Как известно, это было время "оттепели", которая коснулась не только внутрисоветской жизни, но и международных отношений. Первая Холодная война осталась в прошлом. Зайдя в тупик в жёстком противостоянии с СССР и соцлагерем, американцы перешли к политике "наведения мостов". Т.е., к борьбе за умы и сердца людей по другую сторону "железного занавеса".
Опьянённый советскими успехами Хрущёв принял вызов, не понимая, что вступает в соревнование с Западом на том поле, где победа над ним была невозможна в принципе.
С санкции кремлёвских властей в Москве открыли портал в иную реальность и едва ли кто мог тогда предугадать, чем в итоге закончится столь близкий контакт двух миров.
В 1959 г. в Страну Советов привезли моделей и платья Christian Dior для первого в СССР дефиле западного модного дома. Прогулки по Москве моделей в платьях французского модельера снимали фотографы американского журнала Life.
Первый десант "мягкой силы" в Кремле:
Американскому фотокорресонденту Говарду Сохуреку удалось очень ярко запечатлеть реакцию советских людей при виде западных моделей "от кутюр":
Но главным "ударом" идеологического противника стало открытие Американской промышленной выставки в Москве.
Гиды Американской национальной выставки перед куполом Бакминстера Фуллера. Москва, Сокольники, фотограф Howard Sochurek, 1959:
В качестве гидов работали (в том числе) американки русского происхождения. Одну из них запечатлел фотограф B. Anthony Stewart:
Советские граждане рассматривают американский автомобиль на выставке словно инопланетный корабль:
А вот и сам пепелац, эталон ракетно-плавникового стиля (павильон Шевроле. Раскин Л.А.):
Для американцев автомобили были не только средством передвижения, а сакральным символом "американской мечты", которые всем своим видом должны были воплощать исключительность США, их недосягаемую экономическую мощь и эстетическое лидерство. Не только в маркетинге, но и в Большой Политике красота - это страшная сила.
Хрущёв ещё не понимал, какую свинью ему подложили американцы своей выставкой и заходился в восторге, общаясь с не менее радостным Ричардом Никсоном (фотограф B. Anthony Stewart):
Казалось, что в тот момент американцы обхаживали Хрущёва так же, как будут обхаживать Горбачёва спустя 30 лет:
Но настоящего "романа" с Западом тогда не получилось, в переди был "Карибский кризис".
Порой непредсказуемый флюгер советской внешней политики превратил "кровавого фашистского палача" снова в "товарища Тито". Встреча двух старых друзей в 1959-м:
ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
В 1959 году в СССР продолжился стремительный прогресс в области высоких технологий, наиболее важными из которых были Космос, авиация, атом и большая гидроэнергетика.
Гордость советской гражданской авиации Ту-114 в Ле-Бурже, Париж, 1959:
Переделан из стратегического бомбардировщика, да.
Ивановская площадь. Вертолет-салон Ми-4С Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, 1959:
Новинки советского автопрома на выставке в Мехико, 1959:
Советская выставка была открыта 21 ноября 1959 г. первым заместителем Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояном, и действовала до 15 декабря 1959 г.
В 1959 г. начато производство ГАЗ-13 Чайка, продолжавшееся до 1979 г.
В этой машине особенно наглядно проявилось желание подражать американцам, но в том момент советский автопром уже перешёл с американских "лекал" на европейские. Хрущёв всё-таки был более склонен к экономии и утилитарности, чем к "понтам".
Первый отечественный микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 "Запорожец" изготовлен на Запорожском автомобильном заводе в 1959 году. Цинкин, РИА Новости:
В Италии этот автомобиль "посадил за руль нацию", а в СССР так и остался поводом для шуток.
Если по производству легковушек СССР тогда отставал от ведущих западных стран на порядок, то в автобусостроении он вырвался на лидирующие позиции.
Львовские автобусы на конвейере, 1959:
Большое внимание при Хрущёве уделяли развитию мототранспорта. Причём не только как средства личной мобильности, но и в народнохозяйственных целях.
На улицах советских городов всё чаще стали появляться грузовый мотороллеры, а вот советский моторикша так и остался аттракционом на ВДНХ, чай не Юго-Восточная Азия какая.
На выставке "Мотоциклы и мопеды", Николай Бобров, 1959:
Мотроллер "Вятка"-цистерна, 1959:
3 декабря 1959 года вступил в строй атомоход "Ленин":
Это был настоящий триумф советских технологий, почти всё в том судне было с приставкой "впервые".
А по Волге-матушке в том же 59-м ещё ходили колесные пароходы 19 века, доставшиеся в наследство от царских времён:
Символом эпохи наравне с Космосом и атомными ледоколами стали гигантские проекты в области гидроэнергетики, покорение великих сибирских рек.
Панорама строительства водосливной плотины Братской ГЭС, сентябрь 1959, Михаил Трахман:
Братск Строительство лесопромышленного комплекса Мороз -50 градусов, 1959:
Хотя оборонка, тяжелая промышленность и энергетика оставались абсолютными приоритетами для советской экономики, Хрущёв параллельно стремился формировать и развитие потребительского рынка.
Из-за низкой покупательной способности населения в то время практически весь ассортимент товаров находился в свободном доступе.
Воронежский завод «Электросигнал». Конвейер сборки телевизоров. А.Гостев, 1959:
Американские и другие зарубежные фотокорреспонденты с интересом изучали полки советских магазинов.
ГУМ, главная витрина советской торговли. B. Anthony Stewart, 1959:
Хорошо известный читателям Харрисон Форман (Harrison Forman) вообще создал "фотоэнциклопедию" из советских товаров 1959 г.
У нас был подробнейший обзор на эту тему в 13 частях, поэтому здесь мы покажем лишь пару сюжетов.
Кожгалантерея в Москве. Harrison Forman:
Конфеты на витрине в Москве. Harrison Forman:
Разумеется, эту "вещевую" тему не упускали и официальные советские фотографы.
"Новое платье" (С. Фридлян, А. Узлян), 1959:
В клуб на вечер. Московская обл., с. Кривцы. Борис Кузьмин, 1959:
В целом советская мода того времени (как и американская!) оставалась ещё довольно консервативной, что породило в СССР неформальное движение "стиляг".
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Именно с 1959 г. началось массовое индустриальное строительство типовых пятиэтажек, которые мы теперь знаем как "хрущёвки".
В том же году в нашей стране был снят первый большой цветной документальный фильм о градостроительной реформе - "Пора большого новоселья", кадры из которого мы приводили в нашем блоге 6 лет назад.
Здесь повторим лишь отдельные из них.
Типичная квартира "хрущёвки" без мебели:
Именно с такой квартирой связано много воспоминаний моего детства.
Надо сказать, что ничего "специфически советского" в строительстве "хрущёвок" не было, а было копирование опыта западных государств, которые с начала 1950-х застраивали свои города дешёвыми типовыми многоквартирниками от Лиссабона до Хельсинки.
В документальном фильме квартира в "хрущевке" обставлена стильной мебелью, которую словно прислали в прошлое из современного магазина ИКЕА:
Знаменитый совмещённый санузел, куда ещё надо было впихнуть стиральную машину:
В нашем блоге был подробный обзор кадров с интерьерами из этого фильма.
Застройка "хрущёвками" вела к обезличиванию и примитивизации городской среды, но по сравнению с 30-этажными гетто-муравейниками в современной РФ дворы конца 1950-х были образцом гуманизма и уютности.
По крайней мере, они не были похожи на автопарковки и не имели проблем с инсоляцией:
Теперь о таких дворах в мегаполисах РФ можно только мечтать.
Москва, улица Строителей, 1959 (фотограф J. Russell):
Несмотря на бурные темпы строительства, большинство населения СССР в 1959 г. жило в деревянных домах и преимущественно в частном секторе.
Новостибирск. Частный сектор в пойме реки Каменка. Anthony Stewart, 1959:
Слобода Коровники в Ярославле. Карл Миданс, 1959:
В те районы, куда не добралось массовое жилищное строительство, была словно "законсервирована" среда русского дореволюционного города.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Благодаря нашествию западных фотокорреспондентов в СССР в конце 1950-х, мы можем увидеть во всей яркости красок жизнь обычных советских людей того времени.
А она складывалась тогда из простых радостей и неуклонно налаживалась.
Автоматы с газировкой, B. Anthony Stewart, 1959:
Дизайн этих автоматов был ясно скопирован с американского, как и многое в СССР.
Потом наступит эпоха эстетической деградации и вместо этих округлых красавцев на улицах появятся убогие сервые шкафы.
Торговля ягодами на Даниловском колхозном рынке. B. Anthony Stewart, 1959:
Праздничный стол новосёлов из упомянтого выше документального фильма "Пора большого новоселья" (1959):
Повара одной из московских столовых готовят салаты. Михаил Кулешов, РИА «Новости», 1959:
Не забывали и про духовную пищу.
Уличная торговля книгами в Москве, Харрисон Форман, 1959:
Бренд "самая читающая нация в мире" надолго станет одним из главных советских символов.
60 лет назад 99% населения СССР даже не могли мечтать о путешествии за границу, но сам Союз был таким большим и разнообразным, что его и за всю жизнь не объедешь.
А свой "Шарм-аль-Шейх" с "Пхукетом" был в каждом городе, правда, только летом. У любого водоёма собирались тысячи людей.
Свердловск. Пляж на Верх-Исетском пруду. B. Anthony Stewart, 1959:
Пляжи Ярославля летом 1959 года, Howard Sochurek:
Любители более активного отдыха брали рюкзак с палаткой и отправлялись в поход.
Туристы в Святогорске (в то время посёлок Банное), 1959:
Зимой были свои радости и развлечения.
Где была горка, там и был свой "Куршавель".
Москва, ул. Кравченко. Carl Mydans, 1959:
Сейчас таких массовых катаний в городе уже не увидишь.
Жители подмосковного села Тропарёво. Декабрь 1959:
Всего через несколько месяцев они станут москвичами.
Кажется, в том году в СССР не случилось цветных фильмов эпохального масштаба, поэтому мы упомянем лишь одну картину.
В 1959 г. вышла мелодрама "Сверстницы". Там в эпизоде была первая кинороль Высоцкого (Петя, студент театрального училища):
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943-война/1943-жизнь, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →