?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как сообщают СМИ, сегодня президенту РФ Владимиру Путину, в соответствии с его распоряжением, будет представлена концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Разработанный стандарт представляет собой брошюру, куда включены принципиальные оценки ключевых событий истории, основные подходы к преподаванию предмета в современной школе, темы, понятия, события и персоналии, которые должны войти в будущие учебники, передает РБК.

В конце перечислено 20 "трудных вопросов истории России" (с точки зрения учителей), по которым планируется издать отдельные пособия и методички, содержащие альтернативные оценки сложных для преподавания событий. Среди них, к примеру, исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде, роль Ивана Грозного в российской истории, цена петровских преобразований, внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны, перестройка и развал Советского Союза и др.

Как сообщил научный руководитель рабочей группы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, «монголо-татарское иго» в учебнике переименовано в «ордынское», Великая Октябрьская социалистическая революция – в Великую российскую революцию (по примеру французской), и теперь это понятие включает события и февраля, и октября 1917 года, даны новые трактовки событий и исторических личностей.

КОНЦЕПЦИЮ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

История создания Концепции изложена здесь.

Comments

gordeich74
Oct. 31st, 2013 12:36 pm (UTC)
Сам смысл стандарта - именно в том, чтобы изложение конкретным школьникам НЕ зависело от конкретного учителя, а было стандартизировано. То есть теперь будет официальная точка зрения, что такое хорошо и что такое плохо. А свою точку зрения заказчик уже озвучивал, например, в 2003-м, выступая перед финалистами конкурса студентов, отвечая на вопрос о том, в каком периоде истории он хотел бы оказаться, Путин назвал февральскую революцию, заявив, что это был один из самых ярких примеров подъема национального духа.

Вот судя по концепции так и будут учить: "В результате противоречий случилось восстание, все вместе скинули царя, начали строить новую жизнь, но тут окрепли большевики и захватили власть".
tokurow
Oct. 31st, 2013 01:07 pm (UTC)
Изложение предмета всегда зависит от учителя. Хороший учитель, в отличие от плохого, никогда не ограничивается дословным чтением учебника, а подаёт материал в "удобоваримом" для ученика виде. Напомню, что проблема заключалась не в том, что учебника истории не было, а в том, что учебников истории было слишком много.
В той части "концепции", которая посвящена событиям 1917 г., я не вижу противоречий. Как будет выглядеть посвящённый им параграф учебника - это уже интересно.

> это был один из самых ярких примеров подъема национального духа.
Так подъём-то действительно был - количество важнейших событий за восемь месяцев 1917 г. определённо "зашкаливало". Другой вопрос - к чему именно он привёл.

gordeich74
Oct. 31st, 2013 01:45 pm (UTC)
Изложение, подача материала, но не принципиальные оценки событий. То есть раньше это зависело от учителя - теперь нет. Сказали: "злодей" - значит злодей. "Святой великомученик" - значит святой великомученик. "Растоптали большевики" - значит большевики растоптали. А учебников, книг пособий и дальше будет много - но они все будут отображать "единственно правильную точку зрения".

Как будет выглядеть освещение событий 1917-го - ну так предположить можно, поскольку принципиальная точка зрения властей вполне понятна.

Ну "подъём национального духа" - это на мой взгляд что-то вроде "вставай, страна огромная", а не "наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю".
tokurow
Oct. 31st, 2013 01:55 pm (UTC)
> Как будет выглядеть освещение событий 1917-го - ну так предположить можно, поскольку принципиальная точка зрения властей вполне понятна.
Из представленной концепции этого, вообще-то, не следует.

> >i>Ну "подъём национального духа" - это на мой взгляд что-то вроде "вставай, страна огромная", а не "наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю".</i>
В 1917 г. каждый "поднимался" в собственном направлении. :-(
Но сам факт подъёма духа и кипучей активности несомненен.
gordeich74
Oct. 31st, 2013 02:02 pm (UTC)
Это следует из предпочтений заказчика.

Если подъём в таком смысле, порой самом буквальном - то да.
tokurow
Oct. 31st, 2013 02:12 pm (UTC)
> Это следует из предпочтений заказчика
Это уже не вопрос концепции.
gordeich74
Oct. 31st, 2013 02:25 pm (UTC)
Это же сам смысл создания концепции.
tokurow
Oct. 31st, 2013 02:29 pm (UTC)
Созданная концепция начинает жить собственной жизнью. Я в ней никаких особых ляпов не вижу.
Как будет выглядеть созданный на её базе учебник и, тем более, как именно будут выглядеть проводимые на основании этого учебника уроки - уже совсем отдельный вопрос.
gordeich74
Oct. 31st, 2013 03:00 pm (UTC)
Ну какой такой собственной жизнью они может жить?
Это всё равно как сказать: "Указ Президента начинает жить собственной жизнью".

Ляпы есть - в пример голод 1932/33, где о неурожае вообще не упоминается, в пример ежовские репрессии, которые резко выделяются и количественно, и качественно (процентом расстрелов), но в концепции не рассматриваются как отдельное явление.
И очевидное желание переписать историю в угоду текущему политическому моменту - Русь вдруг перестаёт быть Киевской, а иго - татаро-монгольским.
swamp_lynx
Oct. 31st, 2013 04:41 pm (UTC)
+1 за исключением татаро-монгольксого компонента. Ордынское иго лучше характеризует ситуацию.

"- Сейчас в литературе бытуют разные взгляды на владычество Золотой Орды. В том числе, что никакого ига не было, а был взаимовыгодный симбиоз Орды и Руси?

- Это подтасовка фактов. Период довольно приемлемого сосуществования действительно был, при Александре Невском, Батые и его сыне Сартаке. Но этот период был очень коротким, всего несколько лет. А в 1261 г. произошел переворот, Сартака убил и сменил Берке, ставленник хорезмийских и иудейских купцов, обосновавшихся в Сарае. Та же купеческая верхушка Сарая «рулила» последующими властителями Орды, и о каком-либо симбиозе с Русью, ясное дело, говорить не приходилось. " Валерий Шамбаров
gordeich74
Nov. 1st, 2013 07:12 am (UTC)
Я немного о другом - как названия становятся политкорректными.
sawely
Nov. 1st, 2013 12:58 am (UTC)
"В результате противоречий случилось восстание, все вместе скинули царя, начали строить новую жизнь, но тут окрепли большевики и захватили власть". а что вам тут неправильным кажется?
gordeich74
Nov. 1st, 2013 06:45 am (UTC)
Во-первых не все вместе, большевиков там и близко не было, причём в самом буквальном смысле.

Насколько это спонтпанное восстание в результате противоречий, а насколько ему помогли, спровоцировали - тоже вопрос не ясный до конца.

Во-вторых в том то и дело, что новую жизнь строить не начали. Временное правительство отказалось брать на себя ответственность по всем принципиальным вопросам, а также не могло решить повседневные вопросы. Именно потому всё большую популярность получают деятельные Советы и готовые взять на себя ответственность большевики.
sawely
Nov. 1st, 2013 03:31 pm (UTC)
большевики вполне себе участвовали в выборах в госдуму,в советах рабочих, крестьянских и солдатских во время 1-ой революции большинство составляли меньшевики и эсеры, да и во 2-ой кого там только не было, вам про кронштадское восстание напомнить? или про подавление самих советов после октябрьского переворота?
короче классическая история.
gordeich74
Nov. 4th, 2013 07:47 am (UTC)
Причём здесь ДО и ПОСЛЕ?
Речь о конкретно Февральской революции, о свержении царя.
Большевики участвовали в подготовке? - Нет.
Большевики были среди основных деятелей? - Нет.
Вывод - революция подготовлена не ими и не для них. Другое дело, что они тоже постарались воспользоваться возникшей ситуацией - но это именно воспользовались ситуацией, а не создали её.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner