИКИ

1959 год вершина эпохи американского "автомобильного барокко"!

Парад американского автопрома на парковке в Сан-Франциско, 1959:

1959 SF

Аромат эпохи на нью-йоркском Бродвее 1959 года:

1959 NY Broadway

Невероятно, но банальные светофоры могли быть раньше такими, как это чудо на 5-й Авеню:

1959 NY Street light on 5th Avenue

Приметы уходящей эпохи...

Чикаго уже год как без трамвая, но ещё с троллейбусом (его черед придёт в 1973 г.):

1959 Chicago Transit Authority Trackless Trolley Bus 9507 at Roosevelt St

США заполонили своим автопромом почти всю Латинскую Америку, особенно "дружественные" режимы.

Центральные улицы Мехико почти неотличимы от штатовских даунтаунов, разве что пошире будут:

1959 Mexico

Каракас ещё без небоскрёбов, но уже весь в автомобилях, 1959:

1959 Caracas


Как и во всём мире, в 1959 г. главная историческая площадь Лимы была большой парковкой:

1959 Lima Scherschel2

Конечно, при таком нашествии бензиновых чудовищ лимский трамвай был обречён. 1959 году он ещё держался из последних сил (закроют в 1965-м):

1959 Lima plazaarmas-Frank Scherschel2

И в чилийском Сантьяго к 1959 г. улицы стали слишком тесны для бурно растущего траффика, поэтому в том году в городе не придумали ничего лучше как закрыть трамвай:

1959 Santiago Calle Augustinas2

Великолепный Буэнос-Айрес в 1959 г. ещё был городом "Первого мира", но вид его шикарных улиц кажется немного странным:

1955-59 Buenos-Aires

Из-за жесточайшего протекционизма националистского правительства в страну не  ввозятся зарубежные автомобили, аргентинцы ездят на машинах моделей конца 1930-х (зато местного производства!). Потом по этому пути пойдут некоторые развивающиеся страны: Индия, Иран, Ирак.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

60 лет назад Амстердам, как и сейчас, был велосипедной столицей Европы, но до появления там велодорожек оставалось ещё очень далеко:

1959 Amsterdam2

Велостолица Европы №2 - Копенгаген, но тут в кадр попало почему-то совсем мало велосипедистов:

1959 Copenhagen Rathausplatz

В других европейских столицах с велосипедизмом тогда было гораздо хуже, на на фото Мадрида 1959 г. парочка всё же попали в кадр:

1959 Madrid Plaza de Cibeles

А ещё недавно по этой площади (Сибелес) ходили трамваи. Но они, видите ли, тоже "мешали траффику", даже такому хиловатому, как Мадриде конца 1950-х.

Хельсинки уже можно было назвать "трамвайной столицей", на фоне страмительного вымирания этого транспорта в других странах капиталистической Европы в те годы.

1959 Helsinki Lawrence Monthey3а

В Глазго ещё ходили трамвай (двухэтажные!), которое исчезнут уже в 1962 г.

1959 Glasgow

Кстати, в Глазго 3-е в мире по возрасту подземное метро! И с момента открытия в 1896 г. оно ни разу не расширялось!

А Лондоне в 1962 г. прикончат троллейбус (трамвай закрыли ещё в 1952-м).
В 1959-м "рогатые" даблдеккеры ещё там ходили:

1959 London Ilford Broadway

Обратите внимание на обилие двухколёсного транспорта и архаичный вид английского автопрома!

Нормальный малоэтажный Лондон, милый, старый, добрый (на Митчэм-роуд, 1959):

1959 London Mitcham Road


Германия после 10 лет экономического подъёма превращается в страну массового личного автотраспорта, а площади её городов, соответственно, в парковки. Обратите внимание, какой упор немцы (как и итальянцы) делали на малолитражки.

Штуттгарт-1959:

1959 Stuttgart


Знаменитый район Рипербан в Гамбурге:

1959 or 1960 Hamburg Reeperbahn

Так он изменился с конца 1950-х:

1959 or 1960 Hamburg Reeperbahn2

Итальянская Верона 1959 г.:

1959 Verona

Вряд ли этот славный городок ещё когда-нибудь появится в нашем обзоре, но я нашёл у себя современное фото, случайно совпавшее по ракурсу:

1959 Verona 2007 DSC01752

Здесь видна повсеместная тендеция - исторические центры освобождаются от парков и лишнего трафика.

Теперь про кусочек Европы, занесённый на край света, про "Братинию южных морей".
Столица Новой Зеландии Веллингтон в 1959 г. была ещё трамвайным городом, но этой красоте оставалось жить не долго (закрыли в 1964 г.):

1959 Wellington



"ТРЕТИЙ МИР"

Никосия всегда была городом где-то на границе Европы и Азии, но в 1959 г. ещё не разделённым, а Кипр был под властью британцев, от которых в наследство досталось левостороннее движение:

1959 Nicosia

Багдад в 1950-е  был явно на подъёме, на старых узких улицах не протолкнуться от новых американских и европейских автомобилей:

1959 Baghdad by J. Baylor Roberts

Но это уже была уходящая натура. Военный путч 1958 г. положил начало разрыву Ирака с Западом и переходу в (условно) советскую зону влияния, под знаменем строительства "арабского социализма". И там будет уже совсем другой автопарк.

В стремительно развивающемся Гонконге главные улицы делового центра уже сплошь запаркованы и очень странно смотрится рядом парковка "беговых" рикш - то ли дань традиции 19 века, то ли туристический аттракцион?

1959 Hong Kong TST Hankow Rd

Столица частично признанной Китайской Республики Тайбэй 60 лет назад был совсем другим городом, который донашивал японское архитектурное наследие и ездил на велорикшах. "Тайваньское экономическое чудо" начнётся в 1960-е.
Главный вокзал Тайбэя в 1959 г.:

1959 Taipei Main Station

Бангкок к концу 1950-х добился более ощутимы успехов на пути капиталистического развития. Хотя "тайское чудо" тоже ещё впереди, улицы города постепенно покрываются торговыми и офисными центрами, становятся всё более оживлёнными. Велорикши уже исчезли (возможно, их просто запретили), а вот старый трамвайчик ещё ходит:

1959 Bangkok Tram of the Patumwan line on Thanon Rama I Road near the Grand Hotel

Соседний Пномпень в 1959-м также выглядит процветающим городом, ещё не уступающим Бангкоку (но впереди - катастрофа):

1959 Phnom Penh Hotel Hawaii Khemarak Phoumin1


Африканский Лагос 1959 г. выглядит скромно, но ещё с колониальным порядком на улицах:

1959 Lagos



СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

По традиции завершаем обзор Советским Союзом. По нему материала хватило бы на отдельный пост, но в этот раз мне не хотелось бы разрывать материал.

Центр Москвы в объективе американского фотокорреспондента Карла Миданса встречает нас неожиданно напряжённым траффиком:

1959 Msk1

С тех пор в Москве количество автомобилей увеличилось во многие десятки раз, но конкретно на этом перекрестке теперь не увидишь ни одного

Советские города на снимках конца 1950-х дышат каким-то особенным обоянием и уютом. Причём даже не на советских открыточных видах, а на фотозарисовках западных корреспондентов. Первая Холодная война к тому времени уже успела закончится, началось первое "наведение мостов" и у американских корреспондентов появилось право показывать СССР в положительном свете (что было крайне рисковано при маккартизме).

Это фото с видом Невского проспекта в Ленинграде сделал для журнала National Geographic один из моих любимых американских мастеров - Энтони Стюарт:

1959 Nevsky by B. Anthony Stewart2f

Это вид города, который непрерывно бомбили и обстреливали 900 дней подряд, спустя всего 14 лет после конца войны.

Свердловск 1959 года глазами того же американского фотографа:

1959 Sverdlovsk by B. Anthony Stewart5a

А эту уличную сцену в Свердловске 1959 года снимал уже другой американце, Карл Миданс:

1959 Sverdlovsk

В отличие от Москвы, в Киеве 1959 года на центральных улицах (кроме Крещатика) главный тон продолжали задавать трамваи. Интенсивность их движения особенно чувствовалась в окрестностях ж.д. вокзала:

1959 Kiev

До пуска  киевского метро оставался ещё год. Трамваи были не только "становым хребтом" общественного транспорта, но и украшением города.
Трудно было не залюбоваться таким красавцем (ЛМ-57), жаль что был он в единственном экземпляре:

1959 Киев самый первый вагон марки ЛМ-57, единственный экземпляр в оригинальном дизайне

Но в 1959-м для киевского трамвая уже прозвучал первый тревожный звонок: именно в том году убрали круг с Софийской  площади, что положило начало постепенному вытеснению этого вида транспорта из исторического центра.

Харьков 1959 г. также был  "великим трамвайным городом", что хорошо видна на снимках Лоренса Монти. Отчасти он им и остался, как показывает сравнение с 2015 годом:

1959 Харьков Lawrence Monthey0 2015

Харьковкий траффик 1959 года во всей красе на фото того же автора:

1959 Харьков Lawrence Monthey4

Потом улицы начали повсеместно зарастать, и уже сравнение с 1979 г. показывает такую картину:

1959-79 Харьков

Среднеазиатские города СССР отличались особой резкостью контрастов, когда разные эпохи и цивилизации друг от друга отделяют буквально несколько метров.
Ташкент 1959 г. ещё почти весь состоял из традиционных глинобитных кварталов (махалля), но посредине их рассекала широченная магистраль главного проспекта с монументальной сталинской застройкой.
Глядя на снимок С.О. Фридлянда, трудно себе представить, что скрывается за этим парадным фасадом:

1959 Ташкент

А в Самарканде главные улицы проходили прямо среди величественных памятнков древности, что предавало им необыкновенный колорит. Синтез цивилизаций на улице Ташкентской, фото Харрисона Формана, 1959:

1959 Самарканд. Прохожие на Ташкентской улице. Harrison Forman

Сделав шаг в сторону с главных улиц, можно было сразу погрузиться в чистое средневековье, "чистоту" которого нарушала лишь воздушная электропроводка.
Эту аутентичную улицу в Старой Бухаре запечатлел в декабре 1959 года С.О.Фридлянд:

1959 Бухара frid10967lg

Наверное, там и сейчас нетрудно найти нечто подобное.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006


Tags: 1950-е, urban evolution, Авто-мото, История транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Селигер-68

    На ФБ-странице Андрея Карпухина обнаружился замечательный альбом со снимкам Селигера в 1968 г. Кажется, одни из самых ранних цветных снимков этой…

  • Деревянный водопровод XVIII века в Ленинграде, 19 июня 1941

    Деревянный водопровод XVIII века. Легздайн М. А. осматривает часть трубы XVIII в., найденной при земляных канализационных работах на Звенигородской…

  • 1922. Рождение советского автопрома

    8 октября 1922 года на Красной площади прошёл парад, в котором принимал участие подаренный председателю ВЦИК М.И. Калинину первый произведённый в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments