?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уже много десятилетий как бензоколонка стала повседневным атрибутом нашей жизни. Обычно она воспринимается как довольно прозаическая, техническая вещь, "часть инфраструктуры" и довольно редко вдохновляет деятелей культуры.
Между тем автозаправочные станции, так же как и любой другой объект материальной культуры, непрерывно меняются и их облик становится одной из замечательных примет времени. У меня накопилось несколько интересных исторических снимков с бензоколонками, которые я и хочу сегодня показать.

Когда точно появились автозаправочные станции в России мне не известно, но в 1920-е гг. они уже были.

"Рено" Владимира Маяковского на бензоколонке, фото Родченко 1929 г.:

Высокое разрешение
Кстати, иномарка  у пролетарского поэта была не служебная, а личная. Купил в Париже как подарок для Лили Брик (здесь можно почитать историю).



Московская бензоколонка начала 1930-х на снимке Евзерихина:


АЗС на Угольной площади (Садово=Самотечная) в Москве, 1934 г.:


Бензозаправка на Садовой-Каретной в Москве в 1939-м:


Бензоколонка на Плющихе, Москва, 1947:


Бензоколонка на Плющихе, Москва, 1947:


Бензоколонка в Обояни на снимке Жака Дюпакье, 1964:


Автозаправка в Тбилиси на снимке Жака Дюпакье, 1964:


Заправка у отеля "Метрополь" в Москве, 1967:


АЗС в Москве 1967 г.:


АЗС 1970-х где-то в СССР:


АЗС у гостиницы "Можайская" в Москве, 1970-е:


Бензоколонка на Ленинском проспекте в Москве. В. Шияновский/РИА Новости, 1974:


Станция техобслуживания на Варшавском шоссе, 1977 год:


АЗС в Ленинграде, 1985:


АЗС на Рочдельской ул. в Москве, 1988:


АЗС на Люблинской ул. в Москве, 1989:


АЗС в Ярославской области, 2013 г.:


Некоторые из снимков найдены на сайте Старая Москва, который три дня назад переехал на новый адрес! Прощай oldmos!

Кстати, в России в настоящее время насчитывается более 20.000 АЗС, в США - более 120.000.

В следующем посте я покажу фотоисторию бензоколонки за рубежом.

ЕСЛИ КТО ЧТО-ТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПРО СОВЕТСКИЕ АЗС, ПОДЕЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
djak_krjakutny
Jul. 23rd, 2013 06:26 am (UTC)
Спасибо!
Очень интересно.
munkomunk
Jul. 23rd, 2013 06:55 am (UTC)
Четко прослеживается архитектурный упадок. Красота держалась примерно до середины 60-х.
visualhistory
Jul. 23rd, 2013 07:20 am (UTC)
Архитектуру отменил Хрущев в 1955 году. Остался один дизайн.
munkomunk
Jul. 23rd, 2013 07:41 am (UTC)
Дизайна в позднем периоде тоже не наблюдается. Осталась утилитарность в худшем проявлении.
amyatishkin
Jul. 23rd, 2013 12:40 pm (UTC)
Остается вопрос - почему при капитализьме архитекторы так и не появились?
aleksvk
Jul. 23rd, 2013 07:57 am (UTC)
Вполне аутентично-советскую бензоколонку можно наблюдать на Шоссейной улице (http://maps.yandex.ru/-/CVVhfKN-#).
У деда была своя машина (в конце 40х приобрёл Мерседес), ездили они с отцом в Питер (в начале 50х), рассказывали, что бензоколонок для частников практически нигде не было, в Калинине и под Новгородом покупали бензин в керосиновой лавке...
visualhistory
Jul. 23rd, 2013 08:47 am (UTC)
бензоколонок для частников практически нигде не было, в Калинине и под Новгородом покупали бензин в керосиновой лавке...

Жесть!
aleksvk
Jul. 23rd, 2013 10:04 am (UTC)
Советская действительность.
Зато пробок не было :)
(Deleted comment)
aleksvk
Jul. 25th, 2013 07:47 am (UTC)
Не в сороковых, а в пятидесятых. И кроме существовавшего строя, винить абсолютно некого.
p_ta_x
Jul. 23rd, 2013 10:12 am (UTC)
А что с ОлдМос стало?
visualhistory
Jul. 23rd, 2013 10:16 am (UTC)
А читайте мой следующий пост.
czerjoszyn
Jul. 23rd, 2013 10:26 am (UTC)
Интересно, что бензоколонки были даже под стенами Кремля и элитного "Дома на набережной"...
tohasss
Jul. 23rd, 2013 11:11 am (UTC)
Сейчас в пределах Бульварного кольца (а может и Садового тоже) только одна осталась, напротив ХХС. Аутентичная и, по-моему, не для простых смертных.
naxellent
Jul. 23rd, 2013 04:15 pm (UTC)
Интересно, спасибо!
rsx11m
Jul. 23rd, 2013 05:32 pm (UTC)
Аккурат напротив дома деда, это частный сектор "на Ауре" - Амур-Нижнеднепровский район г. Днепропетровска,- в конце 70х построили АЗС. Строго для государственных машин. На домике, где сидела заправщица, висел "колокол" - рупорный громкоговоритель. Орала она так, что во дворе и на огороде было все прекрасно слышно. Самые частые реплики: "Заправка только для госмашин, частники - на Передовую!" (улица Передовая, там была ближайшая заправка, это километра 4). "76го нет!" "Бензин только по талонам!" (т.е., за наличные купить было нельзя даже "государственным" машинам). Вот, в таком духе. Очень часто туда скапливались огромные очереди грузовиков и автобусов. С другой стороны, была и польза. Во-первых, на заправке был телефон. В радиусе 2 километров это был единственный телефон, включая телефоны-автоматы,- их просто на поселке не было. Тетка, конечно, никого не пускала, но в случае чего, вызвать скорую было можно. Тетка набирала 03 сама и протягивала трубку. Кроме того, всегда можно было купить канистру бензина, если не ехать, в просто перейти дорогу и дать тетке 50коп, а потом и рупь сверху (тут-то и коррупция). Еще более того, мы, пацаны, устраивали налеты на заправку. Нужно было выследить, когда будет минимум машин, на мопедах быстро подъехать к колонке (заранее распределяли, чья какая колонка, чтобы не толпиться), взять пистолет, натянуть шланг вниз до земли, и тогда из шлага в заботливо подставленную литровую банку выливался бензин, который просто оставался в петле шланга после предыдущей заправки. Да, не много, но сколько нашим мопедам нужно было? Пару налетов в неделю, и бензином обеспечены. Тетка яростно ругалась, но, пока она оббежит вокруг домика с какой-то палкой, нас уже и след простыл.

Увы, фотографии я не найду, что-то было издали на кинопленке, просто снимал машины. Колонки были как на фото с "Запорожцем", только не желтые, а красные.
bubuntu
Jul. 24th, 2013 03:06 am (UTC)
ЗдОрово! С нетерпением жду следующую часть.
На втором снимке - кусочек огромного и свежего ещё "Дома правительства" (так его тогда называли), в ожидании предстоящего вскорости "эффекта чёрных окон".
Особенно трогательно выглядит маленький и отважный Renault R4, отчаянно затесавшийся в безбрежные советские просторы.
На бензоколонке в Юрмале в конце 60-х, мальчишкой, я лицезрел самую настоящую новенькую, сверкающую и распластанную Maserati. Впечатление на всю жизнь :)
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner