visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Лугано на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя

Оригинал взят у oldcolor в Лугано на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя
Лугано - это город в швейцарском кантоне Тичино на границе с Италией.
Как и зачем там оказался Прокудин-Горский - пока не известно. Предположительно, он приехал туда навестить своего бывшего наставника, основателя и первого редактора журнала "Фотограф-любитель" Адриана Михайловича Лаврова, поселившегося в этом уютном городе.
Когда именно он там побывал? Думаю, что в апреле или начале мая 1908 г. На первом снимке (панораме города) у правого края видна пирамидка крыши отеля "Eden", строительство которого началось в 1907 г.  Есть ещё подсказка: майский номер журнала "Фотограф-любитель" за 1908 г. был подписан Прокудиным-Горским из Мюнхена, а это относительно недалеко от Лугано.
В этом швейцарском городе Прокудин-Горский сделал небольшую серию этюдных снимков. Обычно фотосравнения с Прокудиным-Горским делаются по российским снимкам, здесь же у нас есть возможность оценить изменения в западноевропейском ландшафте за минувшее столетие.

Итак, первый снимок представляет собой панораму города из района станции Парадизо:


Посмотреть в оригинальном разрешении

Как видно, город за 100 лет сильно разросся по причине финансового бума. Из узнаваемых зданий хорошо разглядеть только отель "Сплэндид" на набережной.

Далее вид с набережной в центре города:


Оригинал

Здесь перемены не столь сильно бросаются в глаза, но всё же видно укрупнение масштабов застройки. Каким-то чудом уцелели металлические арочные тенты для лодок с стиле модерн. Кстати на прокудинском снимке при просмотре в максимальном разрешении можно заметить автобус! По внешнему виду это модель Фиат 15-тер, на загвоздка в том, что они начали выпускаться только в 1913 г., а снимок сделан в 1908.  Мне так и не удалось найти объяснения этому парадоксу.



Автобус Фиат 15ter:


Теперь интересный вид на гору Сан-Сальваторе:


Оригинал

Автор по забывчивости подписал его как "Капри". Снято чуть ниже городского вокзала от "Hotel Federal" 1923 г. постройки. Очевидно, Прокудин-Горский снимал с высокой террасы или со второго этажа, поэтому на современном снимке гора не видна за холмом (я наблюдал её с верхней площадки у вокзала). Домик слева от столба сохранился, кажется, но почти не узнаваем из-за перестроек.
Интересно, что на прокудинском снимке видны (точнее, почти незаметны) сразу две линии фуникулёра! Одна поднимается к вершине горы, а вторая проходит в углублении между изгибом лесенки и домиком (от неё видно лишь канатное колесо).

Четвертый вид сделан в противоположную сторону от третьего:



Оригинал

Здесь тоже всё сильно изменилось и я только со второй попытки нашел более менее подходящую точку съемки (сам ПГ снимал с высокой террасы снесенного старого отеля). Соседний отель также не сохранился. На его месте теперь пустырь. И деревья сильно выросли...

А снимал Прокудин вот с этой террасы:


Снимок ошибочно подписан автором "В Италии". Что за дама на снимке - установить пока не удается. По одной из версий - дочь Прокудина-Горского Екатерина, которой на тот момент было 15 лет.
Tags: 1900-е, Прокудин-Горский, Фотосравнения, Швейцария
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments