?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Незабытые могилы

Вчерашний телерепортаж о том, как гибнет старое кладбище Таганрога подтолкнул меня обратится к теме, над которой я размышляю уже года три.
Кладбище – это то место, где ставят памятники людям, не удостоенным других памятных знаков. Даже скромный крестик с табличкой – это памятник, возможно, единственное, что ещё напоминает о давно ушедшем и всеми забытом человеке. Когда этот крестик упадёт от старости и исчезнет, о когда-то жившем человеке уже никто никогда не вспомнит. В нашей стране ежегодно бесследно исчезают десятки, если не сотни тысяч старых могил. Происходит это не только на заброшенных сельских кладбищах, но и в городах.
Конечно, старые могилы в обезлюдевших деревнях не спасти уже никакими средствами, да и в самых богатых городах никто не будет за свой счёт спасать "бесхозные" могилы, если они не представляют мало-мальской исторической или художественной ценности. Поэтому в ближайшие годы в небытие уйдут ещё миллионы могил.
Мы не можем спасти надгробия как материальные объекты, но можем спасти и навсегда сохранить память о них. Нужен всенародный Интернет-проект "Незабытые могилы", в котором все желающие будут заносить данные о захоронениях с фотографиями и каталогизацией по кладбищам, населенным пунктам, районам, областям и т.д. Кроме того, между учётными карточками могил можно было бы устанавливать родственные связи, т.е. давать гиперссылки на захоронения родственников по восходящим, нисходящим и боковым линиям. Тогда у  многих людей появится возможность узнать, где похоронены их родственники.
Сейчас в Интернете есть десятки разрозненных ресурсов, посвященных отдельным кладбищам, но все они носят очень фрагментарный характер и чаще всего построены в виде обычного алфавитного списка захороненных лиц, т.е. не обладают преимуществами базы данных. Эти разрозненные ресурсы создаются и поддерживаются разными людьми (от краеведов до кладбищенских администраций), но ни один, кажется, не предполагает массового участия наподобие Вики-проектов. В принципе, платформу Википедии вполне можно было бы взять за основу для такой базы. Карточек нужно создать десятки миллионов.
Что касается охвата, то мне представляется, что не следует ставить каких-то территориальных или конфессиональных рамок.

На одном из заросших погостов во Владимирской области умирающие  старинные надгробия ещё могут что-то рассказать:

Этому снимку уже 3 года и не известно, живо ли это надгробие до сих пор...

Как  всегда, интересно узнать мнение читателей.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
candy_perfume
Jul. 14th, 2013 10:45 am (UTC)
жаль, что нет традиции кремации, а то и земли не напасешься, и неизвестно, кто чем там болел, и это все потом ворошицца-застраиваецца. А о человеке вспомнят либо потомки, либо если создал что-то нужное человечеству, а про остальных да, не вспомнят, но это нормально, такова жизнь.
visualhistory
Jul. 14th, 2013 10:47 am (UTC)
Многие ищут могилы своих предков годами.
candy_perfume
Jul. 14th, 2013 10:51 am (UTC)
ну это потому что никакого учета не было, максимум карандашиком в амбарной книге. Ну опять же - это вот просто у нас традиции такие. Какие-нибудь индусы развеют над Гангом и не надо никого искать, он везде, духовный, а не материальный.
visualhistory
Jul. 14th, 2013 10:57 am (UTC)
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А.С.Пушкин)
vilena
Jul. 14th, 2013 10:51 am (UTC)
Хорошая идея. А может и шире взять и сделать интернет-проект, не только о "любви к отеческим гробам", но и к запечатленным на фото лицам. Сделать доступной каждому оцифровку старых семейных архивов с момента появления фотографии и до 90-х годов прошлого века. Например, "Незабытые предки" - всенародный интернет-проект. У кого-то большие семейные фотоархивы, но ведь у некоторых по несколько старинных фотографии предков, когда сниматься было дорого, а в деревнях и подавно по 1-3 фотографии, они уже со временем рассыпаются, их тоже надо спасать для истории страны.
visualhistory
Jul. 14th, 2013 10:55 am (UTC)
Да, это не менее замечательная идея. Я подумывал, что в учетную карточку могилы можно было бы добавлять краткие сведения о человеке и его фотографии.
Трудно сказать, надо ли делать эти два проекта параллельно или как единый. Может быть, "Незабытые предки" даже лучше.
skif_tag
Jul. 14th, 2013 11:11 am (UTC)
Есть сайты генеалогические, там очень интересно, бывают такие пересечения)) В рамках этих проектов можно просто добавить информацию о местах захоронения.
visualhistory
Jul. 14th, 2013 11:22 am (UTC)
Нет, нужна специальная база, построенная под задачу и открытая для всеобщего редактирования. Как Вики.
skif_tag
Jul. 14th, 2013 11:08 am (UTC)
Идея хорошая, но не реализуемая...(
Что касается сохранности кладбищ, то это проблема в головах. Я всегда будучи за рубежом, стараюсь посетить старинное кладбище, и всегда невольно сравниваю с нашими. Но, думаю, тут дело в психологии, менталитете в первую очередь, а не в нормативных актах.
Как раз о таганрогском кладбище: да, оно безумно интересно, там можно часами гулять. Но, я вспоминаю год так 76-ой, его несколько лет как закрыли. И нам в художественной школе учитель говорит - будут сносить кладбище (собирались это делать лет через 10 после закрытия), вы обязательно собирайте черепа" Из них можно делать множество красивых вещей, светильники, пепельницы...
Вот так говорил человек, обязанный прививать детям чувство прекрасного))
Сегодня с трудом представляю подобное. Т.е. психология у людей меняется понемногу, приходит понимание того, что состояние кладбищ отражает здоровье общества.
visualhistory
Jul. 14th, 2013 11:19 am (UTC)
"Идея хорошая, но не реализуемая...("

Я читал интервью основателя Википедии, именно такая была реакцию у людей, когда он затевал свой проект.
(Deleted comment)
visualhistory
Jul. 14th, 2013 02:17 pm (UTC)
Спасибо, исправил.
idealist_t
Jul. 14th, 2013 05:53 pm (UTC)
Идея правильная. Глубокая. Но, к сожалению, все не получится. Кого-то запомним, и это хорошо.
naxellent
Jul. 16th, 2013 09:51 pm (UTC)
В мусульманской традиции, насколько я знаю, запрещено подновлять памятники. Мол, когда памятник исчезнет - тогда и время уходить памяти о человеке, и мешать этому не надо.
Я не фанат религии, но в этом что-то есть.
Однако в создании такого ресурса приняла бы участие. Мне бы хотелось найти некоторые могилы своих предков. Или помочь другим найти своих.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner