visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1940 год.
Конечно, война уже начала откладывать свой отпечаток на жизнь многих городов, но нас этот исторический момент интересует именно с урбанистической точки зрения.
К сожалению, почти весь обзор будет представлен городами "европейского" типа, что не даёт достаточной контрастности для сравнений.

Долго не мог решить, с какого снимка начать, в итоге выбрал тот, который имеет авторский комментарий.
Согласно подписи, Дания с одним велосипедом на три жителя в 1940 г. лидировал в мире по этому показателю, соперничая с Нидерландами и Японией.
В Копенгагене велосипедный траффик превышал вчетверо весь остальной транспорт вместе взятый!

1940 Copenhagen's Old Bourse
Обратите внимание, что велосипедисты вполне нормально соседствовали на проезжей части с автомобилями без всяких выделенных велодорожек!
Эта заглавная фотография является хорошим образцом для сравнения со всеми нижеследующими примерами.

Военный Лондон тревожного лета 1940 года, с аэростатами в небе.
Бензин становится дефицитным ресурсом, но велосипедистов на многочисленных изученных мною снимках почти не видно. Возможно причиной были слишком большие размеры города или слишком хорошо развитая система метро и наземного общественного транспорта, но без массового велосипедизма лондонцы как-то обходились.

1940 Big Ben and the Houses of Parliament in London with barrage balloons in the background, seen from Westminster Bridge

На улицах вообще немноголюдно, возможно, из-за эвакуации значительной части населения в деревню.
Но на любом снимке в кадре обязательно будет красный даблдеккер - автобус или трамвай.

Сцена у Банка Англии, 1940:

1940 London

Снова вернёмся в Скандинавию.
В Осло велосипед был весьма популярен, путь и не настолько, как в Копенгагене.
На самой известной улице норвежской столицы (Karl Johan gata), выходящей к Королевскому дворцу, весной 1940 года было тревожное настроение - чужие в городе:

1940 Oslo4

Сегодня на этой улице околонулевой траффик, а по выходным и праздникам она вообще становится пешеходной.

2015 Oslo karl_johansgate

Кстати, очень странно, что норвежцы не понимают, насколько уродливо смотрятся такие высотные фонарные столбы на исторической улице!

Вообще, вся Скандинавия с её мягким климатом является исторически ареалом популярности городского велосипедизма.
Посмотрите, как в Стокгольме 1940 г. велосипедисты на равных делят проезжую часть с весьма интенсивным потоком автотранспорта:

1940c Stockholm Tegelbacken

Вечерние огни Стокгольма 1940 г., этот вид вполне бы мог сойти из за 1970-е:

1940 Stockholm by night


Типичный берлинский траффик в марте 1940 года:

1940 Berlin traffic on the Ost-West-Achse (until 1935 Charlottenburger Chaussee)

Немного странно, что на фото одновременно присутствуют работающий светофор и регулировщик (если это он).

Вся межвоенная берлинская архитектура в стиле конструктивизма выглядит серой и унылой (Deutschlandhaus и Europahaus), 1940:

1940 Berlin Europahaus (r) and Deutschlandhaus (l) buildings on Askanischer Platz by Sobotta

Ещё дико выглядят на ультрасовременной (по тем временам) площади главного мегаполиса Германии эти сельские столбы с проводами!

В 1940 году на каждом первом городском снимке мы видим трамваи, которые к тому времени большинстве городов мира достигли пика своего развития.

Augustusplatz в Лейпциге, 1940:

1940 Leipzig Augustusplatz, Nordostseite

В нашу эпоху трамвай во многих странах переживает "триумфальное возвращение", становясь символом современного грамотного урбанизма. И только дикари продолжают гробить этот незаменимый вид транспорта.

Та же площадь Лейпцига в 2010е годы:

1940 Leipzig Augustusplatz, Nordostseite2010s

Конечно, с этой плиточной пустыней ещё предстоит поработать, чтобы "вдохнуть в неё жизнь".

Ещё один уголок Лейпцига в 1940 году:

1940 Leipzig Troendlinring

И в наши дни:

1940 Leipzig Troendlinring2010s

Велосипедисты на тротуарах смотрятся, конечно, дико, когда рядом есть свободная проезжая часть.

Конечно, формат фотосравнений является гораздо более познавательным, чем простое разглядывание старых снимков.

Улица  Raadhuisstraat в Амстердаме в мае 1940 года:

1940 may Raadhuisstraat in Amsterdam Hustinx

В наши дни:

1940 may Raadhuisstraat in Amsterdam Hustinx2

Вечером велосипедистов немного, зато в кадр попал велорикша - очень перспективный вид "туристического" транспорта для исторических центров городов.

А вот в огромном мегаполисе Гамбурга в 1940 году находилось место для гужевого транспорта, старых добрых ломовых лошадок:

1940_Hamburg1a

Помнится, и в довоенном Берлине ломовой извоз был распространён, даром что "страна моторов"!

Разноцветные берлинские автобусы у громадины Городского замка (взорван в 1950 г., отстроен заново в бетоне только что), 1940:

1940c Berlin Stadtschloss Spreeseite

В Будапеште 1940 г. велосипедов почти не видать:

1940c Budapest

Зато по количеству трамваев этот город был всегда едва ли не первым в Европе!

Главный "хаб" трамваев был на Московской площади (или как она тогда называлась), 1940:

1940 budapest-i-kerulet-szell-kalman-moszkva-ter1

В центре Данцига в 1940-м полно автомобилей (сейчас там пешеходная зона):

1940c Danzig1

Сейчас вся Длуга это пешеходная улица, а тогда там была большая парковка:

Danzig5a

Чувствуется, что людям очень тесно на тротуарах:

1940c Danzig

В Варшаве в первый год оккупации на улицах заметно увеличилось количество велосипедистов, появились даже велорикши, хотя трамвай продолжал исправно работать, 1940:

1940 Warsaw

Руины от недавних налётов Люфтваффе уже наложили неизгладимый отпечаток на всю атмосферу городской жизни:

1940 Warsaw2

К сожалению, цветных снимков городов СССР 1940 г. пока не найдено.

Есть только кадр с Исаакиевской площадью Ленинграда из цветной кинохронике, на котором можно увидеть элегантный автобус ЗИС-16:

1941 farbfim2

Пора покинуть Европу и посмотреть другие части Света, хотя в этот раз данная часть обзора получится совсем краткой.

В Нью-Йорке в 1940 г. ещё ходили двухэтажные автобусы, которые эксплуатировала Fifth Avenue Coach Company:

1940c  NY Fifth Avenue Coach Company

Кажется, они исчезли где-то к 1946 г.

Траффик в Балтиморе, штат Мэриленд, 1940:

1940 Baltimore Maryland1

Велосипед в Америке 1940-х считался исключительно детской игрушкой, но никак не средством передвижения.

Азия у нас будет представлена только Манилой, "городом трёх культур", который запечатлел в 1940 г. хорошо известный ныне фотограф Харрисон Форман.

Это деловой район Бинондо, наполненный коммерческой рекламой и новенькими американскими автомобилями, в т.ч. жёлтыми такси на манер нью-йоркских:

1940 Manila by H. Forman. Movie is Private Affairs with Nancy Kelley, released in 1940a

В перспективе улицы маячит испанское колониальное наследие в виде мрачноватых барочных соборов:

1940с Manila Escolta by HF

Через год-полтора этот процветающий квартал, как и вся Манила, будет гореть огнём под японскими бомбами. Но это уже другая история.

Конечно, трудно себе представить Манилу без "джипни", но до войны особый местный колорит обеспечивали двуколки, которые явно доминировали на рынке частного извоза:

1940 Manila by Harrison Forman1

На послевоенных снимков этот вид транспорта встречается уже совсем редко, скорее, как аттракцион для туристов.

Другие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

Tags: 1940-е, 20 век в цвете, agfacolor, kodachrome, urban evolution, Велосипеды, История транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дипловоз

    Российским дипломатам пришлось на дрезине преодолеть часть пути на родину из КНДР в условиях закрытых из-за пандемии коронавируса границ и…

  • Студенты Академии на практике в Тутаево (!), Алексей Гостев, 1953 г.

    Больше двух лет у нас не было снимков из архива "Огонька" с сайта ИД "Коммерсантъ", поскольку там их практически перестали…

  • Верните мне прошлогодний февраль!

    Москву засыпало снегом что твою Камчатку! Дэвушки платят дворникам по 500 рублей, чтобы те откопали их машинку во дворе. Таксисты взвинтили цены…

  • Обыкновенный фашизм

    Наверное, при словах "фашистская диктатура" большинство читателей представит себе танки на улицах, приостановленную конституцию,…

  • РФ сегодня

    Надо стараться быть объективным. Сегодня у жителей РФ есть возможность получить подробную информацию о текущих событиях со всех точек зрения. Хочешь,…

  • Нулевой цикл

    Поскольку тему загадочного дворца теперь мусолят на центральных каналах российского ТВ, её уже трудно обойти вниманием. Выпустили сразу два…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Дипловоз

    Российским дипломатам пришлось на дрезине преодолеть часть пути на родину из КНДР в условиях закрытых из-за пандемии коронавируса границ и…

  • Студенты Академии на практике в Тутаево (!), Алексей Гостев, 1953 г.

    Больше двух лет у нас не было снимков из архива "Огонька" с сайта ИД "Коммерсантъ", поскольку там их практически перестали…

  • Верните мне прошлогодний февраль!

    Москву засыпало снегом что твою Камчатку! Дэвушки платят дворникам по 500 рублей, чтобы те откопали их машинку во дворе. Таксисты взвинтили цены…

  • Обыкновенный фашизм

    Наверное, при словах "фашистская диктатура" большинство читателей представит себе танки на улицах, приостановленную конституцию,…

  • РФ сегодня

    Надо стараться быть объективным. Сегодня у жителей РФ есть возможность получить подробную информацию о текущих событиях со всех точек зрения. Хочешь,…

  • Нулевой цикл

    Поскольку тему загадочного дворца теперь мусолят на центральных каналах российского ТВ, её уже трудно обойти вниманием. Выпустили сразу два…