visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

170 лет началу строительства Николаевской железной дороги

170 лет назад началась одна из крупнейших строек в истории России - железной дороги между северной и южной столицами. В апреле 1843 года изыскательские экспедиции отправились в глухие леса и непроходимые болота, чтобы наметить трассу будущей магистрали. По желанию царя она должна была быть максимально прямой, не считаясь с рельефом местности. Кто мог подумать, чем эта прихоть обернётся в 21 веке? Самая древняя линия, построенная ещё в  феодальной, крепостнической стране, оказалась чуть ли не единственной пригодной для организации высокоскоростного движения, ввиду  отсутствия изгибов (в других странах для этих целей строят специальные трассы).
История строительства очень интересна, её можно почитать, в частности, здесь. В общем, всё было очень типично: деньги на строительство пришлось занимать, в т.ч. и за рубежом, там же пришлось закупать рельсы,  паровозы, вагоны, инженеров выписывали из Америки. Подрядчики на стройке безбожно воровали, условия для рабочих-землекопов были каторжными, люди мёрли как мухи от цинги, тифа, дизентерии. Все, наверное, с детства знают строчки из Н.А. Некрасова:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Как бы там ни было, к концу 1851 г. дорогу построили и пустили, назвав  в честь императора "Николаевской". Он стала гордостью тогдашней России. Около 1862 г. был сделан специальный фотоальбом, на котором можно увидеть эту магистраль почти в первозданном виде. Вот лишь некоторые снимки из него (автор - Иосиф Гофферт). Оцените качество!

Станция Химская:

Высокое разрешение
Это всего лишь через год после отмены крепостного права.



В альбом попал как бы посторонний снимок "Баржи в канале возле Санкт-Петербурга":

Высокое разрешение
На самом деле он очень важен, чтобы представить, как выглядел грузовой магистральный транспорт России до постройки первых железных дорог. Эти баржи будут ползать по каналам Мариинской системы вплоть до 1917 г., их ещё Прокудин-Горский успеет запечатлеть в цвете в 1909 г.

Николаевский вокзал в Москве:

Высокое разрешение
За 150 лет фасад, кажется, почти не изменился, чего нельзя сказать о других вокзалах города.

Николаевский вокзал в Петербурге:


Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной:

Высокое разрешение

Знаменитый Веребьинский мост:

Высокое разрешение
Из-за огромного оврага пришлось строить мост под большим уклоном, это был очень неприятный участок трассы: составы приходилось затаскивать на подъем двумя паровозами, а на спуск они часто так разгонялись, что проскакивали станцию. В 1876 г. путейцы сдались и решили построить большой обход (длинной 17 км.), из-за которого была нарушена идеальная прямая линия дороги на карте. Потом возникла шутка, что у царя Николая палец попал под карандаш, когда он по линейки чертил трассу. Лишь в 2001 г. удалось восстановить мост на прежнем месте и, соответственно, прямизну дороги.

Кстати, на постаменте памятника Николаю I в Петербурге есть сцена, где он изображен у Веребьинского моста (снимок из Вики):


Депо в Твери:


Железнодорожная станция 4 класса Бурга:

Высокое разрешение

Мост через реку Славянка. Поезд в составе паровоза серии Г:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Крюково:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Волхов. Мост через реку Волхов:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция. Подсолнечная Николаевская железная дорога:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Волхов:

Высокое разрешение

Железнодорожная станция Саблино:

Высокое разрешение

Смотрите также интересное дополнение к посту.
Tags: 1860-е, 19 век, Железные дороги, История России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments