?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы уже посвятили несколько постов великолепным образцам рекламы иностранных туров в СССР 1930-х гг. (вот, например). Однако советской рекламы внутреннего туризма почему-то находится относительно немного за весь период с 1920-е по 1980-е. При этом большинство найденных мною плакатов на эту тему являются социальной рекламой, т.е. пропагандируют здоровый активный образ жизни, а не конкретные туры. Давайте посмотрим.

"Путешествуйте по горам Кавказа", 1947 год:

Высокое разрешение



Образец НЭПовской туристической рекламы конца 1920-х:


Реклама круизов по Волге из "Женского журнала" 1928 г.:


До сих пор жалею, что не съездил в круиз по Волге в 1989 г., когда цены на них начинались от 25 рублей.

Рекламы внутреннего туризма почти не встречается, по крайней мере, пока не нашёл. Зато сразу после войны появляются замечательные образцы.

"В выходной день - на туристскую прогулку", 1947 г.:


"Будь туристом", 1949 г.:


"Туризм - лучший отдых", около 1950 г.:


"Лыжный туризм - лучший отдых", 1950-е гг.:


"Проводите свой отпуск в путешествиях", около 1950-го:


"Туризм - путь к здоровью", 1969 г.:


Советские походники были целой цивилизацией! Был как-то на их тусовке лет 10 назад и почувствовал: совсем другой мир, ушедшая натура.

Реклама ещё советского "Аэрофлота" путешествий по Средней Азии:


Очень красочно и креативно, не правда ли?

Буду  рад, если кто-то ещё добавит плакатов  по теме или даст ссылку.


А какие воспоминания у вас о внутреннем туризме в СССР? В походы ходили? В круизах по Волге были? В Самарканд летали?

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
tiradorrus
May. 7th, 2013 04:22 am (UTC)
В круиз по Волге плавал
tuan
May. 7th, 2013 05:09 am (UTC)
получается, тогда по Оке плавали из Москвы в Рязань, а сейчас вроде бы даже туров таких нету - только через канал им. Москвы.
visualhistory
May. 7th, 2013 05:13 am (UTC)
После распада СССР от внутреннего речного пассажирского судоходства остались только рожки да ножки. О большинстве маршрутов теперь можно только вспоминать. Например, ходили "Ракеты" из Петрозаводска в Вытегру.
ulya_borodulina
May. 7th, 2013 09:10 am (UTC)
у нас по Каме - Волге круизные теплоходы ходят (помните "Булгарию"...), а вот пассажирские "ракеты" и "трамвайчики" накрылись. А как было удобно, да и впечатления при поездке - не то что в автобусе:)
Недавно наш губернатор что-то говорил о возрождении речного пассажирского транспорта на Каме, но это все еще, как говорится, вилами по воде писано...
dr_kitaetsc
May. 7th, 2013 07:02 am (UTC)
Такие туры есть и сейчас, только они происходят всего 3 недели в году - в мае-июне по большой воде. С распадом СССР перестали проводится массовые дноуглубительные работы, и вода из Оки вылилась.
Грузовое движение по Оке не прекращается.
На этой линии ходят те же самые суда, что и в 60-е годы: проект 305. Остальные не проходят по габаритам шлюзов.
Есть маршруты Москва - Константиново (или Рязань) - Москва, и старая добрая "Московская кругосветка". Через центр Москвы круизники не ходят, из-за малого габарита мостов.

Вот прямо сейчас по расписанию теплоход Григорий Пирогов должен находится в круизе Москва - Рязань - Москва.
tuan
May. 7th, 2013 08:08 am (UTC)
ясно, спасибо, я думал, московская кругосветка давно в прошлом.
minorowsky
May. 7th, 2013 05:15 am (UTC)
Я застал последние годы крымского туризма. Мои первые походы пришлись на 1990 и 1991 годы.
Но я был близко знаком с людьми, которые до этого много ходили на байдарках по северному Уралу, Карелии, Карпатам.
Для себя к середине 90-х годов я сделал вывод, что туризм был формой внутренней эмиграции. Люди погружались в страну, куда не действовали партийные указы, где идеология вообще не проникала.
Туризм был путем не к свободе, а в свободу. К тому же требовал прекрасной физической подготовки и мужества при встрече с местными, особенно, если ими оказывались либо спецпоселенцы, либо беглые зека.
В серьезные походы люди ходили с оружием, всегда брали с собой спирт в качестве валюты: не водку, а именно спирт.
В такой спартанской атмосфере я вошел в туризм и прошел и проехал на велосипеде по различным маршрутам несколько тысяч километров в 90-е годы. И наш туризм не был "романтикой у костра". Скорее, это были броски хорошо экипированного спецназа. В начале 90-х годов произошел технологический скачок: появились вещи из новых, высокотехнологичных материалов - личные вещи, спальники и самое главное палатки и рюкзаки. Все это только способствовало стремлению к автономии и позволяло проходить по более сложным пешим маршрутам.

Edited at 2013-05-07 05:16 am (UTC)
visualhistory
May. 7th, 2013 05:19 am (UTC)
Я ходил в поход по горам Крыма в 2000-м, от Мангуп-кале до Алушты. В последний раз в жизни с советским "брезентовым" рюкзаком.
minorowsky
May. 7th, 2013 05:22 am (UTC)
В 95-98 годах мы ходили по три раза в год: летом, в ноябре и в период весенних каникул.
minorowsky
May. 7th, 2013 05:46 am (UTC)
Я вообще не представляю, как люди ходили с брезентом на серьезные маршруты - на Кавказ, Памир.
С точки зрения оснащенности герои фильма Вертикаль были обречены.
Но тогда это был стандарт.
sergastra
May. 7th, 2013 06:24 am (UTC)
Как прекрасно!!!
vit_r
May. 7th, 2013 08:25 am (UTC)
Походы были дешевле гостиниц, здравниц и домов отдыха, куда было не попасть. И дешевле отдыха на юге дикарями.

В основном ходила всё-таки молодёжь.
unclesasha
May. 7th, 2013 08:34 am (UTC)
Ходил и ездил много с конца 70-х. Ребёнком в 60-е годы родители возили на пароходах по Волге, Оке и Каме, но не на туристических, а просто покупали билеты. Тогда пароходы на Волге ещё считались транспортом, вроде поезда или автобуса, а не круизным отдыхом. Даже в 1980-е годы я знал одного инженера, который ухитрился из командировки в Астрахань вернуться в Горький пароходом, а с точки зрения бухгалтерии всё было правильно, оплатили и билет, и суточные.
Туристические круизные пароходы ходили по ночам, а днём стояли в городах. Транспортные грузопассажирские - по расписанию, то есть стоянка в городе могла быть короткой или в неудобное время для осмотра достопримечательностей, зато билеты дешевое и проще купить.
Туризм был автобусный на Кавказе, в Молдавии, в Средней Азии очень распространён. Были плановые пешие маршруты по Крыму и Кавказу, которые обычно заканчивались отдыхом на море. Две недели поход и неделя на море. Путёвки были на 15-20 дней. Эти маршруты повторялись из года в год, народ их помнил по номерам.
Иногда инструкторы придумывали новые маршруты и обкатывали их. Чтобы попасть в такую группу, в первый раз по новому маршруту, надо было иметь рекомендации. Я два раза так ходил по Памиру, в 1984 и 1986 годах.
Но это всё было для "чайников" и "матрасников".
Настоящие туристы ходили сами по себе, но через турклубы. В каждом городе был турклуб с маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). Эта МКК проверяла заявки групп на поход, выдавала маршрутную книжку, принимала потом отчёт и выдавала справки участникам. МКК были для разных видов свои: пешие, горные, водные, велосипедные. У альпинистов была своя система, отдельно. Были категории сложности от 1 до 5. Для того, чтобы группу МКК выпустила на маршрут, все участники должны были иметь справки о походе минимум на категорию ниже, а руководитель - участие данной категории и руководства категорией ниже. Проверяли наличие средств спасения, необходимого снаряжения, план движения по маршруту. Группе предписывалось регистрироваться в контрольно-спасательных службах по маршруту, давать телеграммы в турклуб и КСС в начале и конце маршрута.
Страшной проблемой было полное отсутствие карт. Карты были под секретом. Мы ходили по крокам, нарисованным от руки, по схемам хребтов и рек без привязки. И GPS не было. И снаряжение, конечно, в разы тяжелее, чем сейчас. Палатка из "серебрянки" в лучшем случае.
Но как в 50-е годы и раньше народ ходил в походы без полиэтиленовой плёнки, это мне представить трудно.
visualhistory
May. 7th, 2013 09:16 am (UTC)
Спасибо за интересные подробности. Я сам ту эпоху почти не застал.
ulya_borodulina
May. 7th, 2013 09:00 am (UTC)
совсем другой мир, ушедшая натура
Почему ушедшая? Сейчас палаточный туризм даже более развит, чем раньше. По крайней мере, у нас в Пермском крае. В последнее время  стали очень популярны сплавы по рекам, так как появились удобные и легкие в использовании плавсредства - надувные катамараны, раньше таких не было. И палатки нынешние не сравнить со старыми - легкие, двухслойные  практически непромокаемые, к тому же просторные. Не говоря о таких вещах, как спальники, пенки, удобные рюкзаки...
Помню, как мы еще в школе (конец 70-х - начало 80-х) ходили в походы с классом - каждый новый учебный год, в начале сентября. И сразу приходят на ум промокающие палатки, как мы всю ночь мерзли в этой сырости... В современной палатке, на пенке  - совсем другое дело.
На сплавы раньше люди тоже ходили, но это было значительно сложнее, чем сейчас: приходилось либо  делать самим плот (!), либо где-то доставать байдарки, а с ними ведь не так-то просто обращаться... Современные же катамараны делают сплав легким и приятным видом отдыха (ну то есть, если речка легкая:)))
Фото 2007 г.:
P7260099-1
visualhistory
May. 7th, 2013 09:19 am (UTC)
Re: совсем другой мир, ушедшая натура
Спасибо! У меня мечта сплавиться по Чусовой.
ulya_borodulina
May. 7th, 2013 09:25 am (UTC)
Re: совсем другой мир, ушедшая натура
о, эта фотка, если не ошибаюсь, как раз с Чусовой:) Я один раз была на сплаве (Койва - Чусовая) - впечатления незабываемые. Приезжайте:)
У нас церковь наша сплавы организовывает, так каждый год приезжают и из Москвы, и из других мест. Есть и много туристических фирм в Перми, которые занимаются организацией сплавов.
visualhistory
May. 7th, 2013 09:41 am (UTC)
Re: совсем другой мир, ушедшая натура
Спасибо! Бог даст, обязательно приеду.
moscowhite
May. 7th, 2013 09:29 am (UTC)
Ха-ха, первая сейчас издевательски выглядит :)
visualhistory
May. 7th, 2013 09:40 am (UTC)
Ну почему? Есть там вполне безопасные маршруты. На Эльбрус каждый год толпами идут.
moscowhite
May. 7th, 2013 09:43 am (UTC)
Ну, дай им б-г здоровьичка. Хотя я лично не понимаю людей, которые при нынешних ценах на зарубежный туризм по-прежнему шляются по Совку. Сервис везде говно, кругом хамство и грязь, цены едва ли не выше, и так далее. А, ну да - природа. Чем она хуже в Пиренеях, скажем, или на Тибете - никто доподлинно объяснить пока не смог.
doloyinternet
May. 7th, 2013 12:49 pm (UTC)
Подборка прямо дышет свежим воздухом и здоровьем. )

Не знаю, было ли у вас, но в тему- симпатичный путеводитель по круизу
"Москва-Астрахань-Ростов-на-Дону" 1968 года:
http://atlasrussia.ru/moskva-astrahan-rostov-na-donu-turistskaya-marshrutnaya-shema-1968
sheikh_devochka
May. 7th, 2013 07:16 pm (UTC)
В Ташкент летала и была в круизе по Ладожскому и Онежскому озерам. Хоть это было и на закате СССР и была еще ребенком, но очень помню впечатления. Ташкент меня поразил тем, что он был весь в Фонтанах. Карелия-своими избами..
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner