?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этот день 90 лет назад, 24 июля 1923 г., был заключен Лозанский мирный договор, один из основных итоговых документов Лозаннской конференции 1922—1923 гг., подписан Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, с одной стороны, и Турцией — с другой. Заменил Севрский мирный договор 1920 года.
Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в её современных границах. Турция сохранила за собой Восточную Фракию, Измир и другие территории, отторгнутые от нее по Севрскому мирному договору 1920 года. В то же время, Турция отказалась от претензий и утратила контроль над Аравией, Египтом, Суданом, Триполитанией, Киренаикой, Месопотамией, Палестиной, Трансиорданией, Ливаном и Сирией, островами в Эгейском море (включая Лемнос, Самотраки, Лесбос, Хиос, Самос, Икария). Турция добилась отказа Антанты от создания «национального очага» армян.

Вступление турецкой армии во главе с Ататюрком в греческий город Смирна (ныне Измир), 9 сентября 1922 г.:

Высокое разрешение

Лозанский договор явился результатом поражения греков в войне с турками 1920-1922 гг. и означал для европейцев утрату последнего исторического шанса на освобождение Константинополя от турецкой оккупации, начавшейся в 1453 году. Балканская Реконкиста так и осталась незаконченной.
Договор также имел катастрофические последствия для греческой нации, поскольку всё греческое население было изгнано из Малой Азии, исторической прародины греков. Это была одна из крупнейших этнических чисток в мировой истории.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
rus_turk
Jul. 24th, 2013 11:38 am (UTC)
Однобоко и чрезмерно субъективно освещаете. Не изгнание греков, а обмен населением, для прекращения взаимной резни.
visualhistory
Jul. 24th, 2013 11:42 am (UTC)
Да, субъективно, конечно. Но ведь изгнание греческого народа с исторической прародины - это факт, "обмен населением" - всего лишь красивое название, а "прекращение резни" - всего лишь предлог.
amyatishkin
Jul. 24th, 2013 12:43 pm (UTC)
Исторической родиной это было, пока греки желали в составе Османской империи жить.
А нет - чемодан-пароход-Афины.
olaff67
Jul. 24th, 2013 11:39 am (UTC)
Оплатили в том числе и греками нефть.
spartanus
Jul. 24th, 2013 12:39 pm (UTC)
Да, это грустная война, о которой (в тени Первой мировой) мало кто знает не только в России, но и на Западе. Так и не выгнали турков из Европы и не освободили Константинополь...

И, как всегда, европейские нации предали своих союзников - а могли бы, сравнительно легко, наверное, помочь Греции в этой войне.
amyatishkin
Jul. 24th, 2013 03:34 pm (UTC)
От кого надо было освобождать Константинополь?
visualhistory
Jul. 24th, 2013 03:57 pm (UTC)
От турецких оккупантов. Это ведь греческий город исторически.
zig_master
Jul. 24th, 2013 04:33 pm (UTC)
Да и практически.
По Османской империи со статистикой беда, но турки перевесили греков в численности Стамбула только в конце ХІХ века. В 1912 их было 38% супротив 31% греков, при том христиан было больше, чем мусульман.
Греков в Стамбуле до войны было даже больше, чем в Афинах.

А если учесть, что среди столичных турок львиную долю составляли ассимилянты в 0-1 поколении мусульманского вероисповедания (черкесы, арабы, босняки, помаки, курды, итд), можно утверждать, что турецким Констатинополь стал только после Лозанского договора и именно благодаря ему.
meks65
Jul. 24th, 2013 05:40 pm (UTC)
Вообще то Константинополь - город не греческий, а римский. Так что итальянцы при помощи остальной европы в 1204 году пытались его вернуть в правильное русло.
А что касается "обмена населением" в греческих областях, в том числе на Крите и Кипре было огромное турецкое население, которое к тому времени начали активно, как бы это помягче сказать, чистить.
Греки после 2 мировой оккупировали Измир и начали там проводить аналогичную политику.
Во времена Блистательной Порты все народы ( греки, турки, армяне, евреи ) жили в мире. Отделение начали греки, подогреваемые британцами. И понеслось.....
amyatishkin
Jul. 24th, 2013 06:34 pm (UTC)
См комменты - он и был греческим, до того, как они захотели этнических чисток.
spartanus
Jul. 24th, 2013 04:16 pm (UTC)
От турков, которые захватили Малую Азию и часть Греции в 15 веке. ;)
amyatishkin
Jul. 24th, 2013 06:37 pm (UTC)
А вернуть ЮБК они не хотели? Как раз исконно греческие поселения, хороший процент населения, и всякие ренегаты просят войска прислать.
akim_trefilov
Jul. 24th, 2013 02:53 pm (UTC)
а как же крест на Святую Софию? (всхлипывая и утирая рукавом нос)
shestovsky
Jul. 26th, 2013 02:48 am (UTC)
А ведь загадочная история. По Урланису потери греческой армии за ту войну - что-то порядка 30 тыс. Не мало конечно, но в сравнении с Балканскими войнами, Салоникским фронтом, да учитывая размах территории и время 2-3 года вроде и не катастрофично. Положим, к Анкаре не пробились, но ведь и никаких сокрушительных "Канн" с греками на Сакарье не произошло: ну понесли потери, ну отступили... Уж Смирну-то и Проливы с Восточной Фракией от Ататюрка, казалось бы, могли удерживать до посинения. Благо, флот у греков был, даже броненосный, а Ататюрк - кто он вообще тогда был? - мятежник да ещё и союзник большевиков. И тут вдруг какое-то всеобщее безоглядное бегство. Странно.
kopoushka
Aug. 11th, 2013 06:50 pm (UTC)
Договор, то есть, у Вас Лозанский, а конференция все же ЛозаННская? Интересно как.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner