Но всё же сравнение несколько хромает. Конечно, и у Махатмы было в своё время немало ненавистников, но едва ли ему и его памяти удалось пережить такой шквал ненависти, который сейчас бушует за фасадом официального почитания Манделы. Точно также, как в его признании сейчас объединились диаметрально противоположные политики (от "империалистов" до коммунистов), так и ненависть разделяют необременённые официальным этикетом люди противоположных политических взглядов.
Ненависть правых понятна: мол, после падения режима апартеида "процветающая ЮАР превратилась в вонючую криминогенную помойку", где теперь уже белым приходится прятаться в гетто за колючей проволокой. Вчера в ЖЖ был леденящий душу репортаж на эту тему. Да, освобождённым рабам ещё долго придётся брести к свободе, но какая альтернатива могла быть для ЮАР в 21 веке?
Гораздо интереснее ненависть к бывшему коммунисту Манделе среди левых, которых прежде не сильно заботила участь белых колонизаторов в пробуждающейся Африке. Складывается впечатление, что ненависть на этом флаге вызвана примиренчеством Манделы и его высоким авторитетом на Западе. А если уж там хвалят, значит, по определению враг. На днях появился очень интересный пост, в котором Манделе противопоставляется другой левый африканский лидер, Томас Санкара, правивший Буркина-Фасо в 1983-1987 гг. Мол, вот этот действительно успел принести пользу своей стране. И при этом оказался незаслуженно забыт.
И всё же Манделу любили и будут любить люди всех рас и убеждений, потому что он отдал себя борьбе за те идеалы, которые освещают современный мир: свобода, равноправие, справедливость, гуманизм.
Мандела на Трафальгарской площади в Лондоне, 12 июля 1996 года, ЕГО ЗАПОМНЯТ ТАКИМ:
