visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

На чём путешествовал Прокудин-Горский?

Через неделю будем отмечать 150-летний юбилей великого мастера.

Оригинал взят у oldcolor в На чём путешествовал Прокудин-Горский?
На чём Прокудин-Горский совершал свои экспедиции?
Мы постараемся обобщить в этом сообщении основные известные нам факты. .
Источником информации служат статьи и документы Сергея Михайловича, а также фотографии из его коллекции (в некоторых случаях - также чужие снимки).

Как известно, с 1909 г. Прокудин-Горский предпринимал регулярные фотоэкспедиции при личной поддержке императора, распорядившегося обеспечить фотографа необходимым транспортом.
В своей автобиографической записке 1932 г. "В результате доклада его [министра путей сообщения Рухлова] Государю, мне был дан по Высочайшему Повелению Пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в темную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников. Вагон этот предоставлен был в полное мое распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своем вагоне, совершали поездки для съемки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д."

Этот спецвагон несколько раз попадал в кадр. Самым крупным планом он представлен на снимке станции Бородино (реставратор - Duffy's tavern):

Посмотреть в оригинальном разрешении
Это был сентябрь 1911 г. Оставив вагон на станции, Прокудин-Горский отправился снимать окрестные достопримечательности.


На сделанном со стороны, издалека снимке станции можно ещё раз увидеть этот оранжевый вагон (фрагмент фото):


Тот же вагон виднеется за паровозом Самаро-Златоустовской железной дороги на более раннем снимке 1910 г.:


К сожалению, название этой станции до сих пор не установлено. Возможно, Уфа или Миасс.
Вагон на фрагменте снимка:


В своём спецвагоне Прокудин-Горский отправился снимать красоты Кавказа ранней весной 1912 г. В конце марта он писал из Батума "Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: «Батум, до востребования»".

Как известно из воспоминаний, с наступлением войны в 1914 г. пульмановский вагон пришлось отдать для нужд армии. Последнюю фотоэкспедицию Сергей Михайлович совершил на специальном служебном поезде по едва оконченному строительством южному участку Мурманской железной дороги:


В той же автобиографической записке 1932 г. можно прочитать про иные виды транспортного обеспечения:
"Для работы на водных путях, в зависимости от возможностей, Министерство предоставляло мне отдельный, специальный приспособленный для работы пароход с полным составом команды. В случае надобности предоставлялся помимо того и маленький пароход, могущий идти по мелководью и прицепная баржа, а для поездки по реке Чусовой была дана моторная лодка. Для обработки Урала и перевала Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль си[c]т. Форда, пригодный для трудных дорог.
При поездках по водным путям капитаном назначался возможно хорошо знакомый с краем, что значительно облегчало мне работу."

Путешествие по Мариинской системе в 1909 г. фотограф начал на паровом катере "Заря". Вот он стоит недалеко от Шлиссельбурга:

Затем Прокудин-Горский со своими спутниками пересел на служебный пароход МПС "Шексна", на котром уже плыл от устья Свири до самого Рыбинска.:
Этот колёсный корабль мы видим на довольно большом числе снимков по всему маршруту.
Вот, например, сцена учебной пожарной тревоге на судне в Онежском канале:


А здесь "Шексна" стоит у входа в устье реки Вытегры, у бескрайнего Онежского озера:


А здесь "Шексна" пришвартована у Ковжинского лесопильного завода, река Ковжа:

У меня есть надежда, что вахтенный журнал "Шексны" за 1909 г. сохранился в петербургских архивах и его удастся найти. Тогда мы, возможно, узнаем много интересных подробностей той исторической экспедиции!

По реке Тобол Прокудин-Горский в 1912 г. путешествовал на пароходе "Тюмень":


По-моему, это был, в отличие от "Шексны", не специальный, а обычный рейсовый пароход.
Вот сам фотограф позирует на палубе за столом к компании попутчиков:


Третий пароход был задействован при непродолжительном путешествии по реке Оке летом того же 1912 г., целью которого было запечатлеть строительство двух плотин.
Здесь мы видим это судно на фоне строящейся плотины в с. Кузминском (ныне это Рязанская область):

А здесь - в подмосковном (ныне) Белоомуте, где строилась вторая плотина:

На втором снимке можно разглядеть, хотя и не уверенно, название судна - "Цна". К сожалению, найти каких-либо сведений об этом пароходике пока не удалось.

Как мы цитировали выше, "для поездки по реке Чусовой была дана моторная лодка". Точнее, это был глиссер с пропеллером:


Меня очень заинтересовало упоминание фотографом про новый автомобиль системы форда, присланный для "перевала Уральского горного хребта в Екатеринбург", однако его следов не удалось обнаружить на снимках. Возможно, просто ни разу не попал в кадрах.
Вообще, как я писал, во всей коллекции есть только одно изображение автомобиля - у Новой гостиницы в Гаграх (лето 1912 г.):

Скорее всего, это "Мерседес" принца Ольденбургского, основателя и хозяина нового черноморского курорта России. Безусловно, Прокудин-Горский пользовался его гостеприимством и, должно быть, покатался на этом авто.

Во всех остальных случаях Сергей Михайлович передвигался на различных типах гужевого транспорта и эти экипажи не раз попадали в кадр.

Вот,, например, фрагмент панорамного снимка местности на границе Московской и Смоленской губерний:

Кажется, это двуколка. Непонятно, как в ней могли разместиться два пассажира, ведь едва ли Прокудин-Горский путешествовал без помощника.
Тот же вопрос возникает при виде двуколки на лесной дороги у водопада Кивач в Карелии летом 1916 года:


Спиной к нам стоит сам Сергей Михайлович, поэтому должен был быть помощник, который снимал.

Лучше всего двуколку можно разглядеть на снимке "На Салюткинских копях", сделанном в декабре 1906 г. На этой повозке Прокудин-Горский и другие участники экспедиции для наблюдения солнечного затмения в горах Тянь-Шаня начинали восхождение к вершине Чар-Таш:


В путешествии по Чусовой и трассе проектируемого канала до реки Исеть у Прокудина-Горского, как мы увидим, была целая группа помощников. Поэтому закономерно, что на фрагменте снимка у Верх-Исетского пруда в кадр попали сразу две брички:

Они дожидаются, пока фотограф сделает панорамный снимок с высокого холма:


А вот в такой телеге Прокудин-Горский передвигался по Голодной степи в Туркестане осенью 1911 г.:

Двое из этой телеги присутствуют на нескольких других снимках, сделанных в разных местах по маршруту поездки.

Следующий обзор мы хотим посвятить попутчикам Прокудина-Горского в его экспедициях, которые не раз попадали в кадр.

Как всегда, буду благодарен за любые замечания, уточнения и перепост.
Tags: 1900-е, 1910-е, Дореволюционная Россия, Железные дороги, История транспорта, Прокудин-Горский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments