visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира в 1980 году. Какими они были 40 лет назад

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1980 год.
40 лет ‒ большой срок и многие города теперь просто не узнать!

40 лет назад задыхающийся ныне от избытка автомобилей Пекин выглядел как мечта современного урбаниста ‒ даже на главной магистрали только велосипеды и общественный транспорт:

1980 Beijing3

Но эпоха безраздельного господства велосипедов, увы, уже шла к своему закату ‒ на проспекте Чаньаньцзе в районе площади Тяньаньмэнь мы видим первый опыт разделения велосипедного и автотранспортного потоков:


1980 Beijing1

Я очень люблю рассматривать фотографии улиц старого Пекина ‒ такая причудливая смесь СССР, Бангладеш и Японии:

1980 Beijing traffic

Однако нас ждут другие города, много городов!

Знаменитая набережная Бунд в Шанхае 40 лет назад,  с минимальным траффиком и пешеходами, снующими где попало:

1980 Shanghai Bund Bruno Barbey1

За 40 лет она прошла серию метаморфоз от взрывного роста автотрафика до создания широкой пешеходной зоны. Историческая набережная ‒ слишком ценный ресурс, чтобы выкидывать его под колёса автомобилям!

2018 Bund

Пхеньянский траффик 1980 года можно оценить только по постановочному официальному фото, но и оно довольно интересно.
Две черных "Волги", местный клон "козлика" ГАЗ-69, местный клон (вроде бы) чешского троллейбуса, плюс несколько дежурных западных иномарок, которые специально вставляли в каждый кадр для "оживления пейзажа":

1980 Pyongyang

Сегодня в такой показухе уже нет надобности: в Пхеньяне полно автомобилей, скоро встанет в глухих пробках.

Посмотрите, как прекрасен Ханой 1980 года! А старенькому колониальному трамвайчику оставалось ходить ещё ровно 10 лет:

1980 Hanoi1

В Гонконге хватило ума сохранить старый двухэтажный трамвай, который теперь является туристической визиткой города.
Поэтому кадры 40-летней давности не выглядят столь далёкими от современности:

1980 Hong Kong trams and trailer Central

Наверное, Гонконг стал первым городом за пределами Японии, который пошёл по пути "токиезации", то есть нагромождения многоярусной транспортной инфраструктуры, ломающей привычное пространство улиц:

1980 Hong Kong Kwun Tong MTR station and KMB bus

Потом по этому пути пойдёт весь "Третий мир", включая Москву, но 40 лет назад это было ещё довольно редким явлением.

В Тайбэе 1980-го вторым уровнем пускали только пешеходов:

1980 Taibei2

Машин ещё мало, но уже чётко расставлены приоритеты "кто на улице главный".

Вообще, этот фотоматериал наглядно показывает, что агрессивная экспансия автотранспорта в городе началась задолго до появления массового частного автовладения, а в какой-то степени она его сама и спровоцировала.
В Куала-Лумпуре 1980 года народ жил небогато, частных машин было мало, но траффик уже лютый ‒ пешеходов загнали на узенькие тротуарчики, а чтобы никто не посмел вторгнутся в асфальтовое царство автомобилей, понастроили разделительных заборов. Конечно, в таком дискомфортной городской среде каждый начнёт задумываться о своём личном авто!

1980 Kuala

Сеул находился в самом начале массовой автомобилизации, на дорогах ещё господствовал общественный и развозной транспорт:

1980 Seoul

Сингапур на изломе эпох ‒ из "бананово-лимонного" превращается в город небоскрёбов, со всеми вытекающими проблемами. Наверное, они одними из первых в "Третьем мир" (да и вообще в мире) ввели выделенные полосы для автобусов:

1980 Singapore

А вот Рангун не торопился меняться ‒ в  1962 году военная хунта объявила курс на построение бирманского социализма и закрыла страну для иностранных инвестиций. После этого вид уличного траффика там не менялся аж до начала 1990-х!

1980 Rangoon2

Теперь там такой милоты не осталось, а всё как везде в "Третьем мире".

Несмотря на переполненные маршрутки-пикапы, колониальный Рангун выглядел почти по-европейски.

Чтобы погрузиться в настоящую восточную экзотику, надо отправиться в Калькутту 1980 года!

1980 Calcutta 8 Rabindra Sarani

Этот город (как и любой другой в Индии) словно выпал из времени.
Индийский капитализм клепал одну марку авто модели 1955 года десятилетиями, поэтому Калькутту 1980 года едва ли можно отличить от Калькутты 1970 или 1960 года:

1980 Calcutta by John Spies

Хотя местами она отделённо напоминала и социалистическую Гавану 1990-х:

1980 Calcutta Chittaranjan Av

Конечно, "Третий мир" ‒ это очень условное собирательное понятие, поскольку он состоит из совершенно разных цивилизаций.

Давайте кинем ещё один взгляд на мрачно-прекрасную Калькутту 80-го и будем двигаться дальше:

1980 Calcutta 132 Lal Bazar

"Атака клонов" в Бомбее:

1980 Bombey Victoria terminal by Bruno Barbey

Теперь индийский автотраффик уже не всегда отличишь от любого другого в мире, но 40 лет назад мир дышал разнообразием!

Наверное, ничего в мире больше нет так много народу на улицах городов, как в Южной Азии!
Ещё  один Бомбей 80-го:

1980 Bombey by Bruno Barbey

Даже в суперперенаселенном Каире на улицах нет таких толп.
Зато там уже в 1980-м были жуткие пробки:

1980 Cairo y Francois LE DIASCORN

Причём частники явно преобладают над таксистами, а коллективного траспорта вообще почти незаметно! Откуда в нищей стране, как был Египет 40 лет назад, взялось столько частны автомобилей?

На снимках "Третьего мира" 40-летней давности почти у любой страны оказывается своё неповторимое "транспортное лицо", причём иногда весьма неожиданное и не всегда толком объяснимое.
Вот, например, почему у Турции 1980 года автопарк выглядит таким старым, гораздо старше, чем в Каире, например?
На всех снимка Стамбула 1970-х и даже 1980-х  куча американских авто из 1950-х, которые к тому времени можно было встретить разве что на Кубе!

"Город контрастов" в 1980 году:

1980 Istanbul Eminonu

А вот у Багдада была своя "фишка" - причудливая смесь западного и советского автопрома:

1980 Baghdad

В этот раз в нашем обзоре почти не будет кадров из Латинской Америки.

Покажем лишь Сан-Паулу, который можно назвать "латиноамериканским Нью-Йорком" или "латиноамериканским Чикаго". Здесь он действительно чем-то напоминает указанные мегаполисы, но сразу бросается отличие в виде обилия автобусов и "жуков", которые Бразилия выпускала по немецкой лицензии (на минуточку, модель 1938 года!!!):

1980 Sao Paulo Avenida 9 de Julho

А вот и сам Нью-Йорк 1980 года, легко узнаваемый по желтым такси ретро-стиля:

1980 NY 68th and Broadway, facing Northeast, Photo by Ed Sijmons1

Этот город уже прошёл зенит своего развития и к 1980-му в нём уже ощущились признаки дряхления и деградации.
На углу Джэксон-авеню и 11-й улицы:

1980 NY 1980 Jackson Avenue at Eleventh Street

В апреле 1980-го Нью-Йорк из-за забастовки на целых две недели остался без общественного транспорта и тогда некоторые из жителей сделали удивительное открытие ‒ велосипед это не детская игрушка, а средство передвижения! Жаль, что для него тогда не было никакой инфраструктуры.

1980 NY Pedestrians, bicyclists and motorists congest the Brooklyn Bridge in New York during the height of the transit strike, April 1980, which left the city with no bus or subway service for two weeks

Чтобы представить себе "среднестатистическую" улицу крупного американского города 40 лет назад, мы обратися к другому примеру.

Автомобильное движение в Сиэтле при выезде в сторону Аляски, 1980:

1980 Seattle Автомобильное движение в Сиэтле при выезде в сторону Аляски

Не спутаешь ни с Европой, ни с Азией! Эра классических американских авто, "громоздких как танки" была тогда ещё далека от завершения!

Теперь уже отправимся в Европу и начнём с соцстран (которые в ней тогда были!).

Тирана 1980-го ‒ европейский Пхеньян, только вообще без легковых автомобилей:

1980 Tirana

Частное автовладение было запрещено.

Социалистический Берлин, то место, где был Старый город:

1980 Berlin2

Это был один из самых радикальных и бескомпромиссных урбанистических проектов. Только бетон, только асфальт, и такие масштабы, чтобы человек почувствовал себя муравьишкой!
Фактически, тот же Пхеньян, только с реальными автомобилями.
Главный проспект Восточного Берлина ‒ Карл-Маркс-аллее в 1980 году:

1980 Berlin Берлин Карл-Маркс-аллее2

Разумеется, превратить весь социалистический Берлин в бетонно-панельное лего не успели и в нём осталось что-то берлинское:

1980 Berlin

Столица Чехословакии Прага, к счастью, избежала разрушений и у архитекторов-авангардистов не было шанс приделать ей "новое социалистическое лицо".
Прага в 1980 году:

1980 Prague

Самые лучше на свете улицы ‒ это те, на которых нет места любому транспорту:

1980 Prague3

Рим 40 лет назад ‒ царство мопедов:

1980-81 Rome Via Sistina

Не факт, что кадр чисто постановочный, но вообще в Риме надо было сильно постараться, чтобы найти улочку без вездесущих автомобилей!

1980 год - тёмное время для трамваев, что хорошо видно по данному обзору.
Но были города, которые не поддались шизофреническим лозунгам "уберите рельсы и город поедет!".
Прекрасная Вена, которая сохранила интенсивное трамвайное движение в центре и не правратилась в одну сплошную автопробку:

1980 Vienna

А вот афинский трамвай весь выпилили к 1977 году и получили в 1980 году почти каирский траффик:

1980 Athens

Увы, не поехал город и в 2004 году греки вернули трамвай в столицу.

Да, в Европе был (и есть!) свой "Третий мир".

В детстве мне почему-то очень нравилось это фото Лиссабона 1980 года:

1980 Lisboa

Теперь оно даёт богатую пищу для размышления. В самой бедной европейской капстране все тротуары в историческом центре запаркованы автомобилями. И тут же выстроилась здоровенная очередь к одинокому автобусу. Интересный феномен, не правда ли?

На этом наш обзор завершается. Буду рад любым содержательным комментариям.


Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

Tags: 1980-е, urban evolution, Авто-мото, История транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments