visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

1909 год в цвете

Мы заканчиваем первый декадный цикл в нашем новом проекте "20 век в цвете".
Задача проекта — показать, что вся история прошлого столетия была запечатлена на цветную пленку (пластины), вопрос лишь в том, что 99% из этого богатства пока спрятано от нас в архивах и музейных запасниках.
Я решил показывать годы не в хронологической последовательности, а вперемежку, по одному из каждого десятилетия 20 века. Дело в том, что ещё не все из них закрыты материалом (например, пока не нашёл ни одного цветного снимка для 1900-го), да и зрителям будет интереснее видеть разные эпохи. В первом цикле уже были 1952, 1946, 1971, 1963, 1981, 1926, 1913, 1993 годы. Остаётся первое десятилетие 20 века и мы выбрали для начала 1909 год.
Этот год очень ярко иллюстрирует вышеизложенную мысль про ничтожную доступность исторического фотоматериала. Представьте, в 1909-м уже третий в год в свободной продаже находятся люмьеровские пластинки автохром для любительской цветной съемки, сотни энтузиастов делают такие снимки, их количество за год должно было исчисляться уже многими тысячами штук, но в Сети, в свободном доступе, сейчас можно найти лишь единичные экземпляры. Поэтому весь 1909 год "закрывается" преимущественно снимками одного-единственного фотографа — нашего дорогого Прокудина-Горского. Едва ли на его долю приходился хотя бы 1% отснятых в 1909 году цветные фотографий, но его коллекция оцифрована и выложена в Интернет!

Но мы начнём обзор всё же с автохромов.
В 1909 году вся Европа бредит авиацией: первые аэропланы только-только "встали на крыло", а Блерио уже перемахнул через Ла-Манш! "Англия больше не остров!", кричат заголовки газет. Париж спешит отдать дань моде и открывает большую выставку воздухоплавания:

Здесь хорошо видна технологическая ограниченность метода автохрома: небо совсем не получилось.



Выставка воздухоплавания в Grand Palais, Париж, 20 сентября 1909:

Как видим, в 1909 году тон задавали всё же ещё не аэропланы, а летательные аппараты легче воздуха.

Дирижабль Zodiac III Betheny, фотограф Жимпель (Gimpel), 28 августа 1909:


Мой любимый автохромный снимок: Сюзанна и Андре, дочери Луи и Огюста Люмьеров, 1909:

Как видим, в умелых руках автохром давал иногда совсем неплохие результаты!

Синьора Антонио Люмьер с внуками, 1909:

Как видим, опять представлены далеко не случайные снимки,а именно те, которые подверглись оцифровке и стали достоянием общественности (в данном случае это фотоархив Люмьеров).

Единственная цветная фотография английского короля Эдуарда VII, 1909:


Девушка ткёт ковёр в Алжире (Jules Gervais-Courtellemont, Albert Kahn Collection), 1909:


Теперь перенесёмся в Россию, чтобы насладится цифровым качеством снимков Прокудина-Горского. Ниже представлены несколько его работ 1909 года.

В этом году он отправляется в первую "царскую" экспедицию, по Мариинской системе. Большая часть пути пройдена на пароходе МПС "Шексна". Вот его команда:

Высокое разрешение

Вот и сам пароход:

Высокое разрешение

Дома рабочих на Ковжинском лесопильном заводе:


Нефтеналивная баржа братьев Нобель на реке Вытегра у деревни Анхимово:

Высокое разрешение

Камнечерпательная машина Свирская-2 на одном из участков Мариинской системы:


Общий вид города Белозерска с крепостного вала:

Высокое разрешение

Шлюз и плотина на реке Шексне:


Монастырский сенокос:

Высокое разрешение

Пожарная команда в Вытегре:

Высокое разрешение

Вторая прокудинская экспедиция 1909 года была на Урал.

Вид на Екатеринбург от дачи Начальника Горного Округа:

Высокое разрешение

Златоуст:

Высокое разрешение

Общий вид на г. Пермь с Городских горок:

Высокое разрешение

Паровоз Аа 76 у депо Главных мастерских УГЖД в Перми:


Челябинск:

Высокое разрешение

Касли. Формовка художественного литья:


Ст. Симская:

Высокое разрешение

Да, люмьеровский автохром и рядом не стоял!


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956, 1957, 1968, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976, 1977, 1978, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983,1984/СССР-1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991, 1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996, 1996, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Tags: 1900-е, 20 век в цвете, autochrome, Авиация и ракеты, Дореволюционная Россия, Прокудин-Горский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments