visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы мира 70 лет назад. 1951 год

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1951 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 70 лет назад. Цветного фотоматериала оказалось довольно много, поэтому из сотен снимков пришлось отбирать только самое интересное.

Белград, площадь Теразие, которую венчает 13-этажный довоенный "облакодер" Палата Албанија, фотограф Volkmar Wentzel, 1951:

1951 Belgrade Volkmar Wentzel2

Несмотря присутствие слова "площадь" в названии, это скорее парадная улица, местный "Бродвей".
На этом снимке всё так мило и прекрасно! Особенно красный троллейбус, который появился в Белграде в 1947 году.
А вот метро без советской помощи они так и не потянули (его там до сих пор нет).

Тот же вид спустя почти 60 лет (2009):



Белграду довольно повезло - он прошёл через лихолетье Второй мировой без значительных разрушений.
А вот Берлин был разрушен более чем на 90%. Несмотря на это, спустя 6 лет после окончания войны жизнь на его улицах уже кипела вовсю!

Берлин во время III Всемирного фестиваля молодежи и студентов (фотограф В. Микоша), 1951:

1951 Берлин во время III Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Микоша1

Знаменитая парадная улица Унтер-ден-Линден:

1951 Берлин во время III Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Унтер-ден-Линден. Микоша

За Бранденбургскими воротами начинался уже другой мир, пока ещё не отделенный стеной.

Теперь это просто ещё одна пешеходная зона:

pariser-platz

Многочисленные инсталляции на главных улицах Восточного сектора ежеминутно напоминали, кто теперь "хозяин в городе".

1951 Берлин. На улицах города1

Драматический театр «Берлинер ансамбль» («Театр на Шиффбауэрдамм») и театр-ревю «Фридрихштадтпаласт»:

1951 Berlin. Драматический театр «Берлинер ансамбль» («Театр на Шиффбауэрдамм») и театр-ревю «Фридрихштадтпаласт»

Интересная "сборная солянка" из автобусов, а на переднем плане вообще раритет - автобус с пассажирским прицепом!

Помимо Берлина, Микоша в том же году запечатлел и Бухарест.
"Париж Балкан" также избежал серьёзных разрушений и сиял своим предвоенным великолепием.
Только автопарк радикально изменился: все старые машины куда-то испарились, а их место заняли новинки советского автопрома:

1951 Bucharest. Микоша. Румынский атенеум - концертный зал

Потом курс страны резко изменится и продукция советского автопрома на улицах Бухареста станет редкостью, уступив место лицензионным западным иномаркам.

А в Москве 1951-й стал последним годом довоенного автопарка - на улицах было полно черных "эмок" и ЗИС-101, трофейных "немцев" и лендлизовских "амириканцев". На этом фото С.Фридлянда с видом Васильевского спуска "засветился" армейский внедорожник "Додж".

1951 Васильевский спуск. Фридлянд

Потом был издан очередной административный приказ о запрете в Москве устаревших марок, и уже в 1952 г. на улицах столицы было уже довольно трудно отыскать среди легковушек что-то кроме "Побед" и "Москвичей". В отличие от довоенных марок, их красили в любые цвета кроме черного!
А вот такие "экскурсионные грузовики" как на фото, будут приметой советских городских улиц до конца 1950-х, как напоминание о суровом спартанском времени.

До концах 1950-х грузовики цвета "хаки" будут основой уличного траффика в любом советском городе, так что это фото Микоши 1951 года определит тренд на последующее десятилетие:

1951 Строительство высоток. В. Микоша3

Пока советский послевоенный автопром восстанавливал массовое производство автобусов, основой общественного транспорта в любом крупном городе СССР оставался трамвай, но ему на "пятки" уже наступал сильный конкурент - троллейбус.
Вот характерная картина транспортного потока в центре Киева (площадь Сталина) в 1951 году:

1951 Киев. Площадь Сталина

Перенесёмся теперь на просторы Азии.

Пекин, знаменитые ворота Запретного города на площади Тяньаньмэнь, 1951:

1951 Beijing Tiananmen

Хотя в кадре присутствуют трамвайные рельсы и провода, специфический транспорт на ближнем плане вполне отражает атмосферу Пекина первых послевоенных лет. Впереди были большие перемены.

Сеул, центральная улица Сечжон-даэро, ведущая к городской ратуше, 1951:

1951 Seoul City Hall1

Вид города после того, как через него 4 раза за несколько месяцев прокатилась линия фронта.
Старый Сеул стерли с лица земли вовсе не ковровые бомбардировки, а послевоенный redevelopment. Теперь о прошлом напоминает только одно здание ратуши:

1951 Seoul City Hall1 Plaza2

Но возвратимся в Сеул 1951-го. Очевидно, беженцы ещё не вернулись и весь уличный траффик представлен американскими армейскими грузовиками и джипами:

1951c Seoul_Square

У Токио война была уже позади. Напалм выжег рядовую застройку, но огромные здания правительственного квартала почти не пострадали.
В 1951 г. там наблюдался очень интенсивный траффик (при том что японский автопром тогда был почти на нулевой отметке!):

1951c Tokyo street scene

Облик у этих улиц скорее американский, чем азиатский!

В главном деловом районе Гиндза внушительное довоенное здание Wako соседствует со слепленными на скорую руку небольшими торговыми заведениями, которые уже через несколько лет исчезнут под волной строительного бума, 1951:

1951 Tokyo

Настоящая азиатская экзотика нас ждёт в Бангкоке!
Трамвайчики на фоне пагод, 1951:

1951 Bangkok.Tram

На улицах хаос и толкотня, основу трафика составляют велорикши, 1951:

1951 Bangkok5а

Но машин тоже довольно много (гораздо больше, чем в Москве 1951 г., например):

1951 Bangkok2а

Теперь бангкокские улицы не узнать:

Bangkok

Западная Европа 70 лет назад залечивала военные раны и стояла на пороге нового экономического бума.

Франкфурт-на-Майне (фотограф James Louis Blilie), 1951:

1951 Frankfurt by James Louis Blilie

Мюнхен (фотограф Harold Mayer), 1951:

1951 Munchen by Harold Mayer

Обратите внимание, как люди переходят оживлённую улицу (причём в самой дисциплинированной стране мира).

Рим, парадная магистраль Via dei Fori Imperiali, 1951:



Это была одна из многих парадных улиц, прорубленных через историческую застройку, но её, по крайней мере, не застраивали помпезными зданиями. Поэтому здесь всегда было довольно свободно, а теперь и вовсе периодически её делают пешеходной.
Последние годы эту  магистраль, ставшую памятником "тоталитарного градостроительства", всё чаще предлагают ликвидировать, что позволит соединить две части археологического парка.

Париж (фотограф Harald Renbjor), 1951:

1951 Paris by  Harald Renbjor

Войны как будто и не бывало. Сейчас уличные кафе есть почти в любом городе мира, но тогда они считались чисто парижской "фишкой", едва ли не главным символом особой парижской атмосферы. Об этом даже в песнях пели всякие шансонье.

Проспект Елисейские Поля в Париже (фотограф Harold Mayer), 1951:

1951 Paris by Harold Mayer

До знаменитой фразы "Город должен принять автомобиль" оставалось ещё далеко, но Париж уже принял. Обратите внимание на цветовую гамму автопарка - как говаривал когда-то Генри Форд, "автомобиль может быть любого цвета, если он черный!".
Ещё обратим внимание в очередной раз на брусчатку. В СССР её считали пережитком прошлого, а асфальтирование возвели в ранг идеологического фетиша, но вот можно было, оказывается, и по-другому. А ещё можно обойтись без подземных переходов на главной городской магистрали!!!

Во всех наших сериях самым "неизменным" городом мира предстаёт Лондон. Но в 1951 году этот город подошёл к важной рубежной черте: завершалась (казалось, навсегда!) эра трамваев.
Через несколько месяцев увидеть такие сцены на улицах будет уже невозможно:

1951 London tram

А в остальном 70 лет назад там было всё как обычно: неспешное движение по брусчатым улицам красных даблдеккеров и черных метрокэбов.

Лондон, Оксфорд-стрит (фотограф Harold Mayer), 1951:

1951 London Oxford st. by Harold Mayer

150 лет назад ритм городских улиц британской столицы казался просто сумасшедшим, потом стал обычным для большого города, а в  последние десятилетия кажется подчёркнуто спокойным.

Лондон, Флит-стрит (фотограф Harold Mayer), 1951, на таких улицах даже светофоры не нужны:

1951 London by Harold Mayer3

Порой кажется, что машин подозрительно мало для столицы страны,чей автопром занимал тогда второе место в мире. Наверное, почти всё уходило в бесчисленные колонии и доминионы.

В 1950 г. 3/4 мирового автопроизводства и более половины автомобильного парка мира приходилось на США. Это была единственная страна массовой автомобилизации.
Уже были и многополосные хайвеи, и хитрые многоуровневые развязки, и, порой, гигантские пробки, но всё это где-то далеко за пределами центральных городских улиц.
В этом отличие от стран "Третьего мира", где массовая автомобилизация стремилась уничтожить улицы как таковые, превратив их в автомагистрали.
На фото нью-йоркского Манхэттена 1951 г. практически нет личных авто, только общественный и грузовой транспорт.  Прямо как при социализме!
Автобусы-даблдеккеры, наверное, ходят последние месяцы, потом на снимках уже не встречаются:

1951 NY Fifth Avenue Coach Company bus

Однако скопление "частников" всё же нашлось на залитой неоном Таймс-Сквер. Состоятельные люди приехали развлекаться, могли себе позволить дорогую парковку!
Автомобили новейших марок, которые стали появлятся в 1950 г. после небывалого для США почти 10-летнего перерыва, связанного с войной.

1951 NY Times Square by Michael Donovan

Но теперь вся эта большая автопарковка осталась в прошлом.
Общая тенденция эволюции "культовых" площадей не обошла Таймс-сквер стороной.
В конце 2010-х площадь стала почти полностью пешеходной:

2017 Times Square

В следующий раз, надеюсь, удастся осилить пост про улицы мира в 1971 году. Обычно это затягивается на неделю, не считая 10 лет на сбор материала))

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

Tags: 1950-е, 20 век в цвете, urban evolution, История транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Социальные основы высотного строительства в России

    Я уже давным-давно не делаю перепосты, но иногда очень хочется поделиться тем, что меня самого сильно волнует. Оригинал взят у mingitau в…

  • Костроме вернули "точку сборки"

    В Костроме почти завершено воссоздание Богоявленского собора Костромского кремля, которое велось с 2016 г. Оригинальный храм вместе с соседним…

  • В круге втором

    По пандемии лишний раз ничего не хочется писать, ибо она стала уже частью "дня сурка", дурной бесконечностью. Была большая надежда на…

  • Самые старые фотографии Екатеринбурга и Урала!

    Одновременно на Госкаталоге выложили самый старый фотоальбом Урала 1870 г. издания. В нём самые ранние известные снимки многих уральских городов:…

  • Старейший фотоальбом Сибири!

    На Госкаталоге выложили старейший фотоальбом с видами Сибири издания 1870 года! Разрешение просто ублюдочно мелкое, но сами снимки уникальные,…

  • Яндекс взбесился?

    Не было печали и вот вечером вдруг такой "сюрприз" от Яндекса! При попытке войти в любой почтовый ящик он теперь требует ввести контрольное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments