?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера на счётчике блога после долгого перерыва добавился новый, 176-й флажок: ко мне в гости впервые заглянули из Туркменистана! Много позже, чем с островов Гернси или Бермуд, но всё же раньше, чем с острова Буве (см. мой пост).
Поэтому сегодня небольшой фоторепортаж о советской Туркмении. Красивые снимки из архива РИА Новости, найденные здесь.
Эти зарисовки наводят (вкупе с другой информацией) на мысль, что советские среднеазиатские республики развивались в последние десятилетия СССР довольно различными путями. Если в Казахстане и Киргизии преобладала "русификация", то в Туркмении усиливалась "коренизация", национальное начало. В 1990-е это вылилось вообще в своего рода "культурную контрреволюцию", кампанию по искоренению всего русско-советского (т.е. европейского), включая запрет балета и изменение названий месяцев.

Туркменские студентки 1970 г., фото Станислава Корытникова:

Высокое разрешение
Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразной?



Племенной жеребец ахалтекинской породы по кличке Сердар, выращенный на Ашхабадском конном заводе "Комсомол", 1970 г., фото Станислава Корытникова:

Высокое разрешение

Семья народного умельца Р. Махметниязова, Марыйская область, 1987 г., фото Станислава Корытникова:

Высокое разрешение

Механизированная уборка тонковолокнистого хлопка Совхоз "Ленинизм елы" Гяурского района, 1980 г., фото Станислава Корытникова:


Древний Мерв, мавзолей Санджара до "евроремонта", 1970 г., фото Станислава Корытникова:


Здание управления Каракумстрой в Ашхабаде, 1971 г., ото Станислава Корытникова:

Высокое разрешение

Здание Дома политического просвещения, в котором проходила церемония открытия XII Всесоюзного кинофестиваля Туркменская ССР 1979 г., Виктор Чернов:

Высокое разрешение

Елена Проклова, участница XII Всесоюзного кинофестиваля на туркменском рынке 1979 г., Виктор Чернов:

Высокое разрешение

По вышеуказанной ссылке есть и другие интересные фото.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
elesika73
Mar. 18th, 2013 06:51 am (UTC)
Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразной?
Знаете, на юге во все времена все было яркое, пестрое! это дело южного темперамента и отсюда вкусовых традиционных пристрастий. А вот в Вологодской области как было серенько, так почти ничего не изменилось...
visualhistory
Mar. 18th, 2013 06:55 am (UTC)
Re: Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразно
Получается, что дело не в советском строе?
elesika73
Mar. 18th, 2013 07:03 am (UTC)
Re: Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразно
думаю, нет.Скорее в ментальности. А если страна вошла в сферу глобализации, тогда люди, конечно, подвержены массовой моде ( как и массовой культуре в этом секторе глобализации), и вкусы меняются, как и ментальность, -хотя ментальность не так быстро.
visualhistory
Mar. 18th, 2013 07:11 am (UTC)
Re: Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразно
Но для многообразия глобализация как раз представляет опасность, поскольку "подминает" национальные культурные различия, навязывает единые стандарты во всём.
elesika73
Mar. 18th, 2013 07:41 am (UTC)
Re: Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразно
Так и я об этом!
fanfo
Jan. 2nd, 2017 03:26 pm (UTC)
Re: Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразно
с какого хера на северах все серенькое?

Эти чурбаны за счет людей с севера и жили. Им и дороги и больницы строили, но время все на свои места поставило.
spupper
Mar. 18th, 2013 07:08 am (UTC)
Когда служил в армии, в 89-м, на учебный пункт привезли туркменов-новобранцев. Вот таких экзотических, прям в халатах, в обмотках каких-то, как они там у себя ходят в глубинке. Русского никто не знает. Не удивился бы, что многие вообще русских людей впервые увидели вживую. В то же время были у нас и узбеки, и таджики - вполне цивилизованные. Диковаты, конечно, но вменяемые. Казахи - вообще свои, даже не землячились почти.
visualhistory
Mar. 18th, 2013 07:14 am (UTC)
Да, "ассимилированные" казахи до сих пор говорят по-русски без акцента, для них он стал (вторым) родным.
victor_koldun
Mar. 18th, 2013 07:20 am (UTC)
Кто сказал, что жизнь в СССР была серой и однообразной?

---

Тот, кто там жил.
paukrus
Mar. 18th, 2013 08:33 am (UTC)
Несоветская одежда у них... Да.
visualhistory
Mar. 18th, 2013 08:41 am (UTC)
Почему же не советская? Как известно, культура народов СССР должна была быть социалистической по содержанию, но национальной по форме. Поэтому советская политика всегда была направлено на то, чтобы подчеркнуть внешние проявления национальной самобытности: в одежде, архитектуре, изобразительном искусстве и т.д.

Edited at 2013-03-18 08:41 am (UTC)
paukrus
Mar. 18th, 2013 08:52 am (UTC)
Много русских или украинцев ходили в одежде с национальными самобытными чертами? Единицы... Концерты не в счёт. Девушки в кокошниках с хлебом-солью, встречающие иностранцев, тоже не засчитываются.
visualhistory
Mar. 18th, 2013 08:56 am (UTC)
Да, на русских принципы национальной политики СССР фактически не распространялись. Очевидно, считалось, что русская культура и так великая, чего её выпячивать...
proseka199
Mar. 18th, 2013 05:49 pm (UTC)
Дело не в СССР.
К началу 20 в. (перед революцией) русские деревенские и слободские парни и даже мужчины средних лет практически перестали носить "русское", переняв, по сути, европейский костюм (в основе своей) - "спинжаки" и брюки, так сказать.
У девушек и женщин тех же поколений традиционное сохранялось дольше - потому что они были меньше вовлечены в "общественность".

А вот украинцы, кстати, нередко носили вышиванку - даже при "цивильном" костюме.
proseka199
Mar. 18th, 2013 05:55 pm (UTC)
Вспомните - когда некоторые славянофилы...
>Много русских или украинцев ходили в одежде с национальными самобытными чертами? Единицы...

... стали ходить при Николае Первом в "русском костюме", то за ними был установлен полицейский надзор. Не только поэтому, но и поэтому - тоже.

Грибоедов был привлечен по делу декабристов - там ему и "русское платье" припомнили: "Русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и мундиров, а вместе с этим полагал я, что оно бы снова сблизило нас с простотою отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных".

В общем, тех, кто у нас желает возрождения и сохранения национальных традиций в одежде, языке... есть кому хватать за руки. И со стороны власти, и со стороны "интелей" ("квасной патриотизм").
sergiblanes
Mar. 18th, 2013 09:58 pm (UTC)
В селах очень даже ходили. В начале 70-х годов я впервые приехал на Украину в Черкасскую область к бабушке. Хлопцы многие носили вышиванки.
mannaz_russia
Mar. 18th, 2013 08:51 am (UTC)
Лошадки и базар не изменились :)
visualhistory
Mar. 18th, 2013 08:52 am (UTC)
А дэвушки?
mannaz_russia
Mar. 18th, 2013 09:02 am (UTC)
Тут по-разному ) особенно городские
townplanner
Mar. 18th, 2013 01:32 pm (UTC)
Ашхабад: модернистская архитектура
Здания управления Каракумстрой и Дома Политпросвещения построены по проектам Абдуллы Ахмедова (1929-2007), главного архитектора Ашахабада (1961-1986), одной из крупнейших фигур советского модернизма. Монументальные скульптурные рельефы выполнены известными скульпторами Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом. Жаль, что в подборке нет фотографий Туркменской государственной библиотеки, которая может считаться вершиной творчества Ахмедова.
visualhistory
Mar. 18th, 2013 01:48 pm (UTC)
Re: Ашхабад: модернистская архитектура
По Ашхабаду ещё будет два или три больших поста.
townplanner
Mar. 18th, 2013 01:50 pm (UTC)
Re: Ашхабад: модернистская архитектура
Ждём с нетерпением!
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner