?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

25 лет назад, в марте 1988 г. вышел фильм "Маленькая Вера" режиссёра Василия Пичулв, который стал одним из символов перестроечной эпохи. Дело не в том, что там впервые в советском кино была более-менее откровенно показана интимная сцена, а в том, что было открыто целое направление в кинематографе, получившее название "чернуха". Рухнувшие почти в одночасье цензурные барьеры подняли градус социального критицизма до предела. Было ощущение, что режиссёры (как и публицисты) стремились разом развенчать и деэстетизировать все грани советской жизни, показать крупным планом все её пороки и язвы. Собственно, после "Маленькой Веры" можно была заниматься только вариациями, потому что этот фильм уже достиг предела в обнажении мерзости советского (как тогда нам казалось) бытия.
В самом кратком виде суть картины такова. Это история любви в приморском городе, в которой нет ни капли красоты и романтики, а есть удушающая атмосфера социальной безысходности, потому что вокруг дымящая заводскими трубами индустриальная мерзость, изгаженная природа, опостылевший быт типовой квартирки, полная бездуховность, отсутствие социальных идеалов и перспектив, лицемерие общественного порядка, плюс извечный конфликт поколений.

У большинства зрителей фильма, коих в СССР 1988 г. было 55 миллионов, возникала естественная реакция "так жить нельзя!". Правда, многим уже тогда казалось, что черна не столько сама действительность, сколько авторский взгляд на неё. Одна дама выразилась по этому поводу так "фильм снят без любви к людям".
Но самый главный парадокс, на мой взгляд, состоит в том, что в фильме было показано уже не советское, а формирующееся в его недрах западное общество. Как вспоминал сам кинорежиссёр В. Пичул: «Когда я был в Канаде, ко мне подошли люди и стали говорить, что «Маленькая Вера» — это фильм про них. Я был поражён! Мне всегда казалось, что между жизнью в Советском Союзе и жизнью в Канаде такая же большая разница, как между небом и землёй».



Постер фильма:


Звёздный дуэт Натальи Негоды и Андрея Соколова:


Фильм снимали в Жданове (Мариуполе), хотя действие происходит на территории РСФСР:


Мимика героев фильма передаёт опостылость и безысходность их жизни:


Постельные сцены в фильме не были на самом деле уж такими откровенными.



Сейчас трудно представить эту картину без великолепной игры Натальи Негоды, трудно поверить, что первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова:


Наталья была награждена Премией киноакадемии «Ника» лучшей актрисе 1988 года и премиями на международных кинофестивалях: приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале 1988 года в Боготе, пеpвый пpиз лучшей актрисе на Международном кинофестивале 1989 года в Женеве:


Фильм получил кучу призов и его с удовольствием показывали на Западе, где тогда была повальная мода на "Перестойку":


А Наталья Негода стала первой советской гражданкой, которая появилась на обложке "Плейбоя" (1989):


В Википедии написано, что "после выхода фильма актриса стала секс-символом".

Интересно узнать, какие впечатления и мысли вызвал этот фильм у читателей.

Comments

uvazhaemyi_dk
Mar. 13th, 2013 07:28 am (UTC)
Вполне возможно. Например мой брат и восхищался достоверностью:
"Я же знаю этих людей! Я знаю в какой банке что лежит в их обшарпанном кухонном шкафу!"
Мне было 11-12 лет. И мне было фиолетово, что там в какой банке.
Сейчас мне 36, и я не помню в каких банках что было принято хранить. Я оцениваю фильм по драматической ситуации. Она мне представляется дурацкой и надуманной.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 07:46 am (UTC)
Вот как раз все эти банки с соленьями - это лишь детали, дополняющие картину жизни. А основное достоинство фильма в том, что в нем выхвачены и показаны основные моменты той "советской" жизни: живи как все, не высовывайся, пей, соли, ходи на демонстрации. Стабильное запрограммированное существование.
visualhistory
Mar. 13th, 2013 07:55 am (UTC)
Некоторым эта "запрограммированность" не мешала становится артистами, художниками, спортсменами, космонавтами, учёными с мировым именем.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 08:49 am (UTC)
Правильно, но ключевое слово в вашем комментарии "некоторым". А все остальные, которые не "некоторые" вынуждены были жить так, как партия указала. Хотя и "некоторые" жили так же, только в более комфортных условиях.

Edited at 2013-03-13 08:50 am (UTC)
visualhistory
Mar. 13th, 2013 03:34 pm (UTC)
А что с тех пор изменилось? Основная масса населения РФ стала жить ещё хуже и беспросветней, социальных лифтов сильно поубавилось.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 06:08 pm (UTC)
Насчет того, что сильно с тех пор ничего не изменилось - согласен. А вот насчет социальных лифтов - нет. Возможностей по продвижению вверх или вширь побольше будет.
visualhistory
Mar. 13th, 2013 06:27 pm (UTC)
Даже в коммерческих структурах все "тёплые места" сейчас по блату распределяют. Больше-меньше, это кому как повезёт.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 06:42 pm (UTC)
Если есть стартовый капитал можно запросто открыть свое дело. Такое раньше можно было сделать?
Если нет стартового капитала, можно продвинуться за счет своих знаний и мозгов. Сколько сейчас молодёжи, например, в IT-шной области вполне себе успешны.
visualhistory
Mar. 13th, 2013 06:46 pm (UTC)
Для предприимчивых людей перспектив, безусловно, стало больше. Но даже в США по статистике только 6% населения способны заниматься бизнесом. Больше 90% объективно не способны к этому по природе.
(no subject) - pechkin_postman - Mar. 13th, 2013 06:54 pm (UTC) - Expand
uvazhaemyi_dk
Mar. 13th, 2013 07:56 am (UTC)
Но ведь все "дикие" панки, весь рок-н-ролл, всякие Лехи из Костамукши - они ведь все из СССР. Сейчас-то их нет.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 08:48 am (UTC)
Во-первых, легко ли этим "диким" и всем тем, кто не любил строем ходить, жилось в советское время? Ой, как не легко. Вообщем-то, фильм и про это тоже.
Во-вторых, и в наше время этих "диких" много. Просто сейчас они не так заметны.
uvazhaemyi_dk
Mar. 13th, 2013 08:50 am (UTC)
Возможно. Но мне кажется, что в то время молодежь все-же была более... протестная, что-ли.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 08:51 am (UTC)
Вот уж не согласен. Пройдитесь по ЖЖ. Через журнал - революционер или бунтарь против чего-либо.
Да, и кстати, на Болотной и Сахарова, очень много было молодежи.

Edited at 2013-03-13 08:52 am (UTC)
uvazhaemyi_dk
Mar. 13th, 2013 09:09 am (UTC)
Я так не думаю. Просто в постиндустриальном обществе принято как бы находиться в оппозиции ко всему.
pechkin_postman
Mar. 13th, 2013 09:22 am (UTC)
И во времена СССР, и в наше время оппозиционеров(бунтарей) было и есть достаточно. Только в советское время идеологические гайки заворачивались по полной. А сейчас идеологии в государстве нет и пока что дают более-менее свободно высказываться, отсюда такое количество бунтарей на свободе.
Фильм "Маленькая Вера" и показал судьбу людей, попытавшихся выбраться из колеи.
(no subject) - uvazhaemyi_dk - Mar. 13th, 2013 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - pechkin_postman - Mar. 13th, 2013 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Mar. 13th, 2013 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pechkin_postman - Mar. 13th, 2013 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uvazhaemyi_dk - Mar. 14th, 2013 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - uvazhaemyi_dk - Mar. 14th, 2013 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - pechkin_postman - Mar. 14th, 2013 07:48 pm (UTC) - Expand

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner