?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этот день ровно 70 лет назад, 12 июля 1943 года произошло знаменитое сражение под Прохоровкой, ставшее кульминационным моментом всей Курской битвы. В советское время оно считалось крупнейшей танковой битвой  в истории, а в последние годы стало едва ли не самым спорным эпизодом Великой Отечественной войны из-за различных оценок вовлеченных в него сил и соотношения потерь. Получила распространение точка зрения, что 5-я гвардейская танковая армия генерала П.А. Ротмистрова неудачно атаковала немецкие позиции, потеряв более половины своих танков. У отдельных авторов оценка соотношения безвозвратных потерь танков с немецкой и советской стороны в Прохоровском сражении доходит до 1 к 100-м, что, конечно, является абсурдным. Однако, в любом случае, советские потери оказались чрезвычайно высокими и Ротмистров за свои просчёты тогда едва не угодил под трибунал.



Самое поразительное состоит в том, что именно неудачное, по преобладающим ныне оценкам, Прохоровское сражение оказалось финальной точкой немецкого наступления, сразу после него немцы перешли к обороне. Таким образом, 12 июля стало переломным днём в переломной битве, это день по праву можно назвать символическим  "водоразделом" всей Великой Отечественной войны.

Вечная память и слава нашим героям!

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
potapov_tlt
Jul. 12th, 2013 05:21 am (UTC)
после выигранных сражений к обороне не переходят
visualhistory
Jul. 12th, 2013 05:28 am (UTC)
Всё-таки между "проигранным" и "неудачным" сражениями есть существенная разница. "Проигранное" - это когда разгром и бегство. А "неудачное" - это когда не достигнуты желаемые результаты, несмотря на огромные потери. Даже достижение результата ценой неоправданно больших потерь нельзя считать "удачным" исходом.
ivanovns
Jul. 12th, 2013 05:50 am (UTC)
Выражение: "Пиррова победа", слышали?
Это когда победил противника, но при этом полностью обескровил собственное войско и оно потеряло возможность эффективно сражаться.

Впрочем, все эти подсчеты танков и т.п. это туфта. Если отбросить все лишнее, то Курская битва - это наступательная операция немцев, у которой были вполне конкретные цели. Ни одна из этих целей достигнута не была, при этом они потеряли свою армию и вынуждены были отступить. Это однозначно поражение в сражении.

Edited at 2013-07-12 05:50 am (UTC)
(no subject) - scerzodadi - Jul. 15th, 2013 06:52 am (UTC) - Expand
chmoshnik_3
Jul. 15th, 2013 04:37 pm (UTC)
"Пиррова победа", слышали? Это когда победил противник
Нет, это когда выиграл промежуточное или ряд промежуточных сражений с такими потерями, что остался в дураках - проиграл войну. Посему 41-42-й для Германии истинные Пировы победы.

Если же противника ПОБЕДИЛ - это означает, что больше сражаться он не может.
lamantyn
Jul. 14th, 2013 02:11 pm (UTC)
9 июля началась высадка союзных войск в Европе.
Танковые дивизии были срочно отозваны в Италию.
Лейбштандарт, которая отличилась под Прохоровкой, не к обороне перешла, а погрузилась в вагоны и уехала.

> 1 к 100-м, что, конечно, является абсурдным

1:5 в среднем по Курской битве:

===
1. Особенно неблагоприятным для Красной Армии было соотношение бронетанковых
потерь в переломном сражении второй мировой войны - в Курской битве (июль-август
1943 года). Если немцы потеряли 1280 танков и штурмовых орудий, то Красная
Армия - 6064 (бронетанковые потери в Курской битве см. "Вторая мировая война:
актуальные проблемы". М., изд. "Наука", 1995, - статья начальника Института
военной истории МО РФ В.А.Золотарева "Курская битва: взгляд через полвека
===
a_l_e_ksa_n_d_r
Jul. 14th, 2013 08:54 pm (UTC)
Танковые дивизии были срочно отозваны в Италию...
Отозваны только в конце июля и только личный состав – количество бронетехники на Восточном фронте у фашистов не уменьшилось, однако к обороне они все же перешли. А то с Ваших слов создается впечатление, что и воевать-то стало не с кем – все в италию уехали.
makz_z_z
Sep. 16th, 2013 08:56 am (UTC)
захваченную территорию нужно удерживать, это обычно достигается по средствам обороны оной
bogdan_63
Jul. 12th, 2013 05:56 am (UTC)
В своей книге «Воспоминания и размышления» маршал Г.К.Жуков пишет: «В течение 12 июля на Воронежском фронте шла величайшая битва танкистов, артиллеристов, стрелков и летчиков, особенно ожесточенная на прохоровском направлении, где наиболее успешно действовала 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерала П.А.Ротмистрова».
Александр Потапов
Jul. 13th, 2013 06:25 pm (UTC)
это все хорошо, но вот только кто писал Мемуары Г.К. Жукова и кто их переписывал. После его смерти уже сколько "исправленных и дополненных" изданий вышло...
finnskij
Jul. 12th, 2013 06:06 am (UTC)
У Кайдина (Кэйдина) в книге "Тигры горят! Разгром танковой элиты Гитлера" есть такая фраза:

"...Есть суждения, настаивающие, что русские не победили в этой танковой битве, и едва свели её в ничью. Это кажется близорукой оценкой, поскольку немцы бросили в бой силы, которые, как они считали, просто не могли потерпеть поражение. Сотня "тигров" и несколько меньшее количество "пантер" были тем, что некоторые эстеты назовут лучшими образцами танков всей войны, но они не смогли разбить своих русских противников. Советские войска серьёзно уступали в числе тяжёлых танков, но солдаты Ротмистрова в их немногочисленных КВ-1 и скоростных Т-34, несомненно, встретили врага на равных и били его так же яростно и эффективно, как и он бил их...

Существуют прямо противоположные мнения на тему того, что происходило ночью после грандиозного танкового сражения. Некоторые настаивают, что русские остались на поле боя для эвакуации повреждённых танков и спасения выживших экипажей. Другие говорят, что Ротмистров не смог уничтожить немецкие танки, что было его целью и что он отвёл войска с поля для перегруппировки. Сильные аргументы приводятся в поддержку каждой из этих точек зрения, но в долгосрочной перспективе немцам это не дало бы ничего. Они потеряли в этот день минимум половину своих танков, и Гот насчитывал теперь всего 350 машин, тогда как у Ротмистрова их всё ещё было более 500...

...Разъярённый Гитлер отстранил Хауссера от командования, а немецкие танки вскоре отступили зализывать свои раны и решать новые проблемы в виде массированных русских атак на всех фронтах Курской дуги. Способность к наступлению была вырвана у немцев, которые больше никогда не станут играть первую скрипку.

12 июля над узкой полоской земли между рекой и железнодорожной насыпью прозвенел похоронный звон по немецким танковым войскам. В тот же день русские армии на прилегающих фронтах нанесли мощные удары по немцам..."

Претензии к "историчности" этой книги известны. Но, все равно, сказано правильно!
bogdan_63
Jul. 12th, 2013 06:10 am (UTC)
И ещё на уровне сплетен: Существует устное предание со слов очевидцев, будто Сталин в Москве после Прохоровского сражения вызвал Ротмистрова "на ковер" и сказал примерно следующее: "Что же ты, муд..., в один день всю армию загубил, а ничего не сделал?" http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rotmistr_pa.php

Потери в танках и личном составе, понесенные 5 гв. ТА за один день боя, вызвали гнев Верховного главнокомандующего. Для анализа причин неудачи контрудара и больших потерь по указанию Сталина была создана комиссия под председательством члена ГКО, секретаря ЦК партии Г.М. Маленкова. Материалы этой комиссии хранятся в Президентском архиве. Они до сих пор являются секретными - http://www.csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/423-russian-army-yesterday-today-tomorrow/1-stati/4534-prokhorovka-bez-grifa-sekretnosti
chmoshnik_3
Jul. 15th, 2013 05:24 pm (UTC)
Они до сих пор являются секретными
А что так? Почему бы демократической власти не опубликовать факты преступлений крывавага рыжыма и не подтвердить, что в СССР людей не жалели, а войну выиграли вопреки, завалив немецкие позиции трупами.
bogdan_63
Jul. 16th, 2013 04:07 am (UTC)
Re: Они до сих пор являются секретными
Так и я так думаю. Если бы такие документы были, их бы давно вытащили бы на свет.
model369
Jul. 12th, 2013 06:50 am (UTC)
Достаточно подробный анализ Курской битвы дал в своих трудах Замулин Валерий Николаевич.

"Курский излом. Решающая битва Великой Отечественной", 2008
Курская битва стала поворотным моментом Великой Отечественной войны. Победа Красной Армии закрепила стратегическую инициативу в руках советского командования и окончательно подорвала военный потенциал фашистской Германии, которая уже не смогла восстановить былую мощь: после поражения на Курской дуге Вермахт больше не провел ни одной стратегической наступательной операции.
Основываясь на неизвестных трофейных документах и прежде не публиковавшихся материалах Центрального архива Министерства обороны России, В. Н. Замулин детально восстанавливает ход боевых действий на южном фасе Курской дуги с 4 по 9 июля 1943 года. Эта книга - подробнейшая, по дням и часам, хроника первого, самого трудного этапа сражения, когда советским войскам ценой колоссального напряжения сил и больших потерь удалось сорвать планы вражеского командования, остановить продвижение немецких дивизий, чтобы затем перейти в контрнаступление и погнать врага на запад.

"Засекреченная Курская битва. Неизвестные документы свидетельствуют", 2008.
Как и многие другие события Великой Отечественной войны, бои на Курской Дуге были фактически засекречены советской стороной на десятилетия. Полвека доступ к документам войск, участвовавших в этом переломном сражении, имел лишь ограниченный круг военных специалистов. Только недавно эти фонды были, наконец, открыты. Валерий Замулин одним из первых приступил к их анализу и систематизации.
Рассекреченные документы Центрального архива Министерства обороны России и трофейного отдела Национального архива США позволяют автору детально описать кульминационный момент Курской битвы - тяжелые бои на Обояньском направлении и знаменитый контрудар Воронежского фронта под Прохоровкой 12 июля 1943 года, - восстановив ход событий буквально по часам и минутам, проанализировав действия сторон и главные причины успехов и неудач.
Ожесточенные танковые бои на южном фасе Огненной Дуги предстают перед читателем в новом свете - так, как видели их непосредственные участники событий: солдаты, офицеры и генералы Воронежского фронта и группы армий "Юг".

"Прохоровское побоище. Правда о «Величайшем танковом сражении»

mysuccessbuilder.blogspot.com
Jul. 12th, 2013 07:30 am (UTC)
интересный случай)
kama1975
Jul. 12th, 2013 10:17 am (UTC)
По какой-то причине сегодня в России принято пересматривать некоторые победы. Битва под Прохоровкой мифологизирована до такой степени, что уже непонятно где там факты, а где додумки. Одно понятно: водоразделом Курской битвы стал не бой под Прохоровкой, а удачное наступление Красной армии как раз на противоположном фасе военных действий. Бой же под Прохоровкой был попыткой (кровавой но удачной в конечном счете), остановить продвижение немцев на этом фасе.
wtf_da_a_eleven
Jul. 12th, 2013 10:26 am (UTC)
Интересный блог.Добавил в друзья!Надеюсь на взаимность)
(Deleted comment)
amyatishkin
Jul. 12th, 2013 12:01 pm (UTC)
В 1941 на западных границах у Германии было двухкратное и больше превосходство в живой силе.
chmoshnik_3
Jul. 15th, 2013 05:31 pm (UTC)
Числом крите?
А вы не задавались вопросом, почему Германия, имея мобилизационный резерв в 16 млн человек (мужики 18-50 лет, 20% от численности населения в 80 млн), с января 1945 года стала ставить под ружьё 16-ти и 60-тилетних? Это при том, что Действующая Армия СССР насчитывала 10 млнов. Куда строевой народец подевался, а?
ambival
Jul. 12th, 2013 03:50 pm (UTC)
очень похоже на мнения о Бородинской битве.
visualhistory
Jul. 12th, 2013 03:57 pm (UTC)
Да, некоторые параллели напрашиваются. "Одержали моральную победу".
matorii
Jul. 13th, 2013 01:15 pm (UTC)
а какая модификация т-34 на картинке?
visualhistory
Jul. 13th, 2013 01:29 pm (UTC)
Плоховато видно. Вполне возможно, что это Т-34-85 образца 1944 года. Не уверен.
matorii
Jul. 13th, 2013 01:40 pm (UTC)
поэтому и спросил.
мне тоже показалось, что это т-34-85. по устройству орудийной амбразуры башни видно.
Александр Потапов
Jul. 13th, 2013 06:29 pm (UTC)
Давно пора понять курскую битву выиграл Рокоссовский
И хватит мусолить про разгром под Прохоровкой (кстати при Сталине ее никто победой не считал) и Ватутина, почти полностью положившего свои войска (ему Рокоссовский потом был вынужден передать часть своих - не повезло ребятам - он и их угробил). Ватутин по тупизму близок к "великому Жукову".
андрей медведев
Jul. 13th, 2013 08:20 pm (UTC)
У немцев в подбрюшье пиндосы высадились на Сицилии , открылся новый фронт, туда все Фердинанды потом и перевели вот по этому наступать и прекратили.
Немцы попробовали наступать, не получилось, спокойно отошли, окружения и разгрома немцев не было, была работа, почитайте о потерях под той же самой Прохоровкой, становится горько....
Александр Потапов
Jul. 13th, 2013 09:11 pm (UTC)
га-га-га учите историю а не фантазируйте
Их Рокоссовский разгромил. Они как раз наступали на его участке. "По немецкой бронетехнике вёлся массированный огонь артиллерией всех калибров, включая 203-мм гаубицы Б-4, в результате чего многие САУ, пытаясь маневрировать, вышли за пределы разминированных проходов и подорвались на минах и фугасах. 11 июля ударная группа была сильно ослаблена передислокацией 505-го батальона «Тигров» и других частей, интенсивность атак «Фердинандов» существенно снизилась. Немцы отказались от попыток прорыва советской обороны, 12 и 13 июля занимаясь попытками эвакуации подбитой бронетехники. Но эвакуировать подбитые «Фердинанды» немцам не удалось, вследствие их большой массы и отсутствия достаточно мощных ремонтно-эвакуационных средств. 14 июля, не выдержав атаки советских войск, немцы отошли, подорвав часть не подлежавшей эвакуации техники. Трофеями советских войск стал 21 «Фердинанд». Другое соединение тяжёлых САУ, 653-й батальон, действовал в районе посёлка Тёплое 9—12 июля. Бои здесь отличались меньшей интенсивностью, потери немецких войск составили 8 «Фердинандов». В дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле — августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. Последние из них произошли на подступах к Орлу, где советским войскам в качестве трофеев достались несколько подготовленных к эвакуации повреждённых «Фердинандов». В середине августа оставшиеся боеспособными САУ немцы перебросили в районы Житомира и Днепропетровска, где часть из них встала на текущий ремонт — замену орудий, прицельных приспособлений, косметическому ремонту броневых листов.
Безвозвратные потери САУ «Фердинанд» в Курской битве составили 39 машин. По утверждениям немецкой стороны, за июль — август 1943 года 653-й и 654-й батальоны подбили и уничтожили более 500 советских танков и более 100 артиллерийских орудий."
И хде их перебросили на Сицилию? В января 44?

Edited at 2013-07-13 09:13 pm (UTC)
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner