?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда были сделаны первые фотографии города Кёнигсберга (ныне Калининград) - никому не известно. Безусловно, были дагерротипы 1850-х гг., вполне возможно, и 1840-х, однако до нас они не дошли.
Самый ранний точно датированный снимок показывает торжества по случаю коронации Вильгельма I во дворе Королевского замка Кёнигсберга в октябре 1861 г.:



Однако есть целая группа снимков с точно неустановленной датировкой, про которые можно сказать только, что они сделаны не позднее 1864 г., судя по состоянию памятников архитектуры.

Например, на этом снимке главная башня замка имеет ещё старое барочное завершение, в 1864-1874 гг. она будет перестроена в готическом стиле:


На этом снимке начала 1860-х мы видим ещё целую башню Зелёных ворот Кнайпхофа у Зелёного моста, которые будут снесены в 1864 г. для расширения проезда:


Вообще, первые фотографы застали Кёнигсберг совсем в другом виде, чем тот теперь известен по множеству открыток и довоенных снимков. Это был ещё настоящий средневековый город, который безжалостно уничтожали на протяжении 70 лет в ходе капиталистической реконструкции. Сносились и уникальные памятники архитектуры, и целые улицы рядовой ганзейской, бюргерской застройки.

Зелёные ворота и старая Биржа (справа), которая будет снесена в 1870-м г.:


Снимок ул. Кнайпхёфише лангассе (Кнайпхофская долгая), который может быть вполне датирован 1850-ми годами:

Здесь видны очень характерные для ганзейских городов высокие крыльца, которые будут вскоре все снесены для расширения тротуаров.

Это уже более поздний снимок 1865-1870 гг. - Зелёных ворот уже нет, а старая биржа ещё цела:


Этот снимок 1864 года показывает только что построенное новое здание Университета на Парадной площади:

После войны руины этого здания перестроят в безликую коробку, в которой разместится Калининградский гос. университет - по факту самый старый на территории Российской Федерации (на 200 с лишним лет старше МГУ).

А вот так выглядел Замковый пруд около 1870 г.:

К 1907 г. от этой застройки не останется практически ничего, её место займут помпезные дома в вычурном стиле, смесь модерна и романтизма. Если вдруг, когда-нибудь, лет через 100, всерьёз задумаются о восстановлении исторического центра, что тогда решат выбрать?  Ведь оба варианта были по своему прекрасны.

Старая Альбертина (университет) на острове Кнайпхоф, 1875 г.:

Это скромное, но очень историческое здание могут восстановить уже в ближайшие 20-30 лет.

Ещё один старый вид Замкового пруда, но уже около 1890 г.:

Справа видны поразительно уютные террасы домов на берегу пруда, которые совсем скоро будут уничтожены (вместе с домами), чтобы создать променад.

А вот как выглядела Кайзер-Вильгельм-плац в 1892 г.:

Целая улица бюргерских домов вдоль южной стены замка будет вот-вот снесена и площадь обретет привычный нам (по открыткам!) вид.
Немцы даже специальную открытку выпустили: "тогда - теперь":

Насколько мне известно, ни один проект восстановления замка "не вспоминает" об этих старинных домах.

Снимок замка в 1870-е. Видны старинные дома на том месте, где вскоре будет построено огромное неоготическое здание главпочтамта:

Нужно ли восстанавливать этот главпочтамт?  Я думаю, что не нужно.

А вот такая величественная ганзейская застройка сохранялась на набережной Вассергассе, между Ластадией и набережной Рыбного рынка (Фишмаркт):



Немцы всё посносили и построили там большое офисное здание.

Кстати, до реконструкции 1907 г. фасад Кафедрального собора был существенно иным. Посмотрите на снимок 1893 г.:


Этот дом постройки 1546 г. был снесён в 1900-м г.:


Средневековый, ганзейский Кёнигсберг очень хорошо задокументирован. Не только фотографиями, но и бесчисленными гравюрами, картинами, рисунками, чертежами. Это единственный на территории России город, который можно воссоздать даже на середину 16 века с точностью до дома.
Прежде чем ставить вопрос о восстановлении исторического центра в практическом плане, но всё-таки решить, что это должен быть за город: пёстрая архитектурная смесь довоенного Кёнигсберга, или хотя бы относительно целостный облик ганзейского средневековья.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
p_ta_x
Dec. 3rd, 2011 07:28 am (UTC)
Жаль, конечно, но ганзейское средневековье не восстановят даже в рамках одной улицы((
aquatek_filips
Dec. 3rd, 2011 08:57 am (UTC)
старые фото всегда очень интересно смотреть! Спасибо за экскурс
ihatehuman
Dec. 3rd, 2011 02:55 pm (UTC)
а что. разве кто-то ставит вопрос восстановления?
visualhistory
Dec. 3rd, 2011 03:03 pm (UTC)
Есть уже куча готовых проектов, а восстановление замка одобрил лично ВВП в 2005 г., когда посещал город. Но потом начался кризис и всё такое...
ihatehuman
Dec. 3rd, 2011 03:08 pm (UTC)
надоже...
небось восстановят как у нас царицыно, может лучше уж и не трогать
visualhistory
Dec. 3rd, 2011 03:12 pm (UTC)
Да, я тоже считаю, что лучше ещё 50 лет подождать с восстановлением, чем строить замок из стекла и бетона, как предусматривают некоторые проекты.
kneiphof
Dec. 3rd, 2011 06:09 pm (UTC)
Огромнейшее спасибо!

Да, не было тогда такого понятия как "охрана памятников истории". Очень жалко Зелёные ворота и старую биржу. Что касается домов перед Замком, то, имхо, фронтальный вид на замок стоил их сноса. Судя по стилю все они, кроме крайне левого - XVIII или даже XIX века. Хотя снос многих старинных домов в других частях города был явной ошибокой (ну, по моему мнению). Вроде даже последний сохранившийся дом тевтонской эпохи (то ли ещё XV века, то ли начала XVI века) снесли в XIX веке. Кстати, и дом Канта немцы не пожалели. Хотя тогда наверное эти старые дома рассматривались как устарешее, неудобное жильё. Я читал описание Кёнгсберга Людвига Бачко (написано в начале XIX века), так он там пишет о старых домах без какого-либо пиетета. Мол неудобные они, тесные, тёмные.

Башня Замка мне тоже нравится в том виде, который она приобрела после реставрации. Силуэт получился более стройный, старая башня выглядела каким-то обрубком. Хотя аутентичности в старой башне было, конечно, больше. Насчёт Замкого пруда - иметь дом с двором-террасой на воде - это, конечно, замечательно, но те, кто такого дома не имел, не могли в полной мере насладиться красотой этого места. А если учесть, что в старом Кёнигсберге с садово-парковыми зонами были как-то не очень, то устройство променадов вокруг пруда кажется мне оправданным решением.

Так что снесли слишком много, но некоторые сносы всё-таки были оправданы. Разумеется, это сугубо моё личное имхо.

Вообще, градостроение XIX века - интерсный феномен. С одной стороны настоящая старина сносилась массово, с другой очень любили строить "под старину". Вот например в Бельгии примерно в одну и ту же эпоху безжалостно снесли весь средневековый Антверпен (кроме замка Стен), и "осредневековили" Брюгге.
visualhistory
Dec. 3rd, 2011 06:38 pm (UTC)
Да, перед реставраторами всегда встаёт вопрос: какой эпохе отдать предпочтение? Некоторые мудрые реставраторы используют такой приём: половину церкви восстанавливают под 13 век, а вторую оставляют в барочном виде 17 века века. Пример есть в Киеве.
Josef Kats
Dec. 5th, 2011 03:02 pm (UTC)
Если не ошибаюсь, то в Антверпене чуток "подстарили" перпендикулярную ратуше часть Ратушной площади, но сделали это, если не ошибаюсь, уже после войны (после Первой мировой - так точно). А что касается Брюгге - там и вправду много реставрации 19 века? Я в курсе, что крепко надстроили башню на Суконных рядах, а что еще?

kneiphof
Dec. 5th, 2011 04:45 pm (UTC)
В Антверпене в основном сносили в XIX веке (начали ещё в самом конце XVIII, когда Франция аннексировала Австрийские Нидерланды, т.е. нынешнюю Бельгию). Вот по этой ссылке (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Antwerp_-_Antverpia;_Gallis_Anvers,_Vernacule_Antwerpen_(Atlas_van_Loon).jpg) расположена карта города по состоянию на 1649 год. К началу XIX века город, в общем, мало изменился по сравнению с этой картой. Откройте карту в наибольшем разрешении, и попробуйте найти замок Стен (это, правда, не просто; на карте он выглядит как неприметные ворота). Если вы не очень хорошо знаете город, откройте гугль мапс и сравнивайте с нынешним состоянием. Ориентируйтесь по ратуше. Если сравнивать старую карту с современной, то видно, что на месте широких набережных Шельды раньше находилось много маленьких улочек (между прочим, в основном со средневековой застройкой), городские стены, башни и ворота, и даже церковь (Стен расположен икак раз слева от неё). Вот всё это - самую старую часть города - и снесли в XIX веке. В общей сложности ради нынешних набережных снесли шестьсот домов на территории восьми с половиной гектаров. Оставили только Стен, который отреставрировали с соответствующим тогдашней эпохе романтизмом.

А кроме набережных сносили и в других местах. Например для строительства портовых бассейнов Виллемсдок и Бонапартсдок снесли примерно двести домов. Так что средневековый Антверпен был уничтожен почти полностью. Хорошо, что сохранился Антверпен эпох ренессанса и барокко.

По поводу Брюгге я, к сожалению, не могу подробно ответить (знаю этот город хуже, чем Антверпен). Но вот например "Провинциальный двор" (http://nl.wikipedia.org/wiki/Bestand:Brugge_-_Provinciaal_Hof_1.jpg), расположенный на площади рядом с Суконными рядами - неоготика (строился с 1887 по 1920 год). Вообще реставрировали там довольно много, это факт. Не то что бы тамошняя застройка - это новоделы, но многие "старинные" детали на домах появились только в позапрошлом веке. Пару лет назад проходила у нас (в Бельгии) выставка с названием примерно как "Изобретение средневекового Брюгге", но я, к сожалению, так и не сподобился на неё сходить.
aksinya_m
Dec. 3rd, 2011 08:52 pm (UTC)
очень-очень здорово! спасибо большое!
по мне, город до этих реконструкций был лучше, гармоничнее. Но сейчас всё равно так не построят, будет выглядеть подделкой.
gaidzine
Dec. 4th, 2011 12:08 am (UTC)
Спасибо! Очень интересные фото!
Перепостила.
А откуда взялись фотографии? Интернет, гос архивы, личная коллекция или что?
visualhistory
Dec. 4th, 2011 04:12 am (UTC)
Я собираю эти снимки уже почти 10 лет в Интернете, что-то сканирую. К сожалению, источник в Сети почти никогда не указывается. Короче "из всех возможных источников".
gaidzine
Dec. 4th, 2011 08:48 am (UTC)
Очень здорово! Респект, как говорится! А Вы сайт не пробовали сделать?
visualhistory
Dec. 4th, 2011 09:19 am (UTC)
По Кёнигсбергу или вообще по историческим снимкам? Сайт дело хорошее, но я не силён в Веб-дизайне.
Josef Kats
Dec. 5th, 2011 02:59 pm (UTC)
Огромное спасибо!
Особенно порадовала застройка Вассергассе - не знаю, как в Кенигсберге, а на своем домашнем макете я ее рано или поздно воссоздам обязательно! :)
Благодарю и за прояснение в истории с Зелеными воротами (ну очень они мне симпатичны!) и старой биржей.
Изображение застройки перед замком мне попадались и более раннего периода. Дома там всяко старше 19-18 век. Полагаю, что в основе своей это ганзейская застройка, а лет сто пятьдесят назад има "срезали" фигурные фронтоны, придав облик в духе классицизма.
Был бы очень благодарен, если бы вы потихоньку стали бы выкладывать в своем ЖЖ отдельные материалы, касающиеся застройки Кенигсберга "докапиталистической поры".
visualhistory
Dec. 5th, 2011 03:04 pm (UTC)
Спасибо за отзыв! Было бы интересно увидеть снимки Вашего домашнего макета. Собираюсь сделать пару-тройку постов по гравюрам и картинам дофотографического Кёнигсберга.
kneiphof
Dec. 5th, 2011 04:52 pm (UTC)
Интересная вресия насчёт домов перед замком (ганзейская основа и позднейшая перестройка под классицизм). Хотя фасад в четыре окна - не широковато ли для ганзейских домов? Правда я не очень хорошо знаком с ганзейской архитектурой, так что может быть такие широкие дома были в порядке вещей.

А на макет и мне интересно было бы взглянуть.
Josef Kats
Dec. 6th, 2011 08:08 am (UTC)
Спасибо за ссылку. Так получилось, что в Антверпене жила одна из ветвей моих предков, так что все связанное с историей этого города для меня полезно.
Стен нашел буквально сразу же, затем - дом цеха мясников, а вот ратушу - только третьей;)
Удивило обилие каналов в городе (похоже, кампания по их заспыке стала в Бельгии чем-то вроде "национальной идеи" ;) )и размеры снесенной церкви на месте набережной. Это, случайно, не предшественница Кафедрального собора, судя по масштабности?
По поводу макета - см. ответ на предыдущий пост хозяина ЖЖ
kneiphof
Dec. 7th, 2011 04:16 pm (UTC)
К сожалению о снесённой церкви мне ничего не известно. А каналы действительно любили засыпать во многих бельгийских городах.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner