?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несколько лет назад американский социологический институт Гэллапа провёл исследование о распространенности русского языка в пост-советских государствах. Результаты можно посмотреть здесь.

Один из главных вопросов исследования был такой: «На каком языке вы предпочитаете проводить интервью – на английском, местном (украинском, молдавском, грузинском и т.д.) или на русском. В трёх государствах большинство опрошенных выбрало русский как наиболее удобный для себя. На Украине его предпочло 83%, в Белоруссии – 92%, в Казахстане – 68%. По другим странам можете посмотреть сами:



Хотя далеко не у всех наиболее удобный язык общения совпадает с понятием "родного языка", данные американского института довольно наглядно отражают языковую ситуацию на бывшем советском пространстве.

Comments

rus_turk
Aug. 1st, 2013 03:23 pm (UTC)
Потому что культурные связи с Россией сильней, чем со Средней Азией. Даже ислам казахам привили русские, а не среднеазиаты, в рамках нашей политики: строили мы мечети казахам на казенный счет, поощряли отправку в степь татарских мулл. Казахи/киргизы с презрением относились к оседлому узбекско-таджикскому населению (впрочем, это взаимно) и к их заимствованным от персов традициям вроде бачебазства. Множество казахских джигитов участвовало в наших Туркестанских походах, в завоевании Средней Азии.

Edited at 2013-08-01 03:24 pm (UTC)
visualhistory
Aug. 1st, 2013 03:30 pm (UTC)
Я помню интересную историю: киргизы (или киргиз-кайсаки?) обратились к Екатерине Великой с просьбой принять их всех в православие и под свою руку. Там им тогда отказали! Вероятно, хватало других дел в империи, чтобы посылать войска за тысячи вёрст на защит новых подданных и рубежей. Может, были и другие какие резоны, а так бы сейчас были киргизы православные.
rus_turk
Aug. 1st, 2013 03:39 pm (UTC)
Именно Екатерина II инициировала исламизацию казахов.
http://rus-turk.livejournal.com/48644.html

Казахский Младший жуз "присоединился" в начале 1730х. Вот как это описывает В.В.Григорьев, известный историк XIX века:

"Царствование императрицы Анны Ивановны ознаменовано было — читаем в учебниках отечественной истории — добровольною покорностью, дотоле враждебной нам, многочисленной орды киргиз–кайсацкой. Случилось это в 1734 году. В Петербурге очень радовались такому событию, припоминая, что сам Петр Великий был (будто бы) того мнения, что «хотя оная орда народ степной и легкомысленный, токмо всем азиатским странам и землям ключ она и врата», ибо, по–европейски судя, полагали, что через принятие подданства нашего одним из киргиз–кайсацких ханов, повернули мы этим ключом и вступили в те вожделенные врата, за которыми открывались нам сокровища Индии. Вследствие этого, собирались уже мы завесть флотилию на Аральском море, и отправлять караваны в Ташкент, Бухарию и далее. На деле вышло не совсем то. Открылось зрелище другого рода, едва ли виданное до тех пор на памяти истории — от новых подданных своих нашлись мы вынужденными ограждать себя линиями крепостей с многочисленными гарнизонами, тогда как дотоле граница противу них была открытая. Произошло это оттого, что у нас забыли про вышеприведенную аксиому: «принятие подданства рассматривается кочевниками как сделка, ни к чему их не обязывающая, но на которой рассчитывают они выиграть четыреста на сто; за неудачу же в этом расчете мстят набегами и хищничеством». Мы приняли слова за дело, и, разумеется, должны были испытывать последствия такой непрозорливости: новые подданные оказались злейшими врагами, так что в течение почти целого столетия все усилия правительства обратить их к покорности, усилия, стоившие не дешево, оказывались совершенно бесплодными. Из–за линий наших на Яике (Урале) и Иртыше, во весь этот период, не подвинулись мы почти ни на шаг вглубь Киргизских степей, и считали великим счастьем, если обитатели их не прорывались сквозь эти линии, не разоряли наших селений, и не увлекали жителей их в неволю. Задача приручить кочевников, сильных численностью, защищаемых безмерностью и бесплодием их степей, хитрых, алчных к добыче, страстных к дикой свободе, была, конечно, задачею не легкою, но все–таки исполнимою, ибо была же она наконец разрешена нами. Таким образом, если до разрешения этой задачи пробились мы бесплодно около сотни лет, выходит, не умели мы взяться за нее".

http://rus-turk.livejournal.com/268703.html

visualhistory
Aug. 1st, 2013 03:48 pm (UTC)
Спасибо, не знал! Но почему выбрали всё же исламизацию, а не христианизацию? Как-то не логично с точки зрения геополитики. Вроде бы даже Петр пытался немного крестить татар.
barakobamas
Aug. 1st, 2013 03:56 pm (UTC)
Небось, из "просвещенной Европы" подсказали.
Небось, из "просвещенной Европы" подсказали.
rus_turk
Aug. 1st, 2013 05:12 pm (UTC)
Не за что!
Христианизацию кочевников проводить было бы много трудней, как из-за нехватки знающих тюркские языки миссионеров, так и риска их моментального обращения в рабство — невольников-мусульман (суннитов) Средняя Азия у казахов покупать бы не стала. Наверное, также посчитали, что казахам как многоженцам ислам будет ближе. Все это было нужно для того, чтобы усмирить совершавших набеги кочевников, дав им религию, свойственную оседлому населению.
Уже в XIX веке у Густава Гасфорда родился проект обращения казахов в синкретическую религию на базе иудаизма...
n4sa
Aug. 12th, 2013 05:05 pm (UTC)
Вообще-то христианство на территории Казахстана появилось ещё раньше Крещения Руси, но это было христианство несторианского толка.
Кочевые народы его и принимали как раз потому, что, в отличие от остальных религий, оно не налагало больших ограничений на кочевую жизнь, связанных с обрядами, поклонениями, ритуалами и т.д. Подробнее тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

А что касаемо ислама, то не Россия насадила казахам ислам - он появлялся ещё со времён караханидов: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5
Не говоря уже о суфиях и прочих мыслителях, вошедших в историю Казахстана, казахской и тюркской литературы и культуры.
Просто к исламу кочевые казахи относились тоже по-кочевому - так сказать "ислам lite". А к середине XIX века, несмотря на университеты и академии в столицах, в провинции образовательной деятельностью по-прежнему во многом занимались религиозные учреждения (церковно-приходские школы и медресе).
Как и чему может научить православный священник из оседлого народа, знающий церковнославянский и в лучшем случае греческий или латынь, - как и чему он может научить кочевых мусульман, говорящих на тюркском наречии и знающих суры на арабском?
Однако и священники приезжали - но уже после середины XIX века - окормлять в присоединённых территориях русское воинство, учёных, купцов.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner