April 22nd, 2013

Ленин, жизнь в фотографиях

Сегодня 143-я  годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ульянова, который в 1917 г. стал известен всему миру под именем  "Николай Ленин" (уже после смерти настоящие имя и отчество соединились с конспиративной фамилией).
Отношение к этому деятелю у каждого из читателей сложилось своё, поэтому просто предлагаю небольшую ретроспективу его жизни в исторических фотографиях, многие из которых хорошо известны нам с раннего детства, другие подзабылись или вообще не публиковались до относительно недавнего времени. Половина снимков взята здесь, другие собраны по Интернету.

Володя Ульянов с сестрой Ольгой. 1874 г. Симбирск:

Кажется, тот самый Ильич с октябрятской звёздочки, "Когда был Ленин маленький с курчавой головой". У нас именно такой портрет висел в школьном кабинете 1-3 классов.

Collapse )

Когда была Бородинская битва? Путаница с русским историческим календарём

Вчерашний пост "450 лет русскому книгопечатанию" и его последующее обсуждение побудили меня обратиться к довольно серьёзной, как выяснилось, проблеме: путанице с русским историческим календарём. Эта неразбериха возникла в связи с тем, что разница между Юлианским календарём, которым Россия пользовалась до 1918 г., и Григорианским, на который она затем перешла по примеру большинства европейских стран, является величиной не постоянной. Каждое столетие разрыв увеличивается на один день, кроме дат, кратных 400-м. С 1582 по 1700 г. разница была в 10 дней, до 1800 - в 11, до 1900 - 12, в настоящее время она составляет 13 дней, с 2100 г. будет 14 дней.
После введения в России Григорианского календаря появилась традиция указывать для исторических событий двойную дату - по старому и по новому стилю. Всё бы ничего, но пересчёт дат стали проводить в некоторых случаях исходя из реалий после 1900 г., т.е. просто тупо прибавлять 13 дней, вместо положенных 12, 11, 10 (в зависимости от столетия).
Впервые я столкнулся с этой проблемой в прошлом году, когда вдруг выяснилось, что общепринятая дата рождения С.М.Прокудина-Горского 31 августа по новому стилю не соответствует действительности. Он родился 18 августа 1863 г., т.е. 30 августа по Григорианскому календарю. Ошибка пошла от родственников, которые неправильно указали дату на могильном камне. Тогда мне показалось, что это всего лишь курьёз и частный случай.
Однако сегодня выяснилось, что проблема гораздо серьёзнее и уже вышла на государственный уровень. Дошло до того, что Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" установил как один из дней воинской славы России "8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)".
При том, что каждый уважающий себя русский или французский школьник знает, что Бородинская битва произошла по новому стилю 7 сентября:

В преддверии недавнего юбилея Общественный совет по содействию Государственной комиссии
по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года популярно объяснил абсурдность датировки 8-м сентября и обратился к Государственной Думе с предложением подкорректировать закон. Инициативу не поддержали, а может, и просто не заметили.
Таким образом, создан опасный прецедент, когда все даты из русской истории до 1918 г. станут "плавающими" и будут периодически сдвигаться. О каких либо традициях и праздновании исторических дат синхронно с европейцами можно забыть, наши календари снова разошлись, как в море корабли.
Что касается выбитой на дореволюционном памятнике Ивану Фёдорову даты 19 апреля 1563 г., то здесь вообще не понятно, как пересчитывать, ведь тогда Григорианский календарь ещё не появился. Какой был день в Западной Европе?

Очень интересные снимки. Часть 13

Очередная порция занимательных фотографий.

Полностью функциональный Кадиллак, изготовленный для детей королевской семьи Сиама (ныне Таиланд) перед отправкой из Англии, 1913 г.:



Collapse )