visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира 80 лет назад. 1939 год

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1939 год. Хотя время весьма далёкое и цветная плёнка  тогда была ещё в новинку, материла набралось довольно много. Есть даже СССР.
Предвоенную Москву в цвете запечатлел американец Харрисон Форман.
Хорошо узнаваемый вид Театральной площади и Охотного ряда:

1939 Театральная площадь Harrison Forman2

Увы, за много десятилетий хранения некоторые цвета на плёнке необратимо деградировали, поэтому окраска трамвая из жёлто-синей превратилась в какую-то неопределённую, почти черно-белую. Оригинальный цвет остался только на журнальной репродукции 1939 года.
Сам трамвай там ходил, кажется, до 1953 г.
Обратите внимание, что люди переходят широкую улицу где попало: вековые привычки "совместного уличного пространства" ещё сильнее страха попасть под колёса автомобиля!



Парадный фасад новой социалистической Москвы

1939 Москва. Harrison Forman

Широченное асфальтовое поле, которое ещё не скоро заполнится достаточным количеством автомобилей. С годами улица приобретёт более человечный вид за счёт деревьев, но в 1939 году их нет ещё и в помине.
Особенно монументальный вид в обратную сторону, новые здания Госплана и гостиницы "Москва" подавили собой даже огромную тушу Исторического музея:

1939 Москва. Harrison Forman3

Весь легковой автопарк в кадре представлен чуть ли не единственной моделью

1937-39 Helsinki Aleksanterinkatu

Наверное, Хельсинки являются единственным городом мира, которые никогда не убирали трамвай с главного ("парадного") проспекта.
Ну и брусчатку закатывать под асфальт совсем не спешили:

1937-39 Helsinki Lasipalatsi

Обратите внимание на монументальный "сундук" финского парламента - ни дать, ни взять "сталинско-ампирный" обком в крупном советском городе!

Главная парадная улица довоенного Берлина, Унтер-ден-Линден (т.е. Подлипная), в 1939 г.:

1939 Berlin by Sobotta2

Наверное, Берлин в то время был главной мировой столице велосипедизма, несмотря на огромные размеры этого мегаполиса.

При этом как-то обходились без велодорожек:

1939 Berlin Radfahrer in der Karlstrasse heute Reinhardtstrasse2

Все берлинские такси имели фирменную оливково-зелёную расцветку:


1939 Berlin Pariser Platz and Brandenburger Tor by Sobotta

А берлинские даблдеккеры имели светло-кремовый окрас:

1939 Berlin Utner den Linden. View from Pariser Platz by Sobotta

Кстати, трамвай по Унтер-ден-Лиден не ходил никогда: кайзер категорически его запретил, чтобы рельсы не мешали маршировать всяким парадентруппен.

Автомобильной столицей Восточного полушария безусловно был Париж.
Такой вот рой кружился вокруг Триумфальной арки в последнее мирное лето:

1939 Paris in july. William Vandivert

Кликните картинку, чтобы рассмотреть эти машинки!

У Вандомской коллонны можно заметить такси в типичной для Парижа красно-черной ливрее:

1939 july Paris William Vandivert12a

Интересно, в каком году исчезла такая окраска?

Типичная уличная сцена для Лондона 1939 г. - красный даблдеккер, метро и велосипедисты, для полной картины не хватило только метрокэба:

1939 London Sept transport ST806 on route 33 outside the Odeon Richmond in Hill road

А ещё там были двухэтажные трамваи (которые исчезнут в 1952 г.):

1939 London

Кажется, единственный кадр в этом обзоре, где видно заборное ограждение тротуара: к концу 20 века такие заборы получат в мире массовое распространение для физического разделения пешеходного и транспортного потоков, но в довоенные времена эта порочная практика была ещё большой редкостью.

Стокгольм 1939-го выглядит довольно крутым мегаполисом с очень оживлённым движением и сильно развитым автобусным транспортом (площадь Norra Bantorget):

1939 Stockholm Norra Bantorget

Метро у них появится только в 1950-м.

На этом снимке в кадре оказались почти все типы стокгольмского транспорта, включая довольно значительное количество велосипедистов:

1939 Stockholm2


В идеале каждый исторический снимок в подобных обзорах должен сопровождаться сравнением с современным видом, чтобы оценить характер и масштабы изменений. Но тогда посты станут просто неподъёмными.
Поэтому мы даём такие сравнения лишь в отдельных случаях.

Вот например самая знаменитая торговая улица Старого города Вены Karntner Strasse в 1939 году:

1939 Wien Karntner Strasse, Wiener Staatsoper Opera and Stephansdom01

В 1974 г. её сделали пешеходной и теперь там почти не видно автомобилей, зато появилось метро:

1939 Wien Karntner Strasse, Wiener Staatsoper Opera and Stephansdom2

Знаментая Ратушная площадь в Таллине в 39-м выглядит почти неузнаваемой из-за домика важни:


1939 Tallin bus

Как и все исторические площади до конца 20 века, она была превращена в большую автопарковку:

1939 Tallin Ратушная площадь2

Авторбусы Scania на автостанции в предвоенном Таллине 1939 года:

1939 Tallin Scania

Одна из главных площадей Генуи в 1939-м также забита автомобилями:

1939 Genua

А вот римский автотраффик на всех снимках вплоть до середины 1950-х гг. выглядит довольно хилым. Не знаю, в чём там была причина. Может, в бедности римлян. Они и метро-то смогли осилить только в 1955 году.

Редкие автомобили и велосипедисты на фоне римского замка в 1939 году:

1939 Rome2

В 1939 году привычная городская жизнь Европы была нарушена начавшейся Второй Мировой войной.
В оккупированной немцами Варшаве к октябрю 39-го разрушения ещё незначительны, но характер уличного транспорта успел заметно измениться. Почти пропали автомобили, их отсутствие восполняют гужевой транспорт, велосипеды и даже велорикши:

1939 Warsaw October Aleje Jerozolimskie

Потом подобные велорикши появятся и в Париже, однако там всё-таки не решились вернуть на улицы лошадей, с которыми распрощались ещё в 1939 г. А может, их просто не оказалось под рукой в достаточном количестве.
Как и почти везде, "палочной-выручалочкой" военного времени оказались трамваи:

1939 Warsaw October2a

Перенесёмся из Европы в Западное полушарие.
В США начиналась эпоха автомобильных эстакад, которая дойдёт до других стран лишь через десятилетия.
Вид на Средний Манхэттен через Гудзон в 1939 г.:

1939 NY skyline of midtown Manhattan from the cliff-at-weehawken

В 1939 г. по Манхэттену ещё бегали трамваи:

1939 NY in-hd-color3

Весьма неожиданно видеть обилие там двухэтажного транспорта, который исчезнет вскоре после войны.
Как и 80 лет спустя, в 1939 году нью-йорские улицы невозможно было представить без желтого такси:

1939 NY in-hd-color5a

Разномастье автобусов на парковке Нью-Йорской выставки 1939 года:

1939 NY in-hd-color16f

Увы, это не фотографии, а скриншоты кинохроники, поэтому чёткость изображений оставляет желать лучшего.

Конечно, помимо даунтаунов Нью-Йорка и Чикаго была и одноэтажная Америка. К 1939 году она была уже вся тотально автомобилизирована, поэтому сцена парковки лошади в южном городке Эль-Пасо не могла не привлечь внимание фотографа (Luis Marden):

1939 A cowgirl puts a nickel in an El Paso parking meter to hitch her pony by Luis Marden

Интересно, а в российских райцентрах уже появились паркоматы?


К сожалению, весь (тогда ещё будущий) "Третий мир" оказался в 1939 г. на переферии цветных съёмок, но пара-тройка замечательных кадров у нас всё же найдётся.

Потрясающий вид Соборной площади в Боготе, заполненный по всем периметру автомобилями новейших марок (фотограф Luis Marden):

1939 Bogota Archbishopric Cathedral, Sacred Chapel and Palace by Luis Marden2

Наверное, в 1939 г. автопарк затерянной в дебрях Южной Америки Боготы в разы превосходил московский.
Ещё на снимке виде боготинский трамвай, который закрыли в 1951 г.
Сейчас вся эта площадь стала полностью пешеходной зоной, как и положено быть любой исторической площади.

В 1939 г. тот же Luis Marden сделал довольно большой обзор по Буэнос-Айресу, но он, к сожалению, пока не попал в Сеть в нормальном виде.
Могу предложить только один этюд, который слабо характеризует облик самого передового мегаполиса Латинской Америки тех лет (например, единственного, имевшего метро, причём аж с 1913 г.!)
Буэнос-Айрес был тогда гораздо круче Москвы даже в амбициозных "парадных" проектах - в 1937 г. там открыли первый участок Авениды 9 июля, которая была в разы шире улицы Горького и до сих пор остаётся самым широким проспектом в мире!
На этом этюдном снимке нет ни этого мегапроспекта, ни высоток, зато есть интересная деталь в виде зеркала для автомобилистов, которая до сих пор довольно редко встречается в уличной инфраструктуре:

1939 Buenos Aires by Luis Marden2

В зеркале, кстати, отражается гужевая повозка, вот уже действительно город контрастов!

Уличая сцена в Сингапуре 1939 г. (фотограф J. Baylor Roberts):

1939 Singapore Троллейбус 1926-1962  J. Baylor Roberts

Британский Сингапур стал, кажется, первым городом в мире, который отказался от трамвая. Это произошло ещё в 1927 г. Но перед этим там пустили троллейбус, который ходил по городу с 1926 по 1962 г. Как раз его мы видим в кадре.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

Tags: 1930-е, 20 век в цвете, urban evolution, История транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Парадное

    На параде 9 мая. Василий Малышев, РИА Новости, 1965 год: Парад на Красной площади 9 мая 1965 г. прошёл в День Победы, в 20-ю годовщину со дня…

  • Фотолетопись Москвы от Главархива

    Главархив Москвы поделился фотографиями из своих фондов. Конечно, эти несколько альбомов - сущие крохи, но что-то интересное там найти можно.…

  • "Шведская модель"

    Тема пандемии стремительно уходит из повестки: вслед за Китаем в большинстве стран Европы удалось взять ситуацию под контроль и в разы снизить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments