?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

170 лет назад началась одна из крупнейших строек в истории России - железной дороги между северной и южной столицами. В апреле 1843 года изыскательские экспедиции отправились в глухие леса и непроходимые болота, чтобы наметить трассу будущей магистрали. По желанию царя она должна была быть максимально прямой, не считаясь с рельефом местности. Кто мог подумать, чем эта прихоть обернётся в 21 веке? Самая древняя линия, построенная ещё в  феодальной, крепостнической стране, оказалась чуть ли не единственной пригодной для организации высокоскоростного движения, ввиду  отсутствия изгибов (в других странах для этих целей строят специальные трассы).
История строительства очень интересна, её можно почитать, в частности, здесь. В общем, всё было очень типично: деньги на строительство пришлось занимать, в т.ч. и за рубежом, там же пришлось закупать рельсы,  паровозы, вагоны, инженеров выписывали из Америки. Подрядчики на стройке безбожно воровали, условия для рабочих-землекопов были каторжными, люди мёрли как мухи от цинги, тифа, дизентерии. Все, наверное, с детства знают строчки из Н.А. Некрасова:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Как бы там ни было, к концу 1851 г. дорогу построили и пустили, назвав  в честь императора "Николаевской". Он стала гордостью тогдашней России. Около 1862 г. был сделан специальный фотоальбом, на котором можно увидеть эту магистраль почти в первозданном виде. Вот лишь некоторые снимки из него (автор - Иосиф Гофферт). Оцените качество!

Станция Химская:

Высокое разрешение
Это всего лишь через год после отмены крепостного права.



В альбом попал как бы посторонний снимок "Баржи в канале возле Санкт-Петербурга":

Высокое разрешение
На самом деле он очень важен, чтобы представить, как выглядел грузовой магистральный транспорт России до постройки первых железных дорог. Эти баржи будут ползать по каналам Мариинской системы вплоть до 1917 г., их ещё Прокудин-Горский успеет запечатлеть в цвете в 1909 г.

Николаевский вокзал в Москве:

Высокое разрешение
За 150 лет фасад, кажется, почти не изменился, чего нельзя сказать о других вокзалах города.

Николаевский вокзал в Петербурге:


Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной:

Высокое разрешение

Знаменитый Веребьинский мост:

Высокое разрешение
Из-за огромного оврага пришлось строить мост под большим уклоном, это был очень неприятный участок трассы: составы приходилось затаскивать на подъем двумя паровозами, а на спуск они часто так разгонялись, что проскакивали станцию. В 1876 г. путейцы сдались и решили построить большой обход (длинной 17 км.), из-за которого была нарушена идеальная прямая линия дороги на карте. Потом возникла шутка, что у царя Николая палец попал под карандаш, когда он по линейки чертил трассу. Лишь в 2001 г. удалось восстановить мост на прежнем месте и, соответственно, прямизну дороги.

Кстати, на постаменте памятника Николаю I в Петербурге есть сцена, где он изображен у Веребьинского моста (снимок из Вики):


Депо в Твери:


Железнодорожная станция 4 класса Бурга:

Высокое разрешение

Мост через реку Славянка. Поезд в составе паровоза серии Г:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Крюково:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Волхов. Мост через реку Волхов:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция. Подсолнечная Николаевская железная дорога:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Волхов:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Саблино:

Высокое разрешение

Смотрите также интересное дополнение к посту.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
visualhistory
Apr. 26th, 2013 06:23 am (UTC)
Кажись,да.
potapov_tlt
Apr. 26th, 2013 06:20 am (UTC)
спасибо! очень интересно
graf_spee
Apr. 26th, 2013 06:34 am (UTC)
<Самая древняя линия, построенная ещё в феодальной, крепостнической стране, оказалась чуть ли не единственной пригодной для организации высокоскоростного движения, ввиду отсутствия изгибов (в других странах для этих целей строят специальные трассы)>
Если быть точным, сегодня дорога пролегает далеко не везде по той трассе, что строили при Николае Павловиче (тогда, ЕМНИП, строили по ортодромии, кроме Веребьинского перегона). Помню схему трассы в ж/д музее на Садовой (у Юсуповского сада): там была указана старая трасса (собственно николаевская), и новая (после реконструкции в годы Советской власти). Новая пролегает если не именно по старой трассе, то рядом. Но "изгибов" и на реконструированной/перестроенной тоже нет (есть небольшие "изломы". Иногда езжу по ней на "Сапасанах" (на днях опять поеду). Кстати, в обычном поезде, когда проезжаешь Веребье, прекрасный вид, особенно справа (если из Ленинграда в Москву), успеваешь разглядеть. В скоростном - только мелькнет быстро, даже сфотографировать нормально не получается.
visualhistory
Apr. 26th, 2013 06:37 am (UTC)
Никогда не слышал про новую трассу. Интересно было бы увидеть эти расхождения на карте.
(no subject) - graf_spee - Apr. 26th, 2013 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - graf_spee - Apr. 26th, 2013 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - Josef Kats - Apr. 26th, 2013 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - graf_spee - Apr. 26th, 2013 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - dr_kitaetsc - Apr. 26th, 2013 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - nkps - Apr. 27th, 2013 05:07 pm (UTC) - Expand
chequita
Apr. 26th, 2013 06:47 am (UTC)
На Подсолнечной здание старого вокзала ещё десять лет назад было живо. Зелёного цвета было. Я его хорошо помню. ЖАль, что уничтожили.
А двухэтажное из кирпича, где надпись "Подсолнечная" стоит себе.
ab_2
Apr. 26th, 2013 07:09 am (UTC)
> Подрядчики на стройке безбожно воровали, условия для рабочих-землекопов были каторжными, люди мёрли как мухи от цинги, тифа, дизентерии.

А вот в этой книге - http://gvardiya.ru/shop/books/povsednevnaya_zhizn_chelovechestva/66 - утверждается, что никто не мёр, медицинское сопровождение на стройке было очень передовым, на стройку был конкурс и западно-белорусские деревни опустели, так как население ломанулось за длинным рублём и перспективами.
visualhistory
Apr. 26th, 2013 07:17 am (UTC)
Ну, Вульфову, конечно, виднее, чем Некрасову. А про то, что там и воровства не было, он случайно не писал?
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - Josef Kats - Apr. 26th, 2013 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - graf_spee - Apr. 26th, 2013 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - prussak - Apr. 26th, 2013 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - Josef Kats - Apr. 26th, 2013 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Apr. 26th, 2013 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - prussak - Apr. 30th, 2013 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - graf_spee - Apr. 26th, 2013 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Apr. 26th, 2013 08:29 am (UTC) - Expand
akim_trefilov
Apr. 26th, 2013 07:25 am (UTC)
любопытно, что пристанционный мирок менялся очень медленно. Даже я успел его застать почти таким.
Josef Kats
Apr. 26th, 2013 07:26 am (UTC)
Спасибо за фотки, как и всегда!
Жаль, что этот период совершенно почти не пользуется популярностью у моделистов. Понимаю, что подвижной состав не выпускается зарубежными фирмами, но, может быть, найдутся местные "левши".
zellily
Apr. 26th, 2013 04:53 pm (UTC)
Прикольно, там Крюково :)
kir21
Apr. 26th, 2013 09:07 pm (UTC)
Очень хорошие фотографии.
Michael Antonov
Apr. 26th, 2013 09:59 pm (UTC)
Да, "император Николай Павлович" - это бренд!
geranim
May. 1st, 2013 02:11 pm (UTC)
Николай I
Принял Россию с сохой,оставил с железной дорогой!
visualhistory
May. 1st, 2013 04:07 pm (UTC)
Re: Николай I
У меня в голове вертелась точно такая же мысль! :-)
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner