?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все памятники архитектуры делятся на "наличные" и "безналичные". Ко вторым относятся те, которые на данный исторический момент времени лишены своего "физического тела", ещё их называют "утраченными" или даже "не существующими". С последним трудно согласится, так как в памятнике архитектуры главным является образ, который невозможно уничтожить, если он хорошо зафиксирован. Стены вторичны, их всегда можно восстановить, чему в Европе в последние десятилетия было сотни примеров. Взять хотя бы Королевский замок в Варшаве или Фрауэнкирхе в Дрездене. При этом в восстановленном памятнике почти всегда будет что-то подлинное: фундаменты, подвалы, фрагменты стен.
Но и в  "безналичном" состоянии памятники архитектуры, бывает, прекрасно существуют, да так, что про них вполне можно сказать: "живее всех живых".
В качестве примера можно привести Королевский замок Кёнигсберга, который в последние лет 20 является, безусловно, архитектурным символом Калининграда, опережая даже "наличный" Кафедральный собор 14 века. Замок там присутствует повсеместно: на всевозможной сувенирной  продукции, картинках из янтаря, календарях, плакатах, макетах, 3D графике, о нём бесконечно вспоминают и говорят. Его физическое восстановление уже лет 20 является одной из тем городских дискуссий и проект восстановления даже было был одобрен в 2005 году на высочайшем уровне. Однако крайне сомнительный вариант фантазии на тему замка, к счастью, стал жертвой  вовремя подоспевшего финансового кризиса.
Замок существует на многих тысячах исторических фотографий, где представлена подробно каждая его деталь, каждая комната, роспись стен (причём даже в цвете).
Предлагаю желающим сейчас совершить туда небольшую виртуральную экскурсию.

Оригинал взят у sudilovski в Кёнигсберг. Королевский замок. Съёмка между 1935-1943 годами.
























































Comments

( 23 comments — Leave a comment )
ligrin
May. 23rd, 2013 05:23 am (UTC)
Спасибо! Причём отдельное спасибо за прекрасный текст!
gunfighter_a
May. 23rd, 2013 06:22 am (UTC)
Спасибо!
nikarov
May. 23rd, 2013 06:46 am (UTC)
Хочу такую дачку )))
Спасибо, красота!
sir_avock
May. 23rd, 2013 06:55 am (UTC)
Надо америкосам и англичанам выкатить счёт, нехай "союзнички" восстанавливают нам всё это великолепие после своих бомбардировок...
Josef Kats
May. 23rd, 2013 07:10 am (UTC)
Выкатите, чоужтам...
Josef Kats
May. 23rd, 2013 07:13 am (UTC)
Хорошая подборка, спасибо.
По интерьерам замка давно таких качественных фото не видал. Честно говоря, не предполагал, что там сохранилось так много готической "архаики".
Кстати, в начале шестидесятых, вроде, годов, когда обсуждался проект восстановления замка и устройства в нем музея штурма Кенигсберга, был, вроде, проведен его обмер и фиксация, выполненная специалистами из ЭССР. И даже подготовлен некий проект реконструкции.
Ломаю голову - чисто теоретически, где эти бумаги стоит искать - у нас или в России?
visualhistory
May. 23rd, 2013 10:27 am (UTC)
Не знаю, но есть немецкие обмеры и чертежи, их вполне достаточно для скрупулёзного восстановления.
graf_spee
May. 23rd, 2013 01:08 pm (UTC)
а есть ли смысл (эстетический или градостроительный) восстанавливать? Да, замок, безусловно, красивый. Но он красив не только и не столько сам по себе, а как часть ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО города, которого сейчас нет. В исторических центрах таких городов восстанавливать надо все-таки не отдельные здания, а целые исторические районы (как, например, в Варшаве, Нюрнберге...). Но это нереально по многим причинам, как политическим и финансовым, так и просто из-за упущенного уже времени. Я лет 30 не был в Калининграде, помню, что тогда были многочисленные пустыри и незастроенные участки. Сейчас, если верить фотографиям, уже не так. Так что стоит ли огород городить? У нас в России для восстановления много объектов.
visualhistory
May. 23rd, 2013 01:34 pm (UTC)
Да, восстанавливать средневековый Кёнигсберг нужно целиком, причём в том виде, в каком он существовал на середину 19 века. Это экономически окупится за счёт туризма. Спонсоры и инвестиции не проблема (те же немцы). Да, политически это невозможно. Россия никогда не согласится на восстановление исторического облика Кёнигсберга, увы. И едва ли в обозримом будущем найдётся воля для восстановления/сохранения исторического облика своих исконных городов.
visualhistory
May. 23rd, 2013 01:40 pm (UTC)
Кстати, к Нюрнберге исторические районы не восстанавливали, а застраивали стилизацией по цвету и объемам. Но туристы особо не замечают разницы между уцелевшими средневековыми зданиями и новыми домами.
graf_spee
May. 23rd, 2013 01:58 pm (UTC)
Вон оно как!... А в какой-то передаче по ТВ, года два-три назад, слышал, что, мол, центр Нюрнберга восстановили с немецкой дотошностью. Если все будет так, как планирую, то через месяц буду в Германии, в т.ч. и в Нюрнберге. Теперь перед поездкой постараюсь найти и почитать в инете подробности восстановления и при осмотре буду придирчиво-внимателен )))))))
Помню обычные дома на обычных (но центральных, не "спальных"!) улицах Мюнхена - там сразу видны дома современной постройки, их даже особо и не стилизовали, просто не выпячивали бетонно-стеклянную суть, и этажность соблюдали (молодцы, кстати). Поэтому смотрится аккуратно-прилично, но, конечно, не фахтверк, сгоревший в огне англо-американских ковровых бомбардировок, который придавал неповторимый облик немецким городам.
kneiphof
May. 23rd, 2013 04:25 pm (UTC)
Лучше всего с орденско-готических времён до ВМВ сохранялось Северное крыло замка. Думаю, что большинство "архаичных" фотографий сделано в нём.

Проект восстановления замка в советское время - это очень интересно! Вам известны какие-либо подробности?
Josef Kats
May. 25th, 2013 08:19 pm (UTC)
Увы, только упоминание в лекции покойным ныне Р. Кангропоолем.
Но замок в Выборге реставрировали специалисты из ЭССР. Так что, по крайней мере, обмеры снятые с замка в Кенигсберге - вполне реалистичны.
uchitelj
May. 23rd, 2013 08:25 am (UTC)
Спасибо огромное. Как же НЕВЫНОСИМО жаль....(((
graf_spee
May. 23rd, 2013 12:43 pm (UTC)
Как всегда - очень интересно. Спасибо.
Обратил внимание, что на 1-й и 2-й фотографиях одного и того же фасада (стороны) замка здание под башней в деталях отличается (оформление щипца, Окна и т.п.). Более "средневековый" вид здание имеет на 1-й фотографии, а на 2-й - после "реставрации"/"реконструкции"/"перестройки" - приобрело какой-то ренессансный вид. Судя по общественному транспорту и одежде прохожих, первая фотография - до ПМВ еще сделана была. Т.е. была "реставрация"/"реконструкция"/"перестройка" ?
visualhistory
May. 23rd, 2013 01:36 pm (UTC)
В какие годы перестроили главный фасад замка, сейчас точно не вспомню. Надо посмотреть свои архивы. Кажется, в 1920-е. Зачем это было сделано, также не вполне понятно. В 1864 г. главную башню перестроили из барокко в готику, готический фронтон с ней гармонировал. Спустя полвека зачем-то переделывают его из готики в барокко...
graf_spee
May. 23rd, 2013 02:06 pm (UTC)
Спасибо.
Очень интересно. Пожалуй, причины тех архитектурных метаний вряд ли можно сейчас выяснить.
Да, и мне тоже представляется, что на первой фотографии облик замка выглядит более гармонично, более естественно, что ли.
Значит, не только у меня, с детства больного европейским средневековьем, такое же восприятие.
paul1941
May. 23rd, 2013 02:07 pm (UTC)
Был в Нойшвайнштайне (Мекка баварского туризма, кажется). Был в Любеке. В Мюнхене. В Нюрнберге. Не был в Дрездене. И везде туризм, деньги, развитие города от старины... А в родном Кениге хотят все и сразу и без вложений денег. Да нам и не снилась туристическая инфраструктура соседней Польши... Стыдно за город. показывать туристам НЕЧЕГО (а кто скажет что есть что, того свозить в соседний Мальборк - показать разницу...)
visualhistory
May. 23rd, 2013 04:00 pm (UTC)
Да, и ведь Мальборк в 1945 г. лежал в руинах, также как Гданьск, Варшава, Вроцлав.
kneiphof
May. 23rd, 2013 04:22 pm (UTC)
Спасибо большое, фотографии интерьера очень интересны. До чего же больно от утраты!

Эх, вот если бы можно было купить билет на машину времени! Я бы поехал в Кёнигсберг начала 20 века. Хотя бы на один день (хотя одного дня было бы, конечно, мало). Сходил бы в замок, посеидел в летнем кафе на берегу Замкового пруда, пофланировал бы по Юнкерштрассе, побродил бы по улочкам Лёбенихта.

visualhistory
May. 23rd, 2013 04:25 pm (UTC)
А я бы хотел отправиться на той же машине времени в Кёнигсберг мая 1945-го, чтобы посмотреть, что же нам досталось и что вполне можно было сохранить.
Владимир Денисов
Oct. 30th, 2016 09:03 pm (UTC)
Большое спасибо за экскурсию. Приятно удивило высокое качество фотографий, которые предварительно отреставрировали.
Владимир Денисов
Oct. 30th, 2016 09:12 pm (UTC)
Отдельное спасибо за текст-про образ архитектурный очень тонко подмечено.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner