visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Мир 1961 года в цвете

В прошлый раз в проекте "20 век в цвете" мы посмотрели события и жизнь 1961 года в СССР, теперь взглянем на остальной мир. Там этот год прошёл не менее ярко.

В январе 1961-го вступил в должность Джон Кеннеди, самый молодой президент в истории США. Если во внутренней политике он намеревался провести ряд прогрессивных социальных реформ, то во внешней изначально был настроен весьма агрессивно и рвался доказать всем свою решимость "отбросить коммунизм".
Но первый же блин вышел у него комом: 17-19 апреля были разгромлены высадившиеся при поддержке США в заливе Свиней на Кубе войска антикастровских кубинских эмигрантов. Поражение явилось результатом ряда просчётов ЦРУ и американского военного командования, но также и нежелания Кеннеди открыто использовать вооруженные силы США для нападения на Кубу (чего потом не могло простить ему ЦРУ).
Даже косвенное участие американцев в нападении вызвало в мире большую волну возмущения. В Каире, Джакарте, Рио-де-Жанейро и Лиме демонстранты предприняли попытки штурмовать дипломатические миссии США.
А Фидель Кастро раздавал победные интервью иностранным журналистам:

Крупнее



Второй удар по национальной гордости американцев нанёс в том же апреле 1961 года полёт Юрий Гагарина.
Своего первого астронавта, Алана Шепарда, Соединённые Штаты смогли запустить 5 мая 1961 года, но он осуществил тогда лишь суборбитальный космический полёт, "подскок в Космос".
А первый орбитальный полёт американским астронавтом будет выполнен лишь 20 февраля 1962 года. Его совершит Джон Гленн, дублёр Алана Шепарда по первому полёту. Вот он на снимке 1961 года (фотограф Ralph Mercury):


Кстати, запуску людей в Космос у американцев предшествовали эксперименты с обезьянами (а не с собаками, как у нас).
31 января 1961 года шимпанзе Хэм был помещён в космический корабль «Меркурий-Редстоун-2» (англ. Mercury-Redstone 2) и запущен в космос с космодрома на мысе Канаверал. Это был суборбитальный полёт. Корабль достиг высоты 157 миль (253 км). Полёт продолжался 16 минут 39 секунд. Дальность полёта — 422 мили (679 км).
Знаменитое «рукопожатие» — Хэм после приводнения на палубе с командиром спасательного корабля:


Одним из главных событий 1961 года стало появление т.н. Берлинской стены (официально Antifaschistischer Schutzwall — «Антифашистский оборонительный вал») — инженерно-оборудованная и укреплённая государственная граница Германской Демократической Республики с Западным Берлином протяжённостью 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км.
Её возведение началось 13 августа 1961 г.
Стена разрезала единое тело города буквально по живому и стала одним из главных символов Холодной войны.
Первоначально, в 1961 году, Берлинская стена выглядела так:


Контрольно-пропускной пункт в Берлине 1961 года (фотограф Herb Gouldon):


А на другом конце света, в Бразилии шло полным ходом возведение новой столицы страны города Бразилиа (официально провозглашенной 21 апреля 1960 года).
Генеральный план составил архитектор Л. Коста с использованием идей Ле Корбюзье. Главным архитектором административных и общественных зданий стал Оскар Нимейер.
Бразилиа стала воплощением самых радикальных градостроительных и архитектурных модернистских идей.
Так, например, выглядел на снимке 1961 года строящийся кафедральный собор (фото Дмитрия Кесселя):


Подобные чудеса архитектуры можно было найти, разумеется, не только в Бразилии.
Вот как выглядел в 1961 г. новый аэропорт Нью-Йорка на снимке того же Дмитрия Кесселя:


Аэропорт Нью-Йорка внутри, 1961:


Западная Германия в начале 1960-х переживала строительный бум. На месте выжженные ковровыми бомбардировками исторические центры её городов активно застраивались современными зданиями, хотя зримые свидетельства военного опустошения сохранялись ещё очень долго.
Вот, например, самый центр Мюнхена в 1961-м, вид на Фрауэнкирхе:


К началу 60-х уже отстроен заново и разрушенный Роттердам:


История 20 века не мысли без истории автомобилей.
Итальянцы в 1961-м запустили в массовое производство Fiat 1500:

В нём уже угадывается прообраз будущего культового «Фиата 124», который появится в качестве демонстрационного образца в 1964 году и спустя ещё 6 лет начнёт производится в нашей стране под маркой "Жигулей".

Тем временем в Риме 1961-го "рулят" малолитражки:


Автомобильная мода 1961 года была подчас причудлива.
Вот как выглядел, например, французский Citroen Ami-6 Berline:


Дизайнерское решение спереди выглядело ещё более неожиданно, особенно на фоне совершенных космических форм предыдущего хита Citroen DS:


На этом снимке с американским Cadillac Eldorado модели 1959 г., сделанном на пароме во Франции в 1961 году, видно, как тогда отличались европейские машины от американских (фотограф Herb Gouldon):



По мере того, как процесс деколонизации Африки перевалил свой "экватор" в 1961 году, бывшие метрополии начинают всё больше ощущать приток своих бывших "подопечных". Особенно сильно этот процесс идёт в Лондоне, куда в начале 1960-х перебралось несколько сот тысяч людей африканской и азиатской расы из Вест-Индии и других стран.
В лондонском Battersea Park, 1961 г.:

Тогда к подобной пестроте лондонской публики только начинали привыкать.

А вот до столицы соседней Шотландии выходцы из бывших колоний, кажется, не добрались и по сей день.
Эдинбург в 1961 году:


Весьма ярким событием 1961 года стало поднятие королевского флагманского корабля Ваза в Стокгольме:

Корабль затонул в городской бухте в начале 17 века через 20 минут после спуска на воду из-за ошибки в конструкции.


После поднятия его реставрировали 30 лет и теперь это главная туристическая достопримечательность всей Швеции.

А вот и сам Стокгольм 61-го, ещё с левосторонним движением:


Перенесёмся в Азию.
Красный Китай в 1961 года приходил в себя после провала большого скачка 1958 года. В ряде направлений экономика страны была отброшена назад, во многих сельских районах был голод.
А в это время Гонконг зажигал огни "экономического чуда":


А в Японии 1961 года император Хирохито (на троне с 1926 по 1989 г.) ещё совсем не стар:

В 1945 году американцы милостиво оставили японцам их императора, рассудив, что с ним хаоса в головах у побеждённых "самураев" будет меньше. А конце концов, если Япония это и впрямь "Англия Азии", то как ей быть без монарха и без старых добрых традиций?

В Киото 61-го из последних сил поддерживают умирающую традицию гейш, без которых, конечно, Япония не Япония:


Но Япония 1961-го уже летит на всех порах в своё высокотехнологическое будущее и ночной Токио с каждым годом всё ярче вспыхивает заревом световой рекламы:


Другой азиатский монарх, король Лаоса Savang Vatthana (правил в 1959-1975) в 1961 году:


В Кабуле на снимке 1961 года видно, как приметы вестернизации контрастируют с вековой средой традиционного исламского общества:


Ну а где-то эпоха вообще не имеет значения, как например в горных районах Папуа. Представители одного из бесчисленных аборигенных племён в 1961 г. (фотограф Elliott Erwitt):


Tags: 1960-е, 20 век в цвете, Авто-мото, Корабли, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments