?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о "немытом" является очередным мифом и стереотипом.



Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ
Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти" 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Помните, по жэжэшечке ходила "патриотическая" статейка о "чистых славянах" и "вонючих европейцах" - кажется ее перепостил и d_pankratov, не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.



Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

- Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но это, так сказать, "позднятина", а что же раньше? При самом что ни на есть "варварстве"? Вот Эйнгард, "Жизнеописание Карла Великого":

- Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:



Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты – около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:



Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды - подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Comments

unclesasha
May. 13th, 2013 06:43 am (UTC)
В 6 веке по всей Европе ещё работали античные бани, но то, что здесь на иллюстрациях, имеют совсем другую конструкцию. Это не для мытья и регулярного посещения, это курортные купальни на термальных источниках или бордели, и народ там не моется, а развлекается. И не народ, а элита.
В каждом античном городе есть руины терм, легко узнаваемые по полам из плит на столбиках. В Париже термы Клюни. А кто может показать хоть какие-то остатки бани средних веков? Только термальные источники.
Зато в Берестье - деревянные бани есть.
Так что грязные они там были, точно грязные.
(Suspicious comment)
unclesasha
May. 13th, 2013 10:42 am (UTC)
Если существует, например, устав гильдии ювелиров, это ещё не означает, что всё ходили в золоте.
Обратите внимание на запрет звуковой рекламы в ночное время. Когда в баню ходят регулярно местные жители, народ криком на улице зазывать не надо, каждый и так знает, где ближайшая баня.
Мытьё отдельно, а "купаться" дополнительно и в два раза дороже. Это не обыденное дело, как в античных городах или России, это развлечение, причём с подозрением на разврат, о чём тоже специально сказано.
Разоблачать заблуждения - увлекательное занятие, но объективностью жертвовать ради этого не стоит.
cheshuevich4
May. 13th, 2013 11:31 am (UTC)
Вы демонстрируете редкое невежество. Очень странно, что человек с таким апломбом рассуждающий о "Разоблачать заблуждения - увлекательное занятие, но объективностью жертвовать ради этого не стоит." - не знает практически ничего о предмете своих рассуждений.
К тому же, ссылаться на логику вам, когда вы громогласно заявили, что бань в Европе не было - это уже наглость!
Начнём с ваших примитивных аналогий:
"Если существует, например, устав гильдии ювелиров, это ещё не означает, что всё ходили в золоте."
Для вас, судя по всему, будет новостью, что гильдия ювелиров занималась производством бижутерии не только из золота. Основная масса производства приходилось даже не на серебро, а на медь, бронзу, латунь - не золота. Костюм жителя средневековой Европы практически обязательно предполагал использование бижутерии. Даже у крестьян существовал как минимум парадно-выходной поясной набор и пару блестяшек типа бейджа для похода в церковь. Исходя из вашего логического посыла получается, что такая масса бижутерии совсем не означает, что по Европе существовали гильдии ювелиров. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, не стоит пользоваться такими недалёкими приёмами.
То же касается и рекламы: по вашей очаровательной логике получается, что реклама не нужна совсем, так как кому надо - он сам всё знает. Зубодробительно. Зазывалы стояли не только у бань, но и у трактиров, торговых лавок и других заведений. Но, видимо, раз они там были - это означало, что по трактирам средневековые люди не ходили.
«ходят регулярно местные жители, народ криком на улице зазывать не надо, каждый и так знает, где ближайшая баня.» - меняем баню на трактир, получаем безупречный стиль любомудрствования. Исключительно.
"Мытьё отдельно, а "купаться" дополнительно и в два раза дороже. Это не обыденное дело, как в античных городах или России"
Бинго, документ пожалуйста регламентирующий деятельность бань в России. И, пожалуйста, документ, указывающий, что в России и в Риме никто в банях развратом не занимался. Патриотичные заявления, навроде: "это всем известно, мы не такие развратники, как европейцы!" - не принимаются.
Что самое интересное, от вашей могучей логической цепи рассуждений ускользнуло следующее: если существовала процедура "мытья", которая была дешевле "купания", априори довольно доступная, - вам надо извиниться за утверждение про то, что в Европе все были грязными.
З.Ы.
Боюсь даже спрашивать, а вы текст этой записи в блоге вообще читали?


Edited at 2013-05-13 11:52 am (UTC)
unclesasha
May. 13th, 2013 01:09 pm (UTC)
Вы демонстрируете манеры, увы, не редкие.
Нравится считать себя во всём правым, мне не жалко, продолжайте в том же духе.
cheshuevich4
May. 13th, 2013 01:21 pm (UTC)
Излюбленный метод логиков вашего типа. Фактов нет - одни лишь заявления логическо-патриотического типа, признавать сказанную глупость не собираетесь, только утверждаете. Развиваете сначала логические посылы крайне неглубоко характера, затем строите из себя то ли обиженную гимназистку, то ли недалёкого ханжу. Ещё и переводите основной побудительный посыл со своей деятельности - "грязные там все были", на меня. Убого.
В общем и целом, ваша несостоятельность в обсуждаемом вопросе признаётся абсолютной и обжалованию не подлежит.


Edited at 2013-05-13 01:23 pm (UTC)
unclesasha
May. 13th, 2013 01:30 pm (UTC)
Излюбленный метод троллей вашего типа.
Думал, такие везде уже перевелись, так нет.
Троллей вкусным не кормлю, не обессудьте.
cheshuevich4
May. 13th, 2013 01:48 pm (UTC)
Человек, в теме, где описывается, что в Европе были не только бани, но и до определённого века существовала общая культуры гигиены, заявляет, что все там были грязными - называет меня троллем? Вы в курсе, что один из главных принципов тролля - это высказывание мнения не поддерживающегося сообществом в котором он отписался? Видимо нет.
Человек, который постоянно свою тягу перегнуть все факты выдаёт за желание оппонента всегда быть правым, кого-то осмеливается называть троллем? Да вы наглец каких мало.
Я уже понял, что вы, просто, инфантильны по своей сути - выражаясь вашим языком "великовозрастная школота". Уже удалялись один раз, но состояние "вечной молодости" играет с вами плохую шутку. Однако, я пожалуй рискну выяснить уровень угрозы вашего мышления по отношению к обществу. Есть один маркер для таких людей как вы, так как ничто не меняется, то следующий афоризм про вас:
"Удивительное свойстов людей низких - приписывать другим свои недостатки".(Франсу Де Ларошфуко)
О порадуйте меня ответом, чтобы я мог поставить на вас печать, порадуйте. А то простой "стрелочник" для вас слишком низко, наглец - стрелочник будет точнее. Вы, как минимум, заслуживаете более изысканной атрибутации.

Edited at 2013-05-13 10:19 pm (UTC)
(no subject) - Oront Pankratoff - Oct. 18th, 2014 01:44 pm (UTC) - Expand
1neurozentorro1
May. 13th, 2013 02:26 pm (UTC)
Берестье - это Польша, собственно говоря. Россия (а, тем более, территория России в Средние века) тут вовсе не при чём.
joeck_12
Jun. 11th, 2016 05:57 pm (UTC)
Так и в России никто не может показать остатки бань не то что средних веков, но и 18 века.
И что?
Да и вообще практически никакой текстовой или графической инфы по российской повседневности и гигиене средних веков нет. Одни домыслы. Только в новое время есть путевые заметки иностранцев в России. Сами писать не умели что ли? Почему нет своих письменных свидетельств о быте?
Зато есть путевые заметки стольника Толстого по Европе, которого Петр Первый послал в Европу учиться в конце 17 века. В сети выложено. Он описывает Австрию, Италию.... Вопреки моему ожиданию никакого описания грязи или немытости Европы у него нет!. Более того он описывает фонтаны с чистой водой в Вене, подчеркивает "В Риме в переулках грязи никогда не бывает". А ведь после якобы чистой России ему должна была бы броситься в глаза грязь в Европе! Значит, не бросилась!
Или Ломоносов жил в Германии несколько лет, ни о какой немытости немцев он не пишет! Видимо, после России никакого контраста. Или наоборот даже....Правда, это уже не средние века были. Но тем не менее канализации еще не было нигде.

Париж это был особый случай. Самый густонаселенный город Европы и без канализации. А большие города без канализации все воняли по меркам 21 века. И Москва, и Париж...И эпидемии были...Погуглите "Чума в России", "чумной бунт".
unclesasha
Jun. 12th, 2016 08:33 am (UTC)
Конечно, объективно можно говорить только о конкретном времени и месте.
"Средние века" каждый отличались друг от друга по технологиям и образу жизни не меньше, чем 19 век от 20.
Нам трудно представить старые технологии жизни. Всё, что старое, кажется ужасным, трудным, неудобным и грязным. Жить с печным отоплением, готовить на огне, стирать в корыте, полоскать в проруби? Так иначе люди не так давно живут, всего два-три поколения. Не было канализации, зато выгребные ямы были, золотари работали. Каких-то 60-70 лет назад большая половина России без канализации жила, и ничего, без чумы и вшей.
И наоборот, есть вещи, которые нам представляются, что были всегда, а их не было. Пушкин носил симметричные сапоги и ботинки. Тогда ещё не делали разные левые и правые. Не уверен, что у него было постельное бельё. В ночных рубашках и колпаках спали ещё и потому, чтобы особо не пачкать тюфяки, подушки и одеяла.
joeck_12
Jun. 12th, 2016 08:58 am (UTC)
У людей круга Пушкина наверняка было постельное белье. Было ли оно у его крепостных - сомневаюсь.
Вообще белье (дневное и ночное) было призвано впитывать пот, чтобы поменьше верхняя одежда или постельные принадлежности его впитывали.

В плане быта средние века мало отличались друг от друга. Это после начала 19 века развитие медицины, науки и техники пошло галопом, даже десятилетия отличались друг от друга.
unclesasha
Jun. 12th, 2016 10:56 am (UTC)
В плане быта бывает возврат назад, когда случаются катастрофы. Когда в 20 веке во время войн замерзал водопровод и не работало центральное отопление, по воду ходили на реку и в квартирах поставили печки. Землянка - это вообще традиционное жильё русской равнины в 7-9 веке.
В европейской истории катастроф хватало. Но по моему мнению для жителей средних веков жизнь изменялась так же стремительно, как и на наших глазах.
Порох, книгопечатание, бумага, стекло, масляные краски изменяли жизнь не меньше, чем паровозы и компьютеры.
Готика по нашим понятиям - расцвет средневековья, но она была бы невозможна без высокотемпературной технологии массового производства стекла. С какого века народ стал прикладываться к бутылке, а не в кувшину или бурдюку? Кстати, в России стекло когда начали делать?
joeck_12
Jun. 12th, 2016 11:37 am (UTC)
Россия всегда хромала позади Европы в плане технологий. Это да. Все позже начинали производить.
Совершенно не согласна насчет "для жителей средних веков жизнь изменялась так же стремительно, как и на наших глазах.". Чем отличалась жизнь крестьянина или сапожника в 8 веке от жизни в 13 веке? Или уровень медицины, родовспоможения чем отличался? Или способ передвижения из города в город?
Да и в 17-18 веке для рядового провинциального работяги отличий от средневековья в бытовой жизни было мало. Книг он не покупал, масляная краска тоже была роскошью, стекло в свое крошечное окно он покупал, может, раз в жизни. Он так же, как и его предки 1000 лет назад, умирал от заражения крови, а его жена от родов.
Моя прабабка родилась через несколько лет после отмены крепостного права и успела побыть свидетелем полета Гагарина в космос. Разве могли средневековые люди в течение одного-единственного поколения наблюдать такие скачки?
Для аристократов, купцов, мещан различия и прогресс были более менее заметны.
unclesasha
Jun. 12th, 2016 12:54 pm (UTC)
Полет Гагарина или атомная бомба не повлияли на быт людей. Зато, например, за последние 100 лет люди стали чаще покупать готовую одежду, а не ткань. А ещё раньше произошёл не менее важный скачок, когда люди стали покупать ткани, а не ткать сами. Такие качественные переходы, безусловно, были в каждом веке. Другое дело, что происходили и откаты назад. Причём даже глобальные.
На всех античных развалинах на огромном расстоянии от Рима до Пасаргад можно видеть одну и ту же картину: в каменной кладке выломаны ниши на стыках, чтобы вытащить железные скобы. Это означает, что были времена, когда выгодно целый день долбить камень ради железной скобы весом не больше полкило. Потом в каком-то веке железо стало дешевле и доступней. Тоже произошёл скачок в технологиях производства и жизни.
(no subject) - joeck_12 - Jun. 12th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - Jun. 12th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joeck_12 - Jun. 12th, 2016 05:40 pm (UTC) - Expand

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner